В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 1, 2015

О книге «Дао Алтая»

Автор 21:21. Рубрика Рецензии на чужие публикации

Глава 10. Россия и Казахстан, русские и казахи. «Особое место в истории казахов играли Россия и русские, и об этом стоит поговорить отдельно. В течение многих столетий наши предки - славяне и тюрки, русы и половцы, московиты и кыпчаки - совместно проживали на огромных просторах Евразии (Гипербореи, Алтаиды). Они, как водится между соседями, были врагами и союзниками, воевали и дружили, соперничали и сватались друг с другом и перенимали обычаи и культуру. Многие славные дворянские фа-милии имеют тюркские корни, а матерями генерала от инфантерии, Верховного главнокомандующего и ярого патриота России Лавра Корнилова (1870-1918) и блистательного оратора и выдающегося адвоката Федора Плевако (1842-1909) были казашки. А у немалого числа видных представителей казахской интеллигенции были и есть русские жены» [1:320]. Автор начинает с генетического родства и территориального соседства. «Вот уже три столетия, как Казахстан связал свою судьбу с Россией, и при разных нюансах их взаимоотношений за это время в целом этот выбор был верен. Мы не всегда в восторге от внешней политики Российского государства, но глубокое уважение к русской культуре, к россиянам, и прежде всего к русским, у нас неизменно. У нас очень добрые взаимоотношения со своими, казахстанскими, русскими. Они являются вторым по численности этносом и составляют примерно четверть населения республики. На степных просторах среди казахов они приобрели определенные «казахские» черты и превратились по существу в особый субэтнос. Позиции русского языка в Казахстане прочны как нигде, и у нас функционирует его классический образец в отличие от русского языка в России, превращающегося, по сути, в русский диалект английского языка». С основной частью этих наблюдений автора согласиться можно: действительно, среди всех тюркских этносов ближнего зарубежья казахи знают русский язык лучше других. А несоразмерное наличие англицизмов в русском языке связано с действием пятой колонны в крупных городах, но не характеризует русский язык всей России.

Глава 11. Воля и судьба. «Я вкратце попытался описать основные вехи истории казахов. А теперь мне хотелось бы высказать своим соплеменникам кое-какие пожелания, соответствующие духу нашего бурного и непредсказуемого времени» [1:322].

«Первое. При заблуждающемся правлении правитель думает, что его правление добродетельное и мудрое. Так сам он считает, и так считают те, кем он правит, несмотря на то, что это не так. Второе. Надо остерегаться пустых иллюзий, ослабляющих нас. Никто со стороны не принесет нам процветания. Наоборот, внешние силы по мере возможности будут мешать. Потому что народы, как и люди, эгоистичны и думают только о себе. Мы нужны другим только как источник дешевых природных ресурсов и рынок сбыта для товаров, как правило, не очень качественных. Это не означает, что мы должны смотреть на них как на коварных хищников. Просто так они добиваются национально-

го успеха. Третье. Народу, и прежде всего его культурной элите - интеллигенции, не надо обвинять других в наших национальных бедах, и пора прекратить бесконечный плач о нашей тяжелой исторической судьбе, а надо быстрее выбираться из темных лабиринтов прошлого и взяться за расчистку авгиевых конюшен настоящего. Четвертое. Создать нормальные бытовые и культурные условия для каждой семьи, ведь именно семья является тем местом, где зарождаются личность, общество, народ и государство. Пятое. Все казахстанцы - казахи, русские, узбеки, украинцы, уйгуры, татары, немцы, корейцы... - сложились в один народ с общей ментальностью и культурой, и мы должны продвигаться общими усилиями вперед» [1:322-324]. Хорошие пожелания!

