В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 19, 2013

Десять лет со дня публикации книги о рунице и археологии Руси

Автор 09:56. Рубрика Книги и фильмы В.А. Чудинова

Десять лет со дня публикации книги о рунице и археологии Руси

Чудинов В.А. 

Прошло уже десять лет со дня выхода в свет моей монографии «Руница и тайны археологии Руси». Эти годы пробежали невероятно быстро; мне трудно представить себе, что прошел такой большой срок. Эта книга была подписана в печать 25 октября 2003 года, но получил я свой авторский тираж (гонорар книгами) в дни зимних каникул, в январе, вывозя их на тележке, которая застревала в сугробах и которую облаивали сторожившие склад издательства «Вече» собаки. Стоял морозец и мела метель. От «Второй улицы Красной сосны» до моего дома - 20 минут ходьбы, однако по нерасчищенным дорожкам, попадавшимся местами, где приходилось застревать всеми колёсами, я добрался только за 40 минут, чувствуя себя конём, взмыленным после пробежки.

Почему мне дорого воспоминание именно об этой книге. Как ни странно, но задумал я ее в конце 1991 года, когда познакомился через Леонида Николаевича Рыжкова со статьёй Г.С. Гриневича в журнале «Русская мысль». Первые две недели я был в восторге от того, что, оказывается, на Руси существовала слоговая письменность, которая сохранилась на массе ремесленных изделий даже недавнего прошлого. Хотя по мере вхождения в проблему мне становилось ясно, что Г.С. Гриневич как-то слишком легко вошёл в проблему дешифровки. Я записался в Историческую библиотеку и в течение нескольких лет стал ее посещать, выискивая не только образцы именно этого типа письма, но и предшественников, которые были у Г.С. Гриневича. Образцы пополнялись быстро, а имена и деяния предшественников выявлялись раз в двадцать медленнее.

Однако к лету 1992 года у меня появилось уже собственных дешифровок штук 30, что вместе с новым чтением примеров Г.С. Гриневича образовывало их массив порядка 40 штук; а вместе с общими соображениями, а также с описанием предшественников Гриневича и работ самого Гриневича, это создавало материал для небольшой монографии. Да и издательство нашлось: Академия нового мышления, где Л.Н. Рыжков был учёным секретарём. Правда, когда я весной 1992 года  передал ему печатный текст с иллюстрациями, он сказал, что для их конторы этот текст достаточно объёмист, и издать его к лету, как я хотел, никак не получится. А когда получится? Скорее всего, к следующему лету. И одновременно можно будет издать книгу на английском языке. Что касается французского, немецкого и испанского, то с этим придётся повременить.

Весь 1992/93 учебный год я ходил в Академию нового мышления как на работу. Но разговоры там шли на любые посторонние темы, только не по поводу книги. В конце концов ситуация мне стала ясна: денег на издание моей книги на русском языке у Академии нет, а Рыжкову ее издать очень хочется. Поэтому он, как может, тянет время. Так что летом 1993 года задуманная монография не была опубликована.

Но зато  осенью 1993 года вышла монография Г.С. Гриневича - это состязание с ним во времени я проиграл. Но я быстро оправился от чувства разочарования - я мог там найти новый материал для дешифровок и - кто знает - возможно, прочитать лучше, чем это сделал Гриневич. Я купил монографию и был несказанно удивлён: книга оказалась написанной менее интересным образом, чем статья, а новых примеров не было вовсе. Зато книга была наполнена примерами сомнительных чтений чужих видов и типов письма с жуткими результатами. Позже я понял, почему так произошло:  Геннадий Станиславович отдал свою статью в журнал «Техника молодёжи», где, хотя ее и не напечатали, но привели в удобочитаемый вид. А монография была собственным детищем - смесью слабых познаний в лингвистике вообще и в истории вопроса  в частности, очень сомнительных методов чтений и рассуждений не по поводу реально прочитанных звуковых сочетаний, и по поводу подставленных вместо них реальных слов русского языка. Иначе говоря, тексты становились слегка похожими на русские предложения, но часто напрочь лишенными смысла. Иначе говоря, это было косвенное свидетельство неправильности самого чтения.

Тем не менее, отрицательный результат - тоже результат. Это опыт меня вдохновил на создание нового варианта монографии, а поскольку я тогда прирабатывал в одном частном издательстве, мне перевели печатный бумажный текст в электронный, и записали его на диск. Один из новых исследователей с Украины, а именно Юрий Александрович Шилов, написавший книгу «Прародина ариев» и успешно ее опубликовавший, будучи в Москве, обещал мне издать мою книгу в своём издательстве. Я передал ему этот диск, который имелся в единственном экземпляре, понадеявшись на данное им слово. Однако больше я этого человека в своей жизни не встречал, а через знакомых я узнал, что его издательство разорилось. Диск он мне, разумеется, не вернул.

