В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 21, 2013

Урбаноглифы столиц мира. Черветери

Автор 10:18. Рубрика Геоглифы

Этрусская монета. По академической датировке - 273-250 гг. до н.э. На ней дважды написано слово COZA латинскими буквами (на аверсе и реверсе), читается справа налево. Так она и вошла в каталог: Cosa Minerva horse 670045.jpg. Я ее заимствовал из статьи Википедии «Этруски»; на Викискладе находится с 25 июня 2008 года. Что означает слово «Cosa» непонятно, то ли «вещь», то ли «дело», ибо «Коза Ностра (на сицилийском языке Cosa Nostra - «Наше дело») - сицилийская преступная организация, некоторыми определяемая как мафия» (Википедия). При этом «Сицили́йский язык - язык сицилийцев, относится к романской группе языков». Стало быть, «вещь» или «дело». Значение этого слова в статье не разъясняется. Имеется иное название по-английски: «Head of Coza (o Minerva ?) right, wearing crested Corinthian helmet Bridled horse's head left», то есть, «голова Козы (или Минервы) вправо, несущей Коринфский крестообразный шлем, и лошадиная голова влево».

Лошадиная голова повернута вправо. И хотя о Минерве Википедия пишет, что «особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений», но о том, что она - Коза, нет никакого упоминания. Так что и поворот головы лошади (якобы влево), и принятие Козы за Минерву, и надпись на этрусской монете латинскими буквами, причем на реверсе справа налево (римляне писали в данный период слева направо, а этруски писали справа налево, но этрусскими или русскими буквами). Можно было указать хотя бы на это. Между тем, авторы статьи об этрусках не обращают на особенности монеты никакого внимания, и только запутывают читателя мелкими лживыми описаниями.

Как обычно, я увеличиваю изображение монеты, усиливаю контраст и делаю монету светлее. Теперь я могу прочитать фрагмент на шее изображения женского лица слева. Тут большими буквами написано слово РОД, а под буквой Р более мелкими буквами - слово ЯРА. Для меня нет ничего необычного в том, что этруски писали по-русски, однако далеко не все мои читатели в это верят.

Шлем на изображении женщины содержит маску мужчины, развернутую вправо на ¾. Глаза на маске не видны, на коротком носе весьма сильно обозначены ноздри, рот полуоткрыт, усов и бороды нет. Зато на уровне правого глаза читается надпись ХРАМ ЯРА РОДА. Вероятно, так обозначен храм, в котором была отчеканена данная монета.

Щека и шея рельефа с женщиной содержат вторичный лик мужчины анфас, слегка повернутый влево. У лика - длинный нос, брови уголком, тёмные небольшие глазницы вместо глаз, изогнутые под прямым углом усы, маленькая бородка. Над левой бровью и на усах можно прочитать подпись: слово ЯР.

Наконец, я рассматриваю основное изображение якобы Минервы на аверсе. Женщины в шлеме ходят редко, к тому же нос у этого изображения в правый профиль слишком велик для женского. Однако можно прочитать поясняющие подписи. Первая находится на брови, вторая - на щеке и третья - под нижней губой. В сумме эти подписи слагаются  в такой текст: ХРАМА ЯРА МИМ. Именно МИМ, а не МИМА. Так что изображена не только не Минерва, но вообще не женщина. Таков уровень современной научной нумизматики по атрибуции изображений на монетах.

Перейдём к рассмотрению реверса. Возникает впечатление, что основной рельеф с головой животного, повернутой вправо, изображает не коня, а верблюда. Над его головой тянется нечто вроде спиральной пружины, первая (левая) часть которой непосредственно над головой, содержит надпись МАРИ, что означает слово МАРЫ, прочитанное по-этрусски (у этрусков звук Ы перешел в И, как у многих южных славян). На продолжении спиральной пружины можно прочитать слова МАРЫ ЯРА. Скорее всего, перед нами - один из зооморфных ликов этой богини.

