В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 26, 2010

Обзор литературы об Аркторуси-Гиперборее

Автор 11:38. Рубрика Рецензии на чужие публикации


Обзор литературы об Аркторуси-ГиперборееВ.А. Чудинов

На последней лекции об Аркторуси 20 февраля 2010 года в Политехническом музее Москвы я рассказывал об Аркторуси, о ее поисках и нахождении. Слушатели были очень довольны приведенным материалом и долго не отпускали меня в коридоре, задавая вопросы и давая мои книге мне на подпись в качестве автора. Вместе с тем, я понял, что общие сведения об Аркторуси у населения очень скудны, и решил выяснить, что именно предлагает интернет и в каком объёме.

Исследование я начал с наиболее востребованного ресурса - с Википедии. И там я сначала искал сведения о Гиперборее. Вот что я обнаружил.

Википедия о Гиперборее.  «Гиперборея - в древнегреческой мифологии [1] и наследующей её традиции легендарная северная страна, местообитание блаженного народа гипербореев. Название дословно обозначает «за Бореем», «за севером».

Согласно Ференику, они выросли из крови древнейших титанов [2]. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону [3]. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон» [4]. По Мнасею, они ныне называются дельфами [5].

В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы [6]. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа - жрецов и слуг Аполлона [7]. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию [8].

Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет [9]. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море [10] Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), Гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса [11].

Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев [12]. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма)».

Далее следует список литературы

1.      Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.304; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 5; II 5, 11

2.      Схолии к Пиндару. Олимпийские песни III 28 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С.311

3.      Гимерий. Речи XIV 10 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.468-469

4.       Вестник древней истории. 1947. № 3. С.257

5.       Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика II 775 // Вестник древней истории. 947. № 3. С.289

6.       Himer. Orat, XIV 10

7.       Pind. Pyth. X 29-4Т

8.       Пиндар. Олимпийские песни III 16

9.       II 47

10.   Plin. Nat. hist. IV 26

11.   Plin. Nat. hist. IV 26; Herodot. IV 32 - 34

12.   Herodot. IV 13-15; Himer. Orat. XXV 5

13.   В Петрозаводске с 1999 года проходит ежегодный международный фестиваль «Гиперборея», посвящённый этой мифической стране

14.   Телепередача "Городские Легенды",выпуск "Соловецкие острова. Формула бессмертия.", канал ТВ-3, 2008 г.

Итак, на первый взгляд будто бы всё верно. О Гиперборее вроде бы следует писать только как о мифе - если полагать, что она не обнаружена. Однако ее существование было локализовано мною в конце 2008 года, так что данные сведения относятся скорее к истории вопроса. Представим себе, что мы бы поинтересовались вопросом о том, что такое автомобиль, а Википедия нам выдала бы такую информацию:

Мнимое определение из Википедии.  «Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο - сам и лат. mobilis - движущийся), или машина - мифологическое самоходное безрельсовое транспортное средство, якобы предназначенное для передвижения по поверхности Земли. Согласно Ференику, горючее изготавливалось из крови древнейших титанов [2]. Автомобили упоминает Алкей в гимне Аполлону [3]. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон» [4]. По Мнасею, они ныне называются дельфиками [5]».

Мы были бы весьма удивлены таким пониманием, полагая, что даже если вокруг автомобилей и существовала какая-то мифология, ее следовало бы упомянуть не вначале статьи, а лишь в разделе «история вопроса».

На самом деле, именно так и строится статья об автомобиле в Википедии.

Реальное определение из Википедии. «Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο - сам и лат. mobilis - движущийся), машина - самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли. Для быстрого и комфортного передвижения автомобилей строят специальные автомагистрали или дороги с твёрдым покрытием. Двухколёсные самоходные транспортные средства, даже с прицепом, а также небольшие трёх- и четырёхколёсные самоходные транспортные средства к автомобилям не относят.

Первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи (стр. 812R Codex Atlanticus), однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав тем самым правильность идеи Леонардо. В эпоху Возрождения и позже в ряде европейских стран «самодвижущиеся» тележки и экипажи с пружинным двигателем строились в единичных количествах для участия в маскарадах и парадах.