Сейчас я понимаю, что судьба всё рассудила правильно. Моих дешифровок в предполагаемой монографии было мало, единый подход к ним отсутствовал, само направление еще не сложилось. «Кавалерийская атака» не удалась, пришлось переходить к длительной осаде. И она увенчалась успехом. Часть дешифровок я разместил в журналах тех мест, где я работал, часть - в двух брошюрах. Но в 1998 году, через 6 лет, моя мечта осуществилась, и выиграв грант Минвуза России, я смог опубликовать монографию в журнальном варианте в издательстве при ГУУ. Но опубликовать смог (в 2-х частях), а вот распространить - нет. Поэтому практически весь тираж, 1000 экземпляров, остался у меня на руках, а позже я смог продать или подарить не более 200 экземпляров. Однако всё-таки как бы черновой экземпляр книги у меня имелся.

Именно с ним я и пошел в издательство «Вече» к главному редактору издательства Сергею Николаевичу Дмитриеву. Это было в 2000-м году. Я ему рассказал о своих мытарствах с изданием книги, но более всего его убедили именно две монографии в журнальном варианте. Но одно дело - мои желания, а другое - интересы издательства. В то время лучше всего шли книги со всякого рода  названиями типа «Загадки» или «Тайны». Поэтому сошлись на книге «Загадки славянской письменности». По сути дела это была расширенная версия моей первой части книги в журнальном варианте, куда я добавил еще несколько авторов - предшественников Гриневича. Как я и обещал, через год я представил книгу в издательство, однако сама публикация заняла еще год. Но в этой книге была сосредоточена не столько моя дешифровка, сколько попытки дешифровки других авторов, а также долгий путь к осознанию характера самой письменности. Возможно, это было интересно для читателей, которые прежде с русской слоговой письменностью не сталкивались, но не для меня лично. Мне хотелось опубликовать результаты моих собственных дешифровок.

За год, прошедший от сдачи моей первой книги в издательство, то есть, за 2002-2003, я смог написать новую книгу, которую также решил издать в том же издательстве. Это и была «Руница и тайны археологии Руси». Однако я перестарался: мне сказали, что я написал книгу ровно вдвое большего объёма, чем требовалось. Ее необходимо уполовинить. Но вместо того, чтобы что-то отбирать и выбраковывать, я оформил вторую половину книги как самостоятельную. Но если первая половина вышла через несколько месяцев в 2003 году под исходным названием, то вторая половинка несколько «зависла», и появилась уже в 2005 году под названием «Тайные руны древней Руси», причём название придумали в издательстве.

Так что моё собственное творчество было наполовину опубликовано 10 лет назад, а вторая половина появилась 8 лет назад.

Введение. С моей сегодняшней точки зрения оно было великолепным. Вот его фрагмент: «Эта книга является доказательным и пионерским исследованием совершенно фантастической проблемы: существования на Руси в средние века самобытной и очень древней системы письма, так называемой руницы, которая изображала своим знаком не отдельный звук, а целый слог. Из-за того, что руница является не буквенной, а слоговой письменностью, у нее нет алфавита - вместо него существует примерно вдвое больший по объему силлабарий (репертуар всех слоговых знаков, расположенных в определенном порядке). О самой рунице я уже достаточно много поведал в вышедшей чуть ранее книге "Загадки славянской письменности", а также в двух своих монографиях, об истории дешифровки славянских знаков и о построении силлабария.

В данной книге речь пойдет не о системе письма, и не о том, как могут выглядеть графически знаки руницы, а о культуре Руси на основе этой письменности. Прежде всего, этап доказательства существования руницы уже прошел во многих смыслах; выявлен силлабарий, очерчены группы и виды документов, на которые нанесены надписи, рассмотрены различные графические стили, научная общественность познакомилась с самим фактом бытования этого письма на Руси. Выставка литературы, посвященной славянскому слоговому письму, прошла в стенах Государственной исторической библиотеки в начале 2002 года. Примечательно, что при презентации моей книги "Загадки славянской письменности" на радиостанции "Эхо Москвы"  на вопрос "какая письменность существовала до кириллицы и глаголицы" радиослушатели, дозвонившиеся на радиостанцию первыми, дали верный ответ - славянское слоговое письма; они получили данную книгу в подарок. Таким образом, широкая общественность уже имеет представление о третьем виде письма на Руси и тем самым завершен этап первого знакомства с данной системой письма.

