В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 28, 2009

А.Л. Чижевский и парапсихология

Автор 17:48. Рубрика Историография исследования паранормальных явлений

А.Л. Чижевский и парапсихология

В.А. Чудинов

Этой статьёй я хотел бы начать публикацию статей по историографии русских исследований тонкого мира, а также по историографии знаменитых русских экстрасенсов. Естественно, что в рамках этого проекта я смогу рассмотреть и тот материал, который мне оставил Георгий Константинович Гуртовой, и тем самым выполнит данное ему обещание.

Здесь я помещаю сначала свою статью о Чижевском, а затем материал, который я нашел в архиве РАН, написанный самим Чижевским. Выношу это на сайт в том виде, в котором обе статьи находятся на сайте -http://mikosm.narod.ru/taina.html.

Интерес А.Л.Чижевского к парапсихологии. Мы знаем Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964) как великого русского ученого-космиста, исследователя солнечно-земных связей, исследователя воздействий положительных и отрицательных аэроионов на жизнедеятельность организмов, соратника К.Э. Циолковского.

Весьма важной особенностью этого исследователя является его стремление к комплексному изучению новых явлений. Это отмечал в предисловии к его работе "Физические факторы исторического процесса" К.Э. Циолковский: "Книжку А.Л. Чижевского с любопытством прочтет как историк, которому все в ней будет ново и отчасти чуждо (ибо в историю тут врываются физика и астрономия), так и психолог или социолог. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа".

Вместе с тем мало кому известно, что это желание к комплексному охвату естественнонаучного и гуманитарного знания совершенно логично подвело Александра Леонидовича к изучению так называемых паранаук. Между тем, ничего сенсационного в этом интересе Чижевского к парапсихологии нет. Перечисляя вклад Александра Леонидовича в науку, Международный конгресс по биологической физике и биологической космологии (Нью-Йорк, 11-16 сентября 1939 года) отмечал ''цикл капитальных исследований... проф. Чижевск(ого) (по)... установлению зависимости нервно-психического тонуса (функционального состояния нервной системы) у людей от некоторых пертурбационных периодических солярных процессов". Отсюда совсем недалеко до исследования воздействия психики одного человеческого существа на другое в различных условиях физического состояния Земли, Солнца и космоса.

При исследовании таких паранаук как астрология и парапсихология, Александр Леонидович стремился вычленить, прежде всего, их рациональное содержание, их попытки обобщить и объяснить малопонятные явления природы в их связи с судьбой человека и его психической деятельностью.

Некоторый свет на отношение Чижевского к паранаукам проливает его работа "От астрономии к космической биологии", написанная в 1928 году. Она была задумана как первая глава более обширного труда о влиянии солнечной деятельности на жизнь Земли и ее природные условия. Первоначально этот раздел назывался "Астрология, мантика, антропогеография". В данной работе автор прослеживает эволюцию астрологических знаний, а также приводит собственные размышления по поводу астрологии

"Что можно было бы возразить против догмата всемирной симпатии, говорящего, что все части мироздания солидарны между собой, что часть подобна целому и зависит от него, что огонь сознания и огонь небесных светил родственны, что наше тело связано прочными узами родства с окружающими его стихиями, которые в свою очередь подвергаются влиянию космических сил? - спрашивает А.Л. Чижевский. - Ведь на этом догмате покоилось все миросозерцание греков и потом римлян. Поэтому-то становится понятным, что, несмотря на ряд изумительных открытий в области математики, астрономии, физики, механики, медицины и других естественных дисциплин, теория о невидимых, неощутимых влияниях и излияниях сделалась единственной и основной для объяснения сил, действующих в физическом и психическом строе человека! В чем же заключалась таинственная и могучая сила астрологических постулатов, навязываемая людям вопреки всяким разумным методам доказательств? Где же таится зародыш астрологических верований, более двадцати веков волновавших человеческую мысль? Возникает также вопрос: умерла ли эта наука древности бесследно, не оставив в обширном строе человеческих знаний ярких памятников своего бытия, может быть, изменившихся в форме выражения, но принципиально тождественных с первоначальными постулатами астрологии? И если нет, то не послужила ли астрология с ее всеобъемлющим догматом побудительным стимулом, принудившими человеческую мысль к отысканию аналогичных принципов в сфере точного знания?

