В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 26, 2007

Чтение надписей на бронзовых зеркалах русского севера

Автор 09:17. Рубрика Новые исторические объекты

Зеркало № 2. О месте находки сказано только, что это – низовья Оби. О времени находки, и личности нашедшего зеркало исследователя не сказано ничего (ДЕМ, 73, рис. 34). Однако и сказанного достаточно, чтобы заподозрить всё то же место производства зеркала – верховья Печоры, берега реки Космы.

Зеркало с низовьев Оби

Рис. 4. Зеркало с низовьев Оби

Данное изображение почти дословно повторяет предыдущее, однако есть и некоторые отличия. Например, обозначено лицо женщины, на котором вместо правого глаза находится месяц (намек на то, что Мара пришла еще из лунного календаря); видна ее корона. Кроме того, нет надписей вдоль внешнего пояска – здесь присутствует однородный орнамент из вертикальных палочек. Следовательно, надписи существуют только внутри зеркала. Их-то я и буду читать.

Мое чтение зеркала с Оби

Рис. 5. Мое чтение зеркала с Оби

Чтение я начинаю с крыла слева. В верхней рамочке можно прочитать слово МАРА, а чуть ниже – слова РАЙ и ПОШТАРЬ РУН И ТЕЛ. В отличие от предыдущего текста тут добавляется слово РАЙ, а слово ПОЧТАРЬ звучит несколько иначе, ПОШТАРЬ. На поясе женщины изображена бляха, где руницей написано слово ВОРЪ (то есть, РАЗБОЙНИК), а слева и ниже на круглом символе можно различить слова, написанные отчасти руницей, отчасти кириллицей: АЗ С СИБИРИ, то есть, Я ИЗ СИБИРИ.

Крыло Мары справа я обращаю в цвете и поворачиваю на 900 вправо. Здесь читаются руницей два слова, МАРЫ ЛИКЪ. Хотя сомнений в этом не было и по предыдущей атрибуции и по надписи на крыле слева, данная надпись исключает все сомнения. Участок под хвостом коня читается без поворота, но с обращением в цвете, как: В РАЙ. На участке между ног, повернутом на 900 вправо и обращенном в цвете, можно прочитать слова: ЕЗДОК НА ТОТ СВЕТ. А вот узоры под конским подбрюшьем следует повернуть на 900 влево, также обратив в цвете. Тут написаны иные слова: ЛИК КОКЕТКИ-ЖЕНЩИНЫ. Это странно, поскольку Мара обычно изображалась со скорбным и некрасивым лицом.

Имеется еще одна надпись на короне Мары. Буквы там очень обобщенные, однако можно прочитать слово ПЧЕОРА, то есть, ПЕЧОРА, место изготовления зеркала. Перед нами – опять реверс. Можно прочитать и большой предмет, который Мара держит в левой руке: руницей тут написано слово КУЧЕРЬ. Из этого следует, что лошадиная голова, шея и грива на изображении просо опущены, равно как и ноги Мары. Однако перед нами – не кентавр, иначе это было бы специально оговорено на изображении.

Таким образом, и на втором зеркале мы видим Мару в качестве кучера-почтальона, который везет умершего на тот свет, в рай. В отличие от первого изображения, в данном случае весьма четко выписано лицо Мары. Кроме того, в правой руке у нее – скипетр, а в левой, видимо, своеобразная держава. И опять она трактуется как крылатый ангел – ангел смерти.

Зеркало № 3. Его Ленинградская Арктическая экспедиция обнаружила летом 1941 года на острове Фаддея, к северу от Таймырского полуострова. Позже его изображение было опубликовано А.П. Окладниковым в журнале «Советская археология» № 13. Ну, а я заимствовал это изображение все из той же книги Демичева (ДЕМ, с. 69, рис. 30), рис. 6.

Зеркало с острова Фаддея

Рис. 6. Зеркало с острова Фаддея

На этом зеркале также существуют неявные надписи, которые я начинаю читать на крыле слева. На лигатуре вверху в обращенном цвете можно прочитать слово МАРА, а затем, ниже, слова РАЙ МАРИН и РАЙ В РЕКАХ. Новым здесь является перенесение рая Мары из болот в реки. На крыле справа также написано слово МАРА, но в зеркальном отражении, то есть, справа налево. Написание русского слова на Руси справа налево тоже встречено на зеркале № 3 впервые.

Далее я читаю надписи на наиболее ясных цветочных украшениях. На цветке № 1 (над хвостом коня) я читаю в прямом цвете слова: ЛИК МАРЫ ВЫЗВАЛ , и в обращенном цвете – РАЙ. На цветке № 2 (перед задними ногами коня) – МАКОЖИ ЖРИЦА, а в обращенном – ЛИК ТИГРА. На цветке № 3 (под поднятой передней ногой коня) – в прямом цвете НА РАЙ К МАРЕ, и в обращенном – МАРШ!

Мое чтение надписей на зеркале с острова Фаддея

Рис. 7. Мое чтение надписей на зеркале с острова Фаддея

Таким образом, на бронзовых зеркалах Руси мы встречаем практически все те черты, которые нам встретились и на этрусских зеркалах: наличие явного текста (на ободке первого зеркала) и неявного (вписанного в рисунок), наличие зеркального написания, реверсов и лигатур. Разнятся лишь сюжеты, но не манера исполнения.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.22MB | MySQL:11 | 0.155sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.325 секунд