Эпилог, знаменующий новый пролог. «Процесс механического творения и бездумного потребления превратился для человека в самоцель, и скоро горы его творений с сопровождающими их проблемами погребут его самого. Но, как говорил таинственный дон Хуан писателя Карлоса Кастанеды, «только воин может выжить на тропе знания». [1:328]. «Глобальные проблемы, о которых мы уже говорили, поставили человечество перед дилеммой: либо оно примет принципиально новые правила игры, либо неминуемо скатится к гибели. А главная суть этих правил проста: не твори ничего, что могло бы повредить больной матери твоей - Природе и общечеловеческим интересам» [1:329]. К сожалению, предугадать заранее, чем обернется то или иное новшество в науке, технике, социуме, во внешней и внутренней политике нам не дано. Так что эти добрые пожелания можно (хотя и не нужно) понять так, что прогресс человечества вреден. «Огромные средства, расходуемые на военные цели, должны постепенно переводиться на искоренение бедности, создание нормальных условий для всех людей, борьбу с загрязнением Мирового океана и потеплением атмосферы, обводнение пустынь, увеличение лесов и зеленых насаждений и решение демографических проблем» [1:329]. Этот призыв хорош для стран-агрессоров типа США. Но для остальных стран призыв к пацифизму смертельно опасен. «Нам надо взять лучшее у них и создать толерантное общество и государство путем гармоничного слияния индивидуализма и коллективизма, рынка и плана, демократии и идеократии, интернационального и национального, адата и права, культуры и цивилизации, полиса и деревни, логики и веры, природы и техники, глобализма и регионализма. И распространить этот опыт на Центральную Азию.Предвижу иронический вопрос: опять эксперимент в «лаборатории дружбы»? Да, но не эксперимент по тотальному контролю за душами людей, а по их раскрытию другим» [1:330]. К сожалению, никаких конкретных механизмов реализации этих прекрасных пожеланий не предлагается.

Далее следует не просто ссылка на литературу, но комментарии к сноскам. Например: сноска 9: «Туранцы - кочевые древнеиранские племена Турана,в течение длительного времени совершавшие набеги на оседлых иранцев» и И далее - 2 страницы пояснений [1:335-336].

Обсуждение. Автор решил сделать исторический очерк огромный протяженности по времени, что, разумеется, может вызвать только положительные эмоции и уважение к его научной смелости. Вместе с тем, выполнение подобной задачи, помимо смелости, требует еще и огромной доказательной базы, которая, к огромному сожалению, в работе отсутствует. Более того, сделать это в пределах одной небольшой по объёму книги - задача невыполнимая.

Основной интенцией данной работы является последовательное проведение положения о том, что всё, что связано с Алтаем (независимо от того, какие этносы жили там в виде протоалтайцев), позитивно, одухотворено, связано с Истинным знанием, а то, что связано с Западом - напротив, негативно, бездуховно, и не ведет к чему-то прогрессивному. С этим можно было бы согласиться, если бы автор данное положение доказал, причём с помощью наиболее веских аргументов, а не просто провозглашал его время от времени как в явной, так и в неявной форме. Причем парадоксально, но опирается он в основном на цитаты из западноевропейской и русской философии (отчасти археологии), то есть на духовное наследие той самой цивилизации, которая, по его мнению, существенно уступает восточной.

Книга состоит из трёх частей, которые я условно назвал бы мифологической, философской и исторической. Рассуждения о протоалтайцах (независимо от их реального этнического состава) выглядят как создание новой мифологии. Уже сам термин «протоалтайцы» вызывает удивление (вроде русского термина «кассирша», который буквально означает «жена кассира»), поскольку термин «протоалтайцы» по правилам русского языка означает «предков алтайцев, живущих где угодно». Но автор имеет в виду «древних жителей Алтая, живущих в этих местах до современных алтайцев». Но тогда они тоже являются «алтайцами», только «древними», а вовсе не «протоалтайцами».  И рассуждения на тему, по которой практически нет информации, производит не лучшее впечатление ее высасывания из пальцев. На этом участке автор выступает в качестве нового мифотворца, основным методом которого является авторская фантазия.

Вторая, философская часть посвящена древним тюркам. Но она подана не столько в историческом, сколько в философском ключе, с опорой в основном на идеи зарубежных, западных мыслителей. Так писали философы в конце XVIII-начале XIX веков, когда конкретных знаний было мало, и многое приходилось домысливать. Так Георг Гегель решил, что планет Солнечной системы ровно семь именно в тот год, когда была обнаружена малая планета Солнечной системы - Церера. Но даже если ее не принимать во внимание, то в ХХ веке был обнаружен Плутон, а в конце ХХ - его спутник Харон, с которым он образует систему двойной планеты. Этот казус показал, что общефилософские рассуждения в конкретных разделах наук могут привести к анекдотическим последствиям.

Третья, историческая часть, выхватывает отдельные эпизоды из истории тюркских народов, прославляя кочевой образ жизни. Заметим, что археологического деления на палеолит, мезолит, неолит и эпохи бронзы и железа автор не признаёт, открыто протестует против общепринятой схемы деления на древний мир, средние века и новое время, но придерживается именно этой же схемы, деля тюркские народы на древние, средние и новые. Он не только нелогичен, но и неисторичен, поскольку у него один и тот же народ стоит как на ступени палеолита (охота и собирательство), так и неолита (скотоводство и земледелие). В духе Великой пролетарской революции Китая, он прославляет мировую деревню, противопоставляя ее городу. По автору получается, что город ленив, апатичен, и подвержен влиянию СМИ и интернета. Но ведь и деревни у кочевников не было, ибо деревня предполагает оседлость.

Поэтому первая половина книги, посвященная введению в археологию древности и описанию протоалтайцев, вызывает прямо противоположные чувства. С одной стороны, хочется поддержать автора, который задумал прославление своего этноса, чего желал бы и я, однако с другой стороны, это прославление получается голословное, бездоказательное. Более того, книга, видимо, находилась в работе весьма долго, так что автор в более поздних разделах уже забывал, о чём он говорил в более ранних, из-за чего читатель не понимает, на какой же именно из двух противоположных позициях он стоит. Так, русские у него как этнос появляются эпизодически, и чаще всего в негативной коннотации: чего-то они не разрешили, что-то подавили. А позже выясняется, что русские тут не причём, что подавление выступления молодёжи было организовано силами местного КГБ, МВД, собственным спецназом и дружинниками. Но в заключительной главе, как бы оправдываясь, он показывает, что отношение казахов к русским чудесное. Но семипалатинский полигон он простить русским не желает. А между тем, согласно Википедии: «Семипалатинская область Российской империи была создана 19 мая 1854 года. 11 декабря 1920 года область преобразована в Семипалатинскую губернию. Семипалатинская область в составе Казахской ССР образована указом Президиума Верховного Совета СССР 14 октября 1939 из части Восточно-Казахстанской области (при этом административный центр Восточно-Казахстанской области был перенесён из Семипалатинска в Усть-Каменогорск)». Иначе говоря, Семипалатинская область исторически была частью России, переданная Казахстану только в 1939 году. Так что полигон был создан на бывшей Российской территории. Но подобные тонкости автора не интересуют.

Весьма противоречивое мнение у него и о тюрках, где он их то восхваляет, то критикует. У читателя устойчивого мнения об этом этносе не складывается.

Весьма трудно определить и жанр книги. В первой трети это - авторская мифология. Во второй - это философские размышления на исторические темы. В третьей это - пересказ некоторых исторических и этнографических научных положений в духе научно-популярной литературы. Мифологизировать историю в наши дни считается признаком дурного тона. Философствовать на исторические темы можно, но со знанием дела и с конкретными ссылками. Между тем, по ряду конкретных областей знания у автора имеются большие пробелы. Ему как философу ближе западная философия последних трёх веков, хотя он ссылается и на восточных философов. Это - прямые ссылки с указанием имени и конкретных положений мыслителя в основном тексте.  На остальные работы ссылки в виде надстрочных значков, отсылающих к комментариям в конце работы. Они не всегда заметны.

Актуально ли в наши дни подменять конкретные сведения философскими предположениями, причём часто очень неточными или даже парадоксальными? - Вряд ли. Даже ВАК РФ перестала требовать от аспирантов сдачи экзамена по философии как обширной дисциплине, заменив его экзаменом только по одной из входящих в философию дисциплин - по философии науки. Книга выиграла бы, если бы философские рассуждения составляли только небольшую часть, тогда как история алтайцев, особенно в древние времена, была бы выражена точно и ясно.