В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленной сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят миру эту энергию, приводят в движение его звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения, которые оживляют земную поверхность. Все на Земле обязано ей, этой космической энергии: и смена времен года, приливы и отливы морских волн, бури и грозы, бурное или спокойное движение соков в растениях, животных и людях. Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа".

Вместе с тем, А.Л. Чижевский заявляет о том, что он далек от того, чтобы защищать астрологию со всеми ее догматами.

В ином ключе подается другая работа, написанная не ранее 1925 года и подписанная тремя авторами - А.И. Ларионовым, В.К. Чеховским и А.Л. Чижевским, который и готовил материал. Рукопись не окончена, из задуманных нескольких разделов она содержит только два. Это лишает нас возможности познакомиться с рядом конкретных результатов деятельности авторов, но позволяет принять к сведению исторический очерк опытов других исследователей по передаче мысли на расстояние, что весьма ценно, ибо в настоящее время таких свидетельств очень мало. Данное исследование интересно тем, что деятельность русских ученых не отделяется от достижений их западных коллег, что позволяет создать единую историческую картину развития экспериментов.

В этом историческом разделе А.Л. Чижевский демонстрирует не просто определенное знакомство с историей парапсихологии, но выступает как ее теоретик. А в разделе о собственных исследованиях он описывает опыты, проводимые в группе при научной организации ФИЗОХИМ, где индуктор с октября 1922 года по апрель 1923 года передавал изображение простой геометрической фигуры, при этом по сравнению с предыдущими аналогичными экспериментами в Берлине данные опыты были усовершенствованы. Выяснилось, что есть связь между типом темперамента и предрасположенностью быть индуктором или перципиентом. Были открыты законы искажения восприятия, а также апробированы различные методики передачи и восприятия сообщения. Наиболее впечатляет результат успешности применения методик, оцениваемый в 75-80%.

На мой взгляд, эта работа А.Л. Чижевского позволяет по-новому взглянуть на творчество незаурядного человека и понять, что в послереволюционной России существовали целые исследовательские коллективы, занимавшиеся проблемами телепатии. Весьма впечатляет и тот научный подход к данному сложному явлению, который демонстрирует Александр Леонидович. Он практически не пользуется парапсихологической терминологией, оставаясь в рамках обычных естественнонаучных исследований. Поэтому данная неоконченная статья могла бы явиться основой для изучения подобного явления в том ключе, который был разработан А.Л. Чижевским.

О передаче мысли на расстояние. А.Л. Чижевский. Настоящее исследование основывается на экспериментальных работах над непосредственной передачей мысли на расстояние, поставленных в 1922/23 году В.К. Чеховским совместно с проф. А.И. Ларионовым и А.Л. Чижевским в специальной комиссии, организованной по моей инициативе при существовавшей тогда научной организации "ФИЗОХИМ" в Москве.

В настоящее время заканчивается обработка произведенных опытов. Было сделано около 2300. Вопрос передачи мыслей входит в мир науки после столь долгих и особенно ожесточенных споров, какие вряд ли в истории науки пришлось выдержать какому-либо другому вопросу. Вопрос вызвал столько недоумений и часто такое непонимание основных стремлений занимавшихся им, что прежде чем перейти к теме, я считаю необходимым изложить вкратце своё кредо по вопросу и подходы, которые были положены мною еще в 1922 году в основу примененной методики исследования.
Излишне говорить, что я стою на чисто позитивной и опытной точке зрения и ни к какому одностороннему или "мистическому" освещению экспериментально установленных фактов не склонен.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.178sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

управление:

. ..



20 запросов. 0.309 секунд