В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 14, 2007

Древнейший храм и музей истории славянских богов Бог-горы

Автор 23:44. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Пещера Подковы. Место № 53 на восточном склоне холма названо пещерой Подковы. Оно находится на восточном склоне холма ; у входа в песке найдены железный плоский наконечник стрелы с черенком и обломок железной скобы, датируемые IX-XI вв. На потолке пещеры имеется изображение, рис. 25 [1, с. 89, рис. 56]. К сожалению, оно дано Михайловым в очень мелком масштабе, поэтому я читаю только самые крупные надписи. Текст получается таким: РОЗАНЬЩЕ КЪЛЕНОВЕ ХЬРАНИТЬ ТЕЛО ВАРЯГА. МОЛИСЬ МЪНОГО БОГУ НА РАТИ ЗА ЛЮДИ: «БОЖЕ»!, рис. 25-9 — 25-16. Иными словами, РОЗАРИЙ КЛЕНОВЫЙ ХРАНИТ ТЕЛО ВАРЯГА. МОЛИСЬ БОГУ МНОГО В БОЮ О ЛЮДЯХ. БОЖЕ! Это можно понять как погребальную камеру одного или нескольких варягов, что вполне совпадает с датировкой Б.Д. Михайлова. Таким образом, это – одна из поздних надписей, которую можно отнести к средним векам.

Надписи пещеры Подковы (№ 53) и чтение наиболее крупных из них

Рис. 25. Надписи пещеры Подковы (№ 53) и чтение наиболее крупных из них

Навес 54. Место № 54 представляет собой большой массивный козырек. На потолке расположена “линейно-геометрическая фигура”, рис. 26-1 [1, с. 92, рис. 58-1], которую я попытался прочитать. Надо сказать, что тип надписей этой пещеры особый, очень небрежный, и читается с большим трудом, особенно потому, что трудно определить правильное расположение фигуры. Так, первую фигуру, рис. 54-1 [1, с. 92, рис. 58-1], пришлось развернуть на 1800, однако труды на чтение не окупились полученным результатом, ибо текст оказался мало информативным: ВЫХОДЪ СЪЛЕВА СЪЗАДИ ЗАЛА. ВЫХОДИ ЖЕ! рис. 26-4 — 26-7. Так что перед нами — просто указатель. Гораздо информативнее оказалось другое изображение, рис. 26-2 [1, с. 92, рис. 58-3]. Здесь удалось прочитать ГУСЬ ВЪНОВЬ БОГЪ-ГОРУ (РУСЬ) МАРЫ ПЕЛЪ, рис. 26-8 — 26-10, что можно понимать как то, что данная пещера посвящена Маре, чьими птицами являются изображенные на рисунке гуси и утки. Если я правильно читаю, переворачивая средний фрагмент данного рисунка на 900 влево (что дает слово Мары) и верхнюю его часть (что дает имя Бог-гора), здесь я впервые сталкиваюсь с подтверждением древнего наименования Каменной Могилы как Бог-горы. Вполне возможно, что Маре принадлежала не столько данная пещера, сколько и вся Бог-гора, ибо Мара ассоциировалась не только с зимой и смертью, но и с нижним миром, а Бог-гора находится ниже уровня земли в данной местности. Однако пока делать далекоидущие выводы преждевