Археологи и их новости
В.А. Чудинов
Я опять рассматриваю новости археологии. Первая новость от 20 сентября такая: Датские подводные археологи нашли город 6 тысячелетия до нашей эры [1].
Рис. 1. Найденный обломок янтаря с надписями
Рис. 2. Место подводных работ в сумеркахЭто почти нереальное чувство - стоять вот здесь, держа в руках ручку топора, которой 8 000 лет, кости животных, со следами обработки мастером из мезолита, и скорлупу лесных орехов, выглядящую так, как будто их только вчера раскололи», - рассказывает Мортен Йохансен, один из археологов, погружающихся к древнему поселению. Ученые уже нашли около 60 кремниевых наконечников для стрел, другие части орудий и инструментов, среди них - крупный фрагмент таинственного «оружия с большим наконечником», характерного для культуры Конгемозе. Оно сохранилось лишь частично, до наших времён дошёл обломок длиной 18 сантиметров.
Рис. 3. Тот же кусок янтаря и моё чтение надписей
Древнее поселение находилось на берегу моря в конце Ледникового периода, когда значительная часть воды современных морей «хранилась» в виде льда далеко на севере. Около 6 000 лет назад льды стали быстро таять, а уровень моря, соответственно - столь же быстро подниматься. Поселок оказался на морском дне и его вскоре затянуло слоем ила - подводные археологи называют его «гиттия». Наносы перекрыли доступ кислорода и на тысячи лет защитили предметы и орудия, останки людей и животных каменного века от разложения».
Я усилил контраст на куске янтаря, повернул его влево на 90 градусов и увеличил в размерах. Первый фрагмент я читаю слева вверху, для чего я уменьшаю его в высоту. Здесь написано: ЯРА ХРАМ РЮРИКА ЯРА. Из этого сразу же следует, что янтарь принадлежал той части города, которая построила в IX веке н.э. храм Яра Рюрика.
В центре янтарного фрагмента находится вид головы быка то ли оленя, то ли тура. Над рогами можно повторно прочитать (вы обращённом цвете) слова ХРАМ РЮРИКА, чем подтверждается первоначальное чтение. А слева внизу я выделяю фрагмент, на котором я читаю слова: 33 АРКОНА ЯРА. Из чего следует, что данный храм Яра подчинялся столице Руси Рюрика Ладоге.
А в целом данный кусок янтаря напоминает голову кошки анфас с лёгким поворотом вправо. Рот кошки полуоткрыт. На нижней губе слева я читаю слова: ВОЙСКА РЮРИКА ВОИНА. Так что перед нами - артефакт из воинского храма Яра. А слева от верхней губы кошачьего рта я читаю датировку: 12 ГОД ЯРА. При пересчёте в привычное для нас летоисчисление это соответствует дате 868 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Наконец слева на нижней губе кошачьего рта я читаю слова: СВЯТАЯ РЮРИКА ЯРА РУСЬ. Это название мне уже встречалось, но я радуюсь всякий раз, как его встречаю.
Итак, найден еще один храм Рюрика, теперь уже в Дании, на сей раз Яра и принадлежащий войску Рюрика. - Перейдём теперь к следующей новости.
Рис. 4. Нынешние реконструкторы в одежде XIII векаИсконное название города Брянска. «А правильное название нашего города - «Дьбряньскъ», то есть, ДЕБРЯНСК. «И первые его жители умели писать. Об этих и других любопытных фактах из истории Брянска говорилось на научно-практической конференции, которая прошла на месте основания города - Чашином Кургане. - Историки и археологи Брянского госуниверситета рассказали о существовавшем здесь древнем поселении, - сообщают в пресс-службе горадминистрации. - Тот вал в форме подковы, который можно увидеть сегодня, по мнению ученых, - руины засыпанной деревянной стены, представлявшей собой цепь «городней» - дубовых срубов, плотно заполненных глиной. Такой ограде в несколько этажей не были страшны ни стрелы, ни даже ударные орудия. В XIII веке крепость сгорела во время пожара. Осыпавшаяся глина покрыла нижние этажи стен - так появился вал, который мы видим и по сей день. Среди археологических находок в урочище «Чашин Курган» есть, к примеру, ножницы для стрижки овец, блесны и крючки, фрагменты амфор из Северного Причерноморья, в том числе Крыма, глиняные горшки из Волжской Булгарии, бусы из Средней Азии. То есть жители древнего Брянска вели успешную торговлю» [2].
Когда точно появился Чашин курган, сказать сложно - историки называют дату с большой погрешностью, примерно в IX-XVI вв. н.э. Чашин курган называют «Сердцем Брянска», поскольку из него действительно вырос город. Для археологии это тоже особенное место - здесь находят множетво интересных объектов, проливающих свет на прошлое здешних мест.
Рис. 5. Вид на курган с высоты птичьего полёта и моё чтение надписей
Анализ фотографии. Рис. 5 из данной статьи представвляет весьма интересный прмер фогографии кургана с небольшой высоты. Здесь имеется тот редкий случай, когда более поздние деревья, поросшие на кургане, вырублены (пусть и не до конца), и имеется возможность понять архитектуру самого кургана. Мы видим, что на самом верху действительно имеется чаша, то есть, насыпной земляной вал выше человеческого роста, и проход (предположительно с севера) внутрь этой чаши. Скорее всего, это - верхняя, открытая часть храма.