Следующий этап должен показать руницу не как особый вид славянского шрифта, а как средство общения, способ передачи новой для нас информации, которую мы не можем получить никаким иным путем. Этот этап можно сопоставить с изучением иностранного языка, например, английского. В школе и вузе его изучение представляет самоцель, но когда человек выезжает в англоговорящие страны, язык раскрывается с иной стороны - только благодаря нему становится возможен контакт с жителями этих стран. Применительно к исследованию руницы это означает, что, поскольку ею были пронизаны все области деятельности человека: быт, ремесло, украшения, постройки, ритуалы, языческие идолы и даже любые изображения на плоскости, включая иконы, читая руничные тексты, мы можем существенно расширить наши знания именно в этих областях. При этом степень насыщенности письмом не только была сопоставимой с современной, что уже выходит за рамки традиционных представлений о средних веках, но и существенно превосходила ее - а это уже никак не укладывается в голове. Неужели наши предки были образованнее нас? - Решение этой проблемы находится вовсе не в ключе образованности. Просто средневековье мыслило вещь только в единстве со словом, ее обозначающим, - с устным и письменным. Скажем, каждый инструмент, допустим, столяра имел свое название, например, долото. Это название не изменилось и до наших дней. Но у нас название существует только на этикетке во время продажи; при эксплуатации этикетка с названием выбрасывается, а сама вещь остается без письменно фиксированного названия. Иначе обстояло дело в средние века: название вещи впечатывалось в саму вещь, и может быть прочитано сейчас, спустя 8, а то и 11 веков! И дело тут не в повышенной образованности наших предков, а в ином мировоззрении: ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. Вещь, с их позиций, только тогда понимается вещью, когда она названа. И название должно составлять единство с вещью. Поэтому современное представление о средневековых предметах как о преимущественно "немых" ложно.

После этого утверждения у любого читателя, мало-мальски знакомого с проблемой, возникает законный вопрос: откуда я взял все эти положения, когда НИЧЕГО ТАКОГО НЕТ! Известны сотни археологических находок, возможно даже десятки тысяч, и, за крайне редким исключением, они ВСЕ НЕМЫЕ. Иными словами, на них не видно никаких знаков вообще! Тут не то, что о письменности, даже об элементарной грамотности говорить приходится с большим трудом. И даже лучшая сводка данных последнего времени по названной проблеме, монография А.А. Медынцевой о грамотности древней Руси (Х-ХШ вв.) начитывает всего менее сотни примеров. О какой пронизанности письменностью может идти речь? Или это насмешка? Желание заострить вопрос? Своеобразное оригинальничание автора? Его невежество по вопросу средневекового письма? - Данные возражения придумал не я, мне их приходится слышать из нечастых контактов с профессиональными эпиграфистами, которые, имея дело с чтением кирилловских надписей можно сказать ежедневно, вовсе не видят руницы, а когда я им ее показывают, считают меня безудержным фантазером. - Так это мое желание за счет собственных фантазий поразвлечь читателя?

Нет, нет и нет! Я утверждаю совершенно серьезно, что письменность существовала в несоразмерно большем масштабе, чем мы привыкли думать, но мы ее не только не умеем читать, НО НЕ ВИДИМ ВООБЩЕ. Для нас она - "человек-невидимка" Уэллса. Археологи держат надписи на ней в руках, наиболее добросовестные ее прекрасно копируют и... совершенно об этом не подозревают. Если бы до наших дней дожил обычный ремесленник Х века, он бы в изумлении воскликнул: "до чего же вы, люди XIX-XXI веков БЕЗГРАМОТНЫ! Вы не замечаете ОЧЕВИДНОГО!" И он будет прав, ибо не люди средневековья страдали от слабого распространения письменности, в чем подозреваем их мы, а, напротив, МЫ СТРАДАЕМ СВОЕОБРАЗНОЙ "КУРИНОЙ СЛЕПОТОЙ", НЕ ВИДЯ В УПОР СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАДПИСЕЙ! Это мы в смысле руницы пока БЕЗГРАМОТНЫ! Так вот я и предлагаю своеобразный ликбез, некий ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НАДПИСЯМ средних веков, чтобы понять, мимо чего мы с таким превосходством проходили мимо. Я показываю не столько то, что надписи существовали, сколько их обилие, наглядность и, самое главное, нужность и важность для их общества, их вплетенность в быт и ремесло той эпохи.

Сразу по ходу этого рассуждения хочу заметить, что данное исследование изобилует иллюстрациями, является, можно сказать, альбомом рисунков, которые и призваны показать предмет с надписями на нем вначале, а затем продемонстрировать значение письменного текста и, наконец, вникнуть в особенности данного предмета с надписями. Так что по большому счету, данная книга посвящена не столько надписям, сколько ИНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» [1:11-13].

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.2MB | MySQL:11 | 0.469sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.630 секунд