Но наличие центральной вертикальной мачты по аналогии со знаком Ж предполагает соединение шипящего с гласным непереднего ряда, что обуславливает чтение Ш как ША или ШО. Наличие закруглений или некоторого наклона в мачтах, приводящее к трансформации Ш в W, предполагает чтение последнего знака по аналогии с З как ШЕ, ШИ или ШЬ. Тем самым можно наметить трактовку закруглений в графике как попытку передать гласные переднего ряда, более архаичные. Знаки ВЪ/ВЬ. Тут мы имеем семейство V-образных знаков, где сам знак V означает ВЪ, соединение с гласным непереднего ряда; следовательно, так же обозначаются слоги ВО и ВА. Напротив, ВЕ обозначается как <; из этого следует, что слог ВИ должен обозначаться как >, хотя он пока и не встретился. В этой связи под вопросом оказываются знаки ВЯ и ВЬ; чисто теоретически их можно передавать и как ВЕ, и как ВИ. Встреченные прежде значения решают эту проблему в практической области однозначно: знаки ВЕ и ВЯ основываются на грефеме ВЕ, которая становится основной для гласных переднего ряда. Знаки Г/К. Исходным, видимо, является слог КО, обозначаемый как ; слоги КИ и КЕ имеют обозначение ¯, причем КИ в некоторых случаях имеет разворот стрелочки вправо, тогда как на единственном примере слога ГЕ (слог КЕ так и не встретился) стрелочка развернута влево. Это вполне коррелирует с разворотом уголка графемы ВЕ/ВИ: в случае ВЕ острие развернуто влево, тогда как в предполагаемой графеме ВИ острие смотрит вправо. Интересно отметить, что в ряде случаев стрелочка рисуется с одним отрогом; это, видимо, должно вполне замещать искривление стрелочки; в таком случае отрог влево должен быть принят для КЕ, и отрог вправо – для КИ, хотя такие тонкости на практике письма уже вряд ли выдерживались (однако именно такой разворот необходим для транскрибирования, и он будет считаться нормальным, тогда как обратный разворот следует считать зеркальным).
Результаты исследований в виде предварительного силлабария показаны на рис. 13; звездочками отмечены гипотетические значения. Материал организован по гласным так: верхняя часть – соединения согласных с гласными переднего ряда, нижняя часть – соединение с гласными непереднего ряда. При этом слоги с редуцированными звуками выделены в отдельный ряд. Видно, что существует определенная система в начертании знаков, однако пока есть смысл воздержаться от ее более подробного выявления, поскольку накопленный материал слишком мал и чуть ли не в половине случаев его заменяют предположения. Точно так же пока рано раскрывать репертуар знаков, поскольку пока неясно, сколько этих знаков существует на самом деле, ибо еще неясно до конца, какие знаки принимать за основные значения, а какие – за их варианты. Иными словами, пока создан предварительный силлабарий, который должен помочь в чтении слоговых и смешанных текстов; многие из предполагаемых значений могут не подтвердиться или подтвердиться лишь частично. Лишь после набора некоторой статистики должны быть выявлены редкие знаки, и тогда будет проведен их статистический анализ.
Рис. 13. Силлабарий знаков слоговой транскрипции
Заключение. В данной статье показан путь создания силлабария славянского слогового письма, полученный как из выявленных более или менее твердых значений отдельных слоговых знаков, так и путем теоретического анализа полученного массива. При обращении ко мне многих исследователей или просто интересующихся славянской слоговой письменностью передо мной в качестве первого чаще всего ставился один и тот же вопрос: откуда мне известно, что данный знак следует читать именно так, а не иначе. Данная статья дает наиболее полный ответ. Кроме того, здесь помещен итог исследования, славянский силлабарий в его наиболее систематизированном и наиболее нормализованном виде, рис. 13, что может явиться основой не только для чтения различных славянских слоговых надписей, но и для дальнейшего расширения самого силлабария за счет включения в него некоторых более детализированных звуковых значений или особых устоявшихся начертаний выявленных здесь графем; впрочем, можно допустить и пополнение силлабария принципиально новыми графемами, не выявленными в данной статье. В любом случае, опираясь на рис. 13, можно двигаться дальше.
Литература
1. Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888
2. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1984-1989 гг. М., 1993
3. Gałdyński Olgierd. Ziemle wojewodstwa Bydgośkiego przed tysiącem lat. Warszawa, 1962
4. Земская Е.А. и др. Языковая игра // Русская разговорная речь. М., 1983
5. Бушков А.А. Россия, которой не было. Загадки, версии, гипотезы. М., 1997
6. Сингатуллина Альфира. Джучидские монеты поволжских городов XIII в. (материалы из каталога) // Татарская археология, 1998, № 1 (2). Золотая Орда: археология, нумизматика, эпиграфика. Казань, 1998
7. Рубцов М.В. Деньги Великого княжества Тверского. Тверь, 1996
8. Археология. Древняя Русь. Быт и культура. Отв. Ред. Б.А. Колчин и Т.И. Макарова. М., 1997
9. Бочкарева М.Н. Новгородские каменные кресты из собрания Ростовского музея // Культура средневековой Руси. Л., 1974
10. Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1952 г.) М., 1954
11. Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1953-1954 гг.) М., 1958
12. Каргер М.К. Киев в монгольские завоевания // Советская археология, 1949, XI
13. Лысенко П.Ф. Раскопки древнего Берестья // Археологические открытия, 1970. М., 1971
14. Рыбаков Б.А. Раскопки в Любече в 1957 г. // КСИИМК, вып. 79, 1960
15. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие, вып 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX-XIII вв. // САИ, 1966, вып. Е 1-36
16. Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1962-1976 годов. М., 1978
17. Колчин Б.А., Хорошев А.С., Янин В.Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981
18. Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской (по материалам граффити XI-XII вв.). Киев, 1976
19. Федоров Г.Б. Деньги Московского княжества времени Дмитрия Донского и Василия Первого (1359-1425) // Материалы и исследования по археологии Москвы, т. 2. М.-Л., 1949
20. Бурау И.Я. Загадки мира букв. Донецк, 1997
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.581 секунд