В России в 1780-е годы над проектом автомобиля работал известный русский изобретатель Иван Кулибин. В 1791 году им была изготовлена повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.».

Собственно говоря, один абзац и является историей вопроса (но не начальный!). Далее следует раздел о том, как развивалась автомобильная промышленность. А в статье о Гиперборее ничего современного мы не видим. Она как бы застыла на точке зрения начала ХХ века.

Скудные сведения греков. Итак, согласно прилагаемым сведениям, жители Гипербореи живут далеко на севере, и даже как бы «за северным ветром», то есть, за известными континентами. Затем, поскольку они кончают жизнь, бросаясь в море, можно понять, что море их окружает всюду, так что их континент - это, возможно, большой остров. Далее, выяснилось, что жители Гипербореи не только культивировали самые разные жанры искусства, но и насаждали их в других странах. А их мировоззрение было жизнеутверждающим и веселым. Наконец, их бог, как  в Греции, так и в Риме назывался Аполлоном, и, возможно, таково же было его имя в Гиперборее.

Портал «Гиперборея». Приятно было познакомиться с постоянно действующим порталом «Гиперборея» http://www.yperboreia.org/. Здесь опубликовано много интересных сведений. Так, в разделе «Публикации» приведены фотографии исследователей, как древних, так и современных, с краткими пояснениями. С выдержками из работ древних исследователей мы уже познакомились. Что же касается ученых XIX-ХХ века - У. Уоррена, Б.Г. Тилака, Р. Генона, то сведений о конкретно локализации Гипербореи мы у них не обнаружим.

aktorus1.jpg

Рис. 1. Исследователи Гипербореи до середины ХХ века

Посмотрим теперь исследователей второй половины ХХ века. Начинается изложение с Валерия Никитича Дёмина, который много писал о Гиперборее. Редакторы сайта дали такое краткое изложение его взглядов.

Дёмин о Северной традиции. «Северная традиция зародилась вместе с мировой историей. Исчезнувшую северную прародину человечества принято называть гиперборейской. Гиперборея (древнегреческая огласовка Yperboreia) от греч. hyper над, сверх, по ту сторону + Boreas северный ветер = край за северным ветром Бореем). Другое древнее самоназвание арктической колыбели человечества Туле (Тула, Фула).

Существование погибшей Гипербореи, считавшееся бесспорным фактом с античных времен, в последнее время получило новые подтверждения на основе комплекса исторических, археологических, этнографических, культурологических, лингвистических, топонимических, этимологических, мифографических, тектонических, геофизических, палеоклиматических, космопланетарных и других данных. Отныне мировая предыстория получает совершенно новое звучание, а ее хронология отодвигается в глубь тысячелетий. Мы россияне прямые наследники древнейшего пранарода и богоизбранные хранители бессмертных традиций мировой истории и культуры!»

Действительно, В.Н. Дёмин издал несколько книг, в которых он затрагивал проблему Гипербореи, а одна так и называлась «Гиперборея». В них он приводил перечисленные выше доказательства. Однако ни в одной из них он не дал точной локализации данной территории. Я был лично знаком с этим интересным исследователем, посвятил его работам статью и состоял с ним в переписке. В 2007 году вместе с киностудией «Гипотеза» я побывал на Кольском полуострове и привез оттуда ряд фотографий и большие впечатления.

aktorus2.jpg

Рис. 2. Исследователи Гипербореи второй половины ХХ века

Светлана Васильевна Жарникова. Ее интересует расположение горы Меру. «Среди многих неразгаданных тайн древнейшей истории народов Евразии отнюдь не последнее место занимает проблема, вот уже более столетия волнующая умы исследователей и порождающая все новые и новые, порой абсолютно взаимоисключающие гипотезы, - это вопрос о том, где же находились легендарные Хара и Меру, священные северные горы индоиранского (арийского) эпоса и мифов, с которыми соотносят, как правило, скифские Рипейские, или Гиперборейские горы античных авторов. Начатая более 80 лет назад книгой выдающегося политического деятеля Индии Бала Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах»1 серия публикаций, в той или иной мере связанных с этим вопросом, продолжается и по сей день. Ответ на вопрос, по-видимому, так и не найден, о чем свидетельствуют две последние по времени публикации - книга Г. Бонгарда-Левина и Э. Грантовского «От Скифии до Индии» (1983)2 и И. Куклиной «Этногеография Скифии» (1985)3, дающие совершенно взаимоисключающую локализацию так называемых Рипейских гор, причем в основу этих локализаций легли одни и те же мифологические сюжеты, одни и те же исторические источники, одни и те же, данные древними авторами, географические ориентиры.