Теперь рассмотрим голову верблюда. На уровне глаза на голову наложена повязка. На уровне глаза можно прочитать надпись в две строки ЯРА ХРАМ. Но самая интересная надпись находится на строке, параллельной линии шеи с ее задней стороны. Она удивительна: это слово МОСКВА. Видимо, так обозначен город, в котором данная монета была отчеканена. Под буквой М слова МОСКВА можно прочитать надпись РОДА РИМА. А правее, на краю повязки, можно прочитать синоним к слову РИМА, слово МИРА. Это означает, что чеканка производилась не в современной столице России, а в какой-то другой Москве, которая входила в зону Мира-Рима, и которую еще следует определить.

Наконец, рассмотрим надпись, поясняющую достоинство монеты. На аверсе, внизу шеи, модно видеть буквы ОД, а выше, светлым по тёмному, написана буква И. Наконец, буква перед буквой Z может быть прочитана как Н. В результате получается слово ОДИН. А если соединить латинские буквы аверса, они образуют надпись ZOL. Продолжение, а именно, буквы ОТ, можно найти на голове верблюда на реверсе. Наконец, окончание OJ можно заметить на реверсе также. А буквы AZ в значении Я можно прочитать на реверсе отдельно. Соединив все буквы, получаем надпись двумя шрифтами, русским и латинским: AZ - ОДИН ZOLOTOJ, что означает: Я - ОДИН ЗОЛОТОЙ.

Теперь получено всё, что мне хотелось бы увидеть, а именно: достоинство монеты (ОДИН ЗОЛОТОЙ), место чеканки - город (МОСКВА РИМА), храм (РОДА ЯРА), страна (РИМ). Наконец, понятно, чье изображение нанесено на аверс (МИМ ХРАМА ЯРА), и на реверс (верблюд как зооморфный лик МАРЫ ЯРА). Понятно и то, почему историки столь безобразно отнеслись к атрибуции монеты: латинские буквы означают, что Этрурия продолжала чеканку монеты уже в римское время, когда Этрурия вроде бы исчезла после римского завоевания. А наличие русских надписей на ней замечать было никак нельзя, поскольку тогда пришлось бы предположить, что Русь существовала в античности.

cherveteri8.jpg

Рис. 8. Некрополь в Черветери

Следующий артефакт - это фигурный сосуд из некрополя Черветери.

Фигурный сосуд из некрополя Черветери. Глина, буккеро. VII в. до н. э.
Рим, Ватиканский музей. «Этрусские сосуды той поры не только сложны, но нередко и изысканны по формам. Таков кувшин с высоким горлом, оканчивающимся головкой коня, с ручкой в виде наездника, держащегося обеими руками за тело лошади (ил. 36). Изготовивший его гончар увидел в форме обычного кувшина контуры живых существ и сумел придать творчески воображенным фигурам величие и монументальность. Талантливый мастер искусно декорировал кувшин, украсил голову коня роскошным цветком лилии, который нередко использовался в то время для оживления терракотовых и бронзовых изделий; извилистыми линиями он изобразил локоны наездника, волнистым орнаментом покрыл боковые части горла сосуда и поместил красивые розетты по краям широкого тулова» [4:63, ил. 36.]

Согласен, что сосуд весьма изыскан по форме и весьма элегантен. Замечу, что езда на лошади в полный рост в наши дни считается довольно сложным цирковым трюком. А на шею лошади надет не хомут и не уздечка, а некий шейный пояс. - Но кто же тот смельчак, который таким образом правит конём? Надпись на бедре юноши гласит: МИМ ЯРА, МИМ. Полагаю, что перед нами - сакральная аллегория, подобна квадриге коней на фронтоне Большого театра Москвы: помазанник Божий способен управлять миром так же, как в облике юноши он способен управлять конём.

