В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 10, 2009

Еще раз об Алекановской надписи

Автор 20:53. Рубрика Чтения новых текстов

Надо сказать, что судить о том, насколько хорошо данное «чтение», вполне можно: оно никуда не годится. И нет никакого «житейского» пути ни в геометрию, ни в эпиграфику. И дело не в  том, что учёные «кичатся», а просто они применяют апробированные методы. А если таких еще нет, то они их постепенно разрабатывают. Ну, а то, что предлагают Зиновьевы, не относится ни к какой методике.

«Наверное, чем большее число любителей станет корпеть над загадочными текстами, тем меньше будет темных пятен в славянской праистории. Случается, и младенец высказывает истину даже королю. «Не Боги горшки обжигают».  Надпись на горшке, найденном близь села Алеканово, равно - и другие находки, убедительно свидетельствуют о широком распространении рунической письменности, разные виды знаков применялись в больших и малых славянских поселениях уже в давние дохристианские времена. С Кавказа в начале первого тысячелетия свершил свой легендарный поход жрец-воин Один, несомненно, он многое изведал о верованиях и письменах на исконных землях славян, покорил почти всю Европу и, будучи уже в скандинавских горах, открыл руны, т.е. создал свою систему рунических знаков. В III-IV веках н.э. народы восточных славян жили в долгом соседстве и противоборстве с державой Германариха, вождя приазовских готов, в его империи сложился обширный ареал, где знали и хранили языческое письмо. Сказания вещают о Киеве Древнем, что был задолго до появления на Днепре столицы Киевской Руси. В VI-VIII веках на просторах вдоль Волги (река Итиль) были такие письменные государства, как Булгарский и Хазарский каганаты, среднее Поволжье издревле заселили славянские народы Чудь, Весь, Меря, Мордва и другие, все они пользовались знаками-письменами, сходными с алекановскими».

Очень странные рассуждения. Я пока не видел, чтобы простые любители, тем более на уровне младенца, создавали науку, по крайней мере, эпиграфику. Тот же Гриневич, на мой взгляд, прошел, по крайней мере, полпути до уровня профессора грамматологии. Во всяком случае, у него была своя методика (хотя, на мой взгляд, и не лучшая), и он набрал, по меньшей мере, треть правильных значений знаков в силлабарии. Что же касается Зиновьевых, то это - типичные любители. У них дешифровки вообще нет.

Рассуждения Турчанинова. Г.Ф. Турчанинов написал монографию, из которой я приведу отрывки, опубликованные на сайте. Вот этот текст.

«В 1963 г. в Рязанском историко-краеведческом музее мы обнаружили небольшое пряслице красного шифера. С двух сторон вокруг отверстия на нем были вырезаны знакомые буквенные знаки, в которых надлежало разобраться. Пряслице было найдено в 1945 г. местным любителем археологических древностей тов. Зубковым на месте разрушающегося славянского селища Борки, что расположено в 2-х км от г. Рязани.
Ширина верхней и нижней плоскостей, на которых по кругу вырезаны буквенные знаки - 7 мм, ширина отверстия - 8 мм, диаметр пряслица 22 мм, высота его 14 мм (см. табл. XXVI, 3, рис. 1а). На боковой стороне пряслица вычерчены затейливые узоры, напоминающие «магические» лабиринты того типа, что выбит на межевом камне «Степана», найденном в Калининской области. За верхнюю плоскость пряслица мы условно приняли ту, где по кругу, слева направо, после рисунка наподобие профиля лошади, расположены хорошо распознаваемые квадратного еврейского письма буквы tsade и heth, обозначающие число 908, а за этим числом в дукте сиро-несториаиского письма, по-алански написано: анзи - 'года' (см. табл. XXVI, 1).

 alekanovskaya8.gif

Рис. 8. Таблица знаков на пряслице

 

