В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 8, 2007

Бытовой календарь периода мезолита из Лепенского вира

Автор 15:56. Рубрика География и астрономия древности

Бытовой календарь периода мезолита из Лепенского вира

В.А. Чудинов

Протописьмо Лепенского вира было открыто и описано Радивое Пешичем в его книге «Винчанское письмо» (1), однако все его примеры сводились к выявлению им всего нескольких букв. Пример показан на иллюстрации, рис. 1.

Жертвенник на остатках святилища № 4 в Лепенском Вире (1, с. 16-I и 2 с. 206)

Рис. 1. Жертвенник на остатках святилища № 4 в Лепенском Вире (1, с. 16-I и 2 с. 206)

Но сам раскопками в Лепенском вире Радивое Пешич не занимался. Иллюстрация взята им из книги Драгослава Срейовича и Любинки Бабович «Искусство Лепенского вира» (2). Вокруг кирпичной кладки видны вырытые крупные буквы «А». Более мелкие знаки на той же иллюстрации Р. Пешич не рассматривал, и я покажу ниже, что такие мелкие надписи на данном изображении существуют. Геометричность этих изображений якобы буквы «А» указывает скорее на прикладной характер; например, такой вид могли иметь дренажные канавки. Слов, которые содержали бы только буквы А, нет ни в одном языке мира. Тем не менее, как целые буквы «А», так и отдельные фрагменты равностороннего треугольника Радивое Пешич посчитал буквами письменности Лепенского вира и сел их в одну таблицу, которую он назвал «Букварь Лепенского вира», рис. 2.

Букварь культуры Лепенского Вира

Рис. 2. Букварь культуры Лепенского Вира (1, с. 16-III)

Букварь составлен самим Пешичем; в основу начертания якобы букв положены треугольники.

Букварь культуры Лепенского вира

Рис. 3. Букварь культуры Лепенского вира (1, с. 16–IV)

Продолжая исследовать самые разные изображения Лепенского вира, Радивое Пешич выявил гораздо больший репертуар, который он отразил на рис. 3. Однако, поскольку нет ни названия, ни звукового значения знаков, данную последовательность правильнее было бы назвать «репертуаром знаков», который доведен до 48. А поскольку его размер вдвое превышает размер греческого алфавита, скорее всего, анализируемая письменность относится к слоговой, и тогда вместо слова «букварь» уместнее было бы говорить о «силлабарии».

В качестве комментария к статье Радивое Пешича я помещаю изображение, данное на рис. 1, с чтением некоторых надписей, которые можно было на нем выявить, рис. 4.

Мое чтение надписей на некоторых фрагментах почвы Лепенского вира

Рис. 4. Мое чтение надписей на некоторых фрагментах почвы Лепенского вира

Мы видим, что несколько раз повторяется одно сакральное название: ЯРОВА РУСЬ. Так в древней географии называлась южная часть Европы, охватывавшая всё Средиземноморье. Сербия же входила в так называемую ЖИВИНУ РУСЬ, однако ЖИВИНА РУСЬ выделяется в неолите, тогда как понятие ЯРОВОЙ РУСИ, как мы видим, существовало еще в мезолите.

В таком виде письменность Лепенского вира была известна до статьи Харальда Хаарманна (3), которую я привожу в виде фрагмента в своем переводе с английского, а затем даю комментарий.

Тенденция к абстракции в Юго-Восточной Европе

Харальд Хаарманн

В определенных регионах археологические исследования символизма в культуре вскрывают явную тенденцию к абстрагированию1. Это было верно для Юго-Восточной Европы и прилегающих районов, начиная с мезолита. Иллюстрацией богатства абстрактных знаков и большого разнообразия форм являются насечки на костных артефактах из Мезина близ Новгород-Северского (Украина), датируемых примерно 15 тысячелетием до нашего времени. Среди знаков чаще всего встречается меандр, V-образный знак, параллельные волны, треугольник и ромб.

Сферический камень из Лепенского Вира с насечками в виде знаков

Рис. 5. Сферический камень из Лепенского Вира с насечками в виде знаков8

Смысл абстракции, которая доминирует в культурном символизме неолита, явно был унаследован от более ранних периодов2. Связь между видимым наследием Мезина и традицией знаков и символов Винчи 6-го тысячелетия до н.э. усматривается в культурном символизме ряда мест на Дунайских Горгах, где наиболее известным из всех является Лепенский Вир, сезонное поселение, которое процветало в седьмом тысячелетии до н.э. (Борич 1999). В соответствии с Козловским (1992, с. 20), мезолитическая культура могла покоиться на мигрантах из Центральной Европы, которые заняли места в Долине Дуная примерно между 29 и 27 тысячелетиями до нас3. В процессе непрерывной эволюции, комплекс Лепенского Вира стал непосредственным предшественником традиций Винчи (Брукнер 2000)4. В видимом наследии Лепенского Вира находят основные абстрактные формы, хорошо известные по более позднему континууму Винчи. Наиболее иллюстративным является ансамбль знаков на сферическом камне (рис. 5)5. Такой абстрактный мотив повторяется с задержкой на несколько сотен лет в изобретении Винчанских знаков6. Все еще является материалом для дискуссий то, насколько близко культурный символизм Лепенского Вира соотносится с таковым в районе Винчи. Объектов с насечками из Дунайских Горгов все еще слишком мало для установления того, могла ли традиция Винчанского письма иметь свои древнейшие корни в седьмом тысячелетии до н.э7.

Литература к статье Х. Хаарманна

1. Borić D. Places that created time in the Danuba Gorges and beyond, cf. 9000-9500 BC // M. Budja (ed.) 6th Neolithic Studies, Documenta Praehistorica XXVI, 2005, Beograd, pp. 41-70

2. Kozlowski J.K. A multiaspectual approach to the origin of the Upper Palaeolithic in Europe // Mellars P. (ed.). The emergence of modern humans. An archaeological perspective. 1990, pp. 419-437

3. Brukner B. Die Vinča-Kultur in Raum und Zeit // Akademia Nauka I Umetnosti Bosne I Hercegovine. Godišnjzk, v. 32, pp. 61-103

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.07MB | MySQL:11 | 0.232sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

управление:

. ..



20 запросов. 0.389 секунд