На окружности центральной розетки в обращенном цвете можно прочитать слова ЯРА РУСЬ, но не ожидаемые РУСЬ РИМА, и это означает, что сосуд был произведен не в Риме как государстве. На других фрагментах центральной розетки я читаю надписи ЯРА ХРАМ и МАЯК. Полагаю, что так кратко помечено место, в котором хранился данный сосуд. А слово МАЯК означает, скорее всего, что данный кувшин носил парадный, декоративный характер. Иными словами, им пользовались редко, он стоял для украшения.

Надпись имеется на нижней части ручки кувшина. Для лучшего чтения я поворачиваю фрагмент горизонтально, и читаю слова: РОДА ЯРА МАРЫ ХРАМ. Это - официальное полное название храма, которому принадлежит сосуд. А на нижней строчке надписи можно прочитать краткое название той части храма, в которой он находился: ХРАМ МАРЫ ЯРА. Наконец, на упряжке лошади можно прочитать, и опять в обращенном цвете, слова ЯРА МИРА, то есть, ЯРА РИМА.

Так что сосуд предназначался для той части храма, которая называлась ХРАМОМ МАРЫ, то есть, для некрополя. А теперь рассмотрим вход в один из некрополей.

cherveteri9.jpg

Рис. 9. Другой некрополь в Черветери

Некрополь в Черветери.  Статья «Этрусское искусство», сайт по адресу http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1687603. В статье, в частности, говорится: «Главные этрусские гробницы находятся в Орвьето, Тарквинии, Кьюзи, Черветери. Своих мертвецов этруски обычно хоронили прямо в земле. Наверху делалась земляная насыпь конической формы, основание которой окружалась камнями. После отказа от кремации этруски стали захоранивать усопших в гробницах. Есть и скальные захоронения, например, в Соване. Они обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, иногда в виде «толоса». Для прочности перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью. В гробнице с расписными рельефами в Черветери опоры украшены терракотовыми полихромными рельефами, изображающими животных, оружие».

На рис. 8 показан вход в некрополь. Изображение я сделал максимально контрастным для того, чтобы можно было видеть те надписи, который от времени выцвели, либо были закрашены.

Сначала я читаю надписи на горизонтальной балке входа. Тут можно прочитать такие слова: ЯРА ХРАМ, затем ХРАМ ЯРА, МАЯК, далее справа внизу, МАСКА ЯРА, а ниже - снова слово МАЯК. Из этого следует, что некрополь являлся составной частью храма Яра, и что в нём непременно находились изображения умерших (МАСКИ ЯРА), который располагались на видном месте (служили МАЯКАМИ).

Справа внизу на горизонтальном камне можно прочитать написанную крупными буквами надпись МАСКА МАРЫ. Она означает, что в данном помещении находится либо мумия умершего, либо его посмертная скульптура или живописный портрет. На вертикальном камне вверху вновь читается слово МАЯК, что означает нахождение этого тела или скульптуры на видном месте.

На правом вертикальном камне, на уровне середины можно видеть мужской лик, развёрнутый влево на ¾. У него - тёмные брови, но светлые усы и небольшая бородка. Глаза смотрят на входящих в некрополь посетителей. На глазах надпись - ЯР, это ее обычное местонахождение. А на щеке можно прочитать надпись РУСЬ ЯРА. И это - тоже понятно. Портрет бога Яра при входе в храм Яра обычно располагался справа от входа в храм, на стене или камнях портала. Он соответствует христианской надвратной иконе.

Из надписей на левой опоре я выделяю самую яркую, которая гласит РОД. Возможно, что выше этой надписи располагается лик самого бога анфас, однако он выявляется плохо, хотя расположен примерно на той же высоте, что и лик Яра на правом вертикальном камне.

Перед вертикальными камнями, поддерживающими конструкцию, находятся низкие вертикальные камни в половину человеческого роста, частично закрытые растительностью. На правом нижнем можно прочитать надпись РОДА МИМ. Вероятно, в одном из помещений данного храма находилась и комната его резиденции.