Г. Бонгард-Левин и Э. Грантовский, обобщив и проанализировав материалы «Авесты», «Ригведы», «Махабхараты», сообщения Геродота, Помпония Мелы, Плиния, Птолемея, средневековых арабских путешественников Ибн Фадлана, Ибн Баттута и др., пришли к выводу, что повторяющиеся во всех без исключения источниках географические характеристики вполне реальны и дают возможность ассоциировать Рипейские горы, Хару и Меру конкретно с Уральскими горами, так как только Урал соответствует почти всем тем специфическим особенностям, которые считались необходимыми атрибутами священных северных гор: большой высотой, природными богатствами, близостью к северным морям и т. д.4 С таким решением вопроса в корне не согласна И. Куклина, автор «Этногеографии Скифии». В основу ее концепции легло убеждение в том, что: «По-видимому, прежде всего необходимо отделить одно от другого представления о мифических северных горах и о горах, которые располагаясь к северу от Скифии, реально давали начало многим земным рекам. Те и другие называются Рипейскими, однако локализации поддаются, несомненно, только эти последние горы, тогда как первые, связанные с Крайним Севером и Гипербореями, следует искать не на карте, а в мифотворчестве индоиранских народов»5. Для обоснования своих выводов она также приводит обширный свод высказываний античных авторов - Псевдо-Гиппократа, Дионисия, Евстафия, Вергилия, Плиния, Геродота и т. д.6 - о северных горах, именуемых Рипейскими, и далее, обращаясь к работе Г. Бонгарда-Левина и Э. Грантовского, вслед за ними приводит образцы поразительных совпадений между скифскими полярными представлениями, древнеиндийской и древнеиранской «арктической» традицией7. Но, говоря об этих совпадениях, И. Куклина делает следующий вывод: северные горы и весь «арктический» цикл - всего лишь миф, пересказ сведений, полученных от коренного населения Сибири, а с реальными Рипейскими горами могут ассоциироваться только хребты Тянь-Шаня, так как они являются единственной широтной водораздельной грядой в этой части Евразии, отличаются большой высотой, находятся на севере по отношению к Индии и Ирану и т. д.8...

Все вышеизложенное, думается, дает нам основание предполагать, что священные горы Хара и Меру индоиранской мифологии, Гиперборейские и Рипейские горы скифов и античных авторов можно ассоциировать с возвышенностями северо-востока европейской части СССР - Северными Увалами.

В заключение хотелось бы отметить, что районы Северных Увалов, особенно в их восточной и центральной части, на сегодняшний день археологически почти не исследованы, и можно надеяться, что в ближайшем будущем археологов здесь ждут новые интересные находки и открытия, позволяющие приподнять завесу над прошлым многих народов, населяющих наш континент. Литература: 1. Tilak В. The Arctic Home in the Vedas. Bombay, 1903. 2. Бонгард-Левин Г. M., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М., 1983. 3. Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л., 1985. 4. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии... - С. 7, 26, 34-35, 36-43, 153. 5. Куклина И. В. Этногеография Скифии... - С. 176. 6. Там же. - С. 165-169. 7. Там же. - С. 173-175».

Насколько можно понять по картам Меркатора, гора Меру находилась на Северном полюсе и была окружена морем, что никак не соответствует возвышенности на северо-востоке европейской части СССР. Из данного отрывка следует также, что кроме некоторых предположений данная исследовательница более ничего не сделала: не посмотрела карты, не предприняла экспедиции на местность.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.2MB | MySQL:11 | 0.186sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.330 секунд