Слово выполнено в норме дигорского диалекта осетинского языка. Дата выполнена по византийской христианской эре, а не селевкидской. Писавший надпись алан был двуязычен. Это вытекает из надписи на другой, нижней плоскости пряслица, где также по кругу слева направо, начиная от словораздела в виде вертикальной черты, как и в первом случае, написаны хорошо читаемые квадратного еврейского письма буквы: tsade, jod, heth, составляющие число 918. После числа аланскими буквами по-русски написано: «лъта». Надпись сделана аланом, ибо русский написал бы «лъта 918» и поставил словораздел после числа, а не перед ним. Как покажет дальнейшее изложение фактов, пряслице с надписями пнсьма аланского дукта было на Рязанщине явлением не случайным. Ту же манеру и культуру письма мы встретим и в надписи на горшке из погребения с. Алеканова, расположенного очень близко к селищу Борки. Обстоятельства находки алекановского горшка были таковы. Осенью 1897 г., во время производства раскопок дюны под названием «Могилки» в окрестностях с. Алеканова, археологу В. А. Городцову посчастливилось при вскрытии одного из погребений обнаружить глиняный горшок с круговой, сделанной до обжига, надписью из 16 знаков (см. прорисовку надписи, табл. XXVI, 3, рис. 5).

На основе убедительных данных археолог считал алекановский сосуд принадлежностью славянской, точнее, вятичской культуры и относил его к X-XI вв.
Вскрытое В. А. Городцовым погребение принадлежало старой женщине. Костяк лежал на спине, со скрещенными на животе руками, головой на юго-запад. Кроме горшка с надписью, при погребенной были найдены 6 бронзовых проволочных височных колец, браслет из низкопробного серебра и небольшой железныи нож. Знаки на горше вызвали многочисленные толки и суждения, не прекращающиеся до нашего времени. Одни ученые полагали и полагают, что они представляют собой тамги, поставленные в строку представителями родов или фамилий, присутствовавшими при погребении, другие считали и считают их знаками загадочного письма. Из всех мнений, которые были высказаны по этому вопросу, наиболее логичной в свете имеющихся фактов нам представляется точка зрения В. А. Городцова. После того, как в 1898 г. он обнаружил еще два обломка керамики со знаками того же типа, что и на алекановском горшке, В. А. Городцов сделал о всем найденном в Алеканове графическом материале совершенно правильные выводы. Позволим себе привести его мнение in extenzo, т. к. в нем оказывается все нужное для дальнейшего суждения о знаках алекановской надписи, чего нет, к сожалению, у других авторов. «Оба обломка хорошо обожжены, хорошо формованы и, по-видимому, относятся к лучшему сорту гончарных изделий древнего поселка. На одном из них оказались начерченными еще по свежей глине три знака, на другом два, из которых один цельный, а от другого же сохранилась часть в виде черточки. В первом случае очевидно, а во втором очень вероятно, - знаки располагались в строку, т. е. совершенно так, как и на погребальном сосуде. На первом из обломков знаки расположены по шейке сосуда, по обрезу которой идет простой орнамент из черточек. На втором знаки, очевидно, шли ниже шейки, по боковым стенкам, и, очень вероятно, так, как они идут на погребальном сосуде. Интересно, что из четырех цельных знаков два оказались сходными со знаками погребального сосуда. Другие два знака имеют начертание оригинальное. Смысл знаков по-прежнему остается загадочиым, но уже является более вероятным иметь в них памятники доисторической письменности, чем клейма или родовые знаки, как можно было предполагать при первом знакомстве с ними на погребальном сосуде, где казалось очень естественным наличие на одном сосуде многих клейм или родовых знаков, так как акт погребения мог служить причиной съезда нескольких семей или родов, которые и пожелали увековечить свое присутствие на похоронах начертанием своих клейм на глине погребального сосуда.
Совсем другое дело - нахождение знаков в более или менее значительном количестве и в строковой планировке на бытовых сосудах. Объяснить их как клейма мастера невозможно, потому что знаков много; объяснять, что это знаки или клейма нескольких лиц, также нет возможности. Остается одно, более вероятное предположение, что знаки представляют из себя литеры неизвестного письма, а комбинации их выражают какие-нибудь мысли мастера или заказчика. Если же это верно, то мы имеем в своем распоряжении до 14 букв неизвестного письма».