В данном случае я обращаю внимание на то, что этруски были, прежде всего, верующими в русского бога Яра, и на храмовых зданиях делали надписи на русском языке, в отличие, например, от египтян и греков.

Другой некрополь Черветери. Это изображение, рис. 9, я заимствовал из статьи «Этрусские города» по адресу http://the300spartans.ru/etrusskie-goroda/ от 3 октября 2012 года. Изображению предшествовал текст: «Документы, найденные в некрополях, живопись на стенах гробниц и другие многочисленные свидетельства, без всякого сомнения, говорят о том, что после двух столетий процветания этрусская цивилизация стремительно клонится к закату. Причина угасания могущества этого народа кроется в политической системе этрусков, основанной на независимости отдельных городов-государств. Каждый город ревностно оберегал свою автономию, благодаря чему этруски хотя и сформировались как нация с весьма определенными особенностями, но так и не создали настоящего, полноценного государства. Как только у их границ возникла угроза со стороны римлян, этруски, политически разрозненные и не готовые к сопротивлению, в короткий срок были покорены».

Полагаю, что события в Этрурии носили более сложный характер. Но  меня в данном случае интересует четвертая фотография данной статьи, весьма блёклая, которую я, естественно, усилил по контрасту. Подпись гласила: «Внешний вид этрусской гробницы в Черветери». И я приступил к чтению.

Прежде всего, сквозь солому купола вместе крыши проступили буквы написанной на нём надписи: ЯР. А на фрагменте цокольной части стены слева от входа можно прочитать слова ХРАМ ЯРА. Но мне достаточно и этого для атрибуции самого здания храма.

cherveteri10.jpg

Рис. 10. Черепок сосуда из Орвието

Черепок сосуда. Фрагмент сосуда VI века до нашей эры, принадлежащий
этрусской культуре. 2 января 2013 года, сайт http://world-archaeology-news.blogspot.ru/search/label/Италия.

«В центральной части Италии на территории горного массива обнаружены подземные пирамиды, изготовленные приблизительно в V веке до нашей эры. Находка сделана в юго-западной части области Умбрия, на территории муниципалитета Орвието. История этого города уходит в незапамятные времена расцвета на Апеннинском полуострове этрусской культуры. Согласно существующим источникам, в течение VI-IV веков до н.э. Орвието был развитым в культурном и экономическом отношении этрусским городом, однако постепенно попал под влияние Рима, пока не был окончательно завоёван в 264 году до н.э. После падения Западной Римской империи, город поочерёдно принадлежал готам, византийцам, а затем лангобардскому герцогству Сполето. В 1157 году папа Адриан VI признал за городом статус коммуны, и с этого времени вплоть до середины XIX века, Орвието контролировался святым престолом.

Примечательно, что углубляясь в прошлое города, археологи встречали на своём пути свидетельства различных эпох его истории. Винный погреб середины XX века, расположенный под ним и скрытый временем средневековый уровень. Наконец, раскопки привели к артефактам античной эпохи: обломки древней утвари, датируемой первым тысячелетием, а также этрусская керамика приблизительно 500 года».

Хотя перед нами - черепок сосуда из Орвието, а не из Черветери, однако он нам демонстрирует верхнюю часть храмовой посуды. На сосуде изображен лик мужчины анфас на фоне платка, очень напоминающего немес египетских фараонов. Правда, у мужчины имеются усики и бородка, а на глазах написано слово ЯР. С этой точки зрения данный рельеф на сосуде весьма интересен, ибо он даёт нам ключ к пониманию торжественной позы фараона, которая является подражанием рельефному лику Яра.

На нижней части рельефа можно прочитать слова ЯРА ХРАМА, а под двумя чертами декора читается слово МИМА. Вероятно, данный красивый сосуд принадлежал миме Яра храма Яра.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.395sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.559 секунд