Конечно, спокойно пройти мимо таких открытий, как принцесса Укока, нельзя. Но почему ее не сопровождают тюркские руны? Более того, на ней почему-то имеются русские надписи, рис. 10 [12].

dao10.jpg

Рис. 10. Принцесса Укока и моё чтение надписей на ее костяке

В статье [12] я писал: Принцесса Укока - «мумия древней женщины, "принцессы Алтая". Найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году в кургане скифского времени на алтайском плато Укок около границы с Монголией. Возраст находки оценивается более чем в 2,5 тысячи лет. Коренные жители Алтая считают "принцессу Алтая" своей прародительницей. До 2012 года хранилась в музее новосибирского Института археологии и этнографии, где ее исследовали ученые. С сентября 2012 года находится в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске, где для нее было построено специально оборудованное помещение». Как видно из моего чтения (надписи МИМА ЯРА, ЯРА РУСЬ, ЯРА МАСКИ, МАСКА ЯРА, ЯРА МАРЫ),  Эта дама не имеет никакого отношения к коренным жителям Алтая, а является представительницей русской ведической культуры. Могу добавить, что и скифы были представителями той же русской цивилизации, как видно из предложенных выше изображений. Поэтому я был бы весьма рад, если бы автор доказал обратное, что протоалтайцы были предками тюрок. Однако, с моей точки зрения, кроме общих рассуждений в данной книге таких доказательств нет, что для меня весьма печально. Печально и то, что ряд иллюстраций автора якобы артефактов тюркской культуры на деле передаёт изображения с русскими подписями. Но автор ведь не эпиграфист! А жаль.

И последнее замечание: автор полностью доверяет западной историографии, основанной на путаной католической хронологии, где люди, верующие в Христа, помещены после даты Рождества Христова, а не верующие - до этой даты. Из-за этого греко-римская, а также китайская, индийская и персидская цивилизации оказались очень продолжительными, а русская насчитывает только 1100 лет. Однако я не могу в данном случае укорять за это автора: это заблуждение насаждалось веками.

Заключение. Задумано весьма интересное исследование, которое могло бы показать миру величие тюркской культуры. Однако, к сожалению, метод исследования, на мой взгляд, был выбран неудачным (ссылки на западных и восточных философов и на собственные предположения, основанные на неясных исторических источниках). И в результате получилось нечто отчасти мифологическое и местами даже сказочное, отчасти философское и отчасти научно-популярное. Хотя это исследование было замыслено, скорее всего, как глубокая научная работа. Однако я надеюсь, что второе, переработанное издание, могло бы приблизиться к изначальному авторскому замыслу.

Литература

  1. Куттыкадам Сейдахмет. Дао Алтая. Исток человеческой цивилизации. - М.: Беловодье, 2015. - 364 с. ISBN - ISBN 978-5-09454-205-5.
  2. Чудинов В.А. Альтернативная историография. - М.: Традиция, 2013. - 520 с., ил. - ISBN 978-5-905074-72-1
  3. Багров Лео. История картографии. М.: Центрополиграф, 2004/ Пер с англ. - 319 с., ил.
  4. Чудинов В.А. Географические карты храма Яра. - Сайт chudinov.ru от 20 февраля 2013 года
  5. Чудинов В.А. Новые чтения надписей Египта в моих статьях. - Сайт chudinov.ru от 14 ноября 2015 года
  6. Чудинов В.А. Еще раз о городе-святилище Аркаиме. - Сайт chudinov.ru от 26 сентября 2012 года
  7. Чудинов В.А. Артефакты скифов. - Сайт chudinov.ru от 11 декабря 2012 года
  8. Чудинов В.А. Современная латинская лингвистическая мифология. - Сайт chudinov.ru от 27 августа 2014 года
  9. Чудинов В.А. Карты Арктиды. - Сайт chudinov.ru от 13 декабря 2008 года
  10. Чудинов В.А. Гренландия безо льда. - Сайт chudinov.ru от 5 марта 2013 года
  11. Чудинов В.А. О Великой китайской стене. - Сайт chudinov.ru от 16 мая 2013 года
  12. Чудинов В.А. Комментарий к 10 самым значительным находкам в мире. - Сайт chudinov.ru от 28 марта 2013 года

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.35MB | MySQL:11 | 0.404sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.567 секунд