Таково мнение В. А. Городцова. Заключение, к которому пришел археолог, следует считать совершенно правильным. Факты и наблюдения подтверждают его.
При знакомстве со знаками надписи на алекановском горшке бросается в глаза, что три из них в виде жирной точки повторяются и, как показывает практика чтения надписей, должны быть приняты за словоразделы. Между словоразделами оказываются восемь, два и один знак. Естественно предположить, что при таком делении строки текста в надписи могли быть выражены либо имя и время погребения покойной, либо имя и число лет покойной. Наибольшее количество не разделенных словоразделами знаков - восемь, при таком понимании текста, должно, естественно, падать на имя покойницы, а меньшее - на дату погребения или возраст. Дата и возраст обычно следуют за именем. Следовательно, чтение текста нужно начинать слева - с буквы в форме косого креста, перед которой стоит жирная точка - словораздел. С этой точки пишущий начинал вычерчивать надпись, вследствие чего между нею и последней буквой надписи расстояние оказалось вдвое большим, чем в других случаях. Таковы первые визуальные наблюдения над текстом, без которого нельзя начинать чтения. Но начинать чтение, отправляясь от чисто внешнего наблюдения, допустимо лишь тогда, когда знаки надписи можно с чем-то соотнести, сравнить, сопоставить. Только потому, что такая возможность имеется, позволим себе высказать свое мнение о надписи на алекановском горшке.

Сначала несколько общих замечаний. Около двух десятков лет тому назад нами высказалась мысль о том, что доглаголическое и докириллическое письмо восточных славян могло представлять собой оригинальный извод аланского письма. Аланы юга России - это ясы русских летописей. В опубликованных нами ранее аланских и аланского дукта надписях были приведены отдельные буквенные знаки, по форме и значению совпавшие то с глаголическими, то с особыми кириллическими буквами славянского письма. Количество этих знаков, как можно убедиться из некоторых очерков данной книги, ныне несколько возросло, хотя собственно восточнославянских памятников в районе южной русской лесостепи до сих пор не обнаружено. Публикуемый в этой книге очерк «Фрагменты аланских граффити с городища Тытчиха» на среднем Дону показывает, как в одном поселении сосуществовали славянская и аланская культуры. Трудно себе представить, что при подобного рода сосуществовании славянского населения с аланским у первых не было простой человеческой необходимости использовать в чисто утилитарных целях аланское (ясское) письмо, попытаться приспособить его к своему языку. Население Алекановского поселка В. А. Городцовым и другими исследователями признается вятичским. Академик А. А. Шахматов в свое время развивал теорию, что вятичи жили первоначально на Дону и лишь позднее колонизовали Оку. Эта точка зрения А. А. Шахматова, как мы убедимся ниже на эпиграфическом материале, была исторически правильной. Довольно раннее заселение славянами Дона показано было по названиям рек И. И. Срезневским. Все вышесказанное доказывает, что в славянской миграции с юга на север, с Дона на Оку и другие места, во вновь осваиваемые области, должна была быть в какой-то мере занесена письменная культура подонских славян, письмо оригинальное, но вместе с тем аланского дукта, и если в южнорусских степях этих памятников пока не найдено, то севернее они могли сохраниться и, будучи здесь обнаружены, пролить свет на начальные этапы возникновения восточнославянского письма. После этих общих замечаний обратимся к надписи на алекановском горшке, чтобы извлечь из уже имеющихся аланских и аланского дукта надписей факты для ее интерпретации. Относительно алекановского горшка В. А. Городцов писал, что он был слеплен и обожжен наспех. Видимо, наспех делалась и надпись на нем. Отсюда схематизм ее знаков, чего нельзя не учесть при интерпретации текста.

Надпись прочерчена по сырой глине неглубоко. Третий знак слева нанесен на поверхность в такой последовательности начертаний: сначала прочерчен крестообразный, а поверх его дугообразный знак. Третий знак представляет собой вязь, состоящую из двух самостоятельных букв. Судя по отсчету знаков, этой точки зрения придерживался и В. А. Городцов».

 alekanovskaya9.gif

Рис. 9. Таблица знаков алекановского сосуда

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.470sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.656 секунд