Но находится ли перед нами именно храм? Для подтверждения этого предположения я читаю надписи на дальней части насыпной стены. Хотя контраст невелик, но он существует и позволяет прочесть текст: ХРАМ ЯРА РУСИ РЮРИКА. Уже эта надпись позволяет сказать, что, скорее всего, храм построен в конце IX-начале Х века н.э. Но в видеофильме Марии Зарицкой о Брянске называется точная цифра - 985 год н.э., то есть, спустя 4 года после смерти Рюрика.
Более точное описание датировки мы встречаем в статье [4]: «"Чашин курган" находится при впадении реки Болвы в Десну, на развилке двух древних и важных водных путей: один шел от Киева по Десне и Болве к верховьям Жиздры и Угры с выходом в Оку и Волгу; другой - мимо устья Болвы в нынешнюю Смоленщину. Возникало предположение, что при слиянии Болвы с Десной должно было сложиться какое-то древнее поселение, игравшее роль перевалочной и опорной базы. Для обеспечения безопасности Киевской Руси военные походы совершали князья Олег, Игорь и Святослав. Последний в 965 году нанес мощный удар по хазарам, оттеснив их к Каспийскому побережью. Но в 70-х годах те снова вернулись в Донские степи, создав угрозу Киевскому государству. Поэтому Владимир организовал военную экспедицию с намерением окончательно устранить угрозу со стороны хазар и волжских татар.
В книге "Слово о князе Владимире", написанной В.А. Рудневым на основе летописей и трудов историков, говорится: "Великий волжский поход Владимира начался в середине апреля, как только Днепр и Десна очистились ото льда. У Вышгорода, стоявшего у слияния Десны и Днепра, собралось бесчисленное множество людей и однодревок со всех ближних и дальних рек, а по обе стороны Десны выстроились отряды конников - русских и примкнувших к ним оседлых печенегов - торков ... Предстояло проделать по этой реке путь длиной около тысячи километров". Автор далее пишет, что, достигнув Чернигова, войско сделало первую остановку. Следующий привал устроили в Новгород-Северском. Затем, поднявшись еще выше и войдя в приток Десны, называемый Болвой, проплыли по нему до тех мест, откуда начинается волок к Жиздре и Оке. В течение нескольких дней через этот волок перебросил и речной флот на окскую воду.
Основываясь на словах летописца Нестора, который говорит, что Владимир Святой "нача ставити городы по Десне, и по Встри, и по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне..." в 988 году с целью укрепления своей позиции в этом регионе, многие считают, что Брянск основан именно им. Отсюда, с небольшой корректировкой по времени, датой основания города определен 985 год».
Однако возвращаюсь к архитектуре кургана на рис. 5. В центре чаши находится мужской лик анфас, весьма напоминающий портрет Рюрика. На уровне глаз можно прочитать часть подписи, а именно ХАРА, остальная часть слова находится правее, под тенью от одинокого дерева, ОНА. Два других слова, а именно ЯРА и ХРАМ читаются на лике строкой и двумя строками ниже, образуя подпись ХАРАОНА ЯРА ХРАМ, что подтверждает надпись на дальней части стены.
Далее я рассматриваю надписи под деревом на большей площади. Там я читаю слова: ЯРА РЮРИКА МАСКА. Это означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЯРА РЮРИКА. А справа от дерева находится еще один лик анфас, где черты лица выражены плохо. На нём я читаю слова ЯРА РЮРИКА МИМ. Слева тоже имеется лик пожилого человека с бородкой анфас с некоторым поворотом вправо. Здесь я читаю подпись: РЮРИКА МИМА МАСКА. Иначе говоря, ИЗОБРАЖЕНИЕ МИМА ХРАМА РЮРИКА.
Таким образом, выяснилось, что сама площадка «чаши» является системой агитации: на ней изображено три лика: Рюрика в центре и двух его мимов по бокам (полагаю, что мима Яра и мима Мары). Каждый лик подписан, а в самом низу площадки читаются слова: РЮРИКА МИМА РУСИ ЯРА ХРАМ. Три последних надписи повторяют другие и к тому же выполнены мелкими буквами, поэтому я не воспроизвёл их на поле дешифровки. Зато теперь я получил полное представление о том, что существовало на дне чаши. Далеко не всегда я могу получить такие данные по другим храмам.
Вернусь к работе [3]. Там я читаю слова: «Что представляло собой укрепление Чашиного кургана, на основании которого возникло городище? Предполагается, что основавшие его люди шли из Киева в северо-восточную Русь осваивать новые земли, и место им приглянулось как пригодное под военные нужды. Возможно, к этому приложил руку Владимир Святой, что не зафиксировано в письменных источниках, но кажется наиболее вероятным, исходя из того, что именно тогда он начал «ставить города» по всей зарождающейся Руси». - Понятно, что все заслуги Рюрика теперь принято приписывать Владимиру, именно потому, что он Святой (как если бы и Рюрик, его Святая Русь не были Святыми). Иначе говоря, Рюрика исключили, а Владимира «назначили» на роль создателя Руси. И потому читать надписи на данном городище - не политкорректно. И потому археологи меня на дух не терпят.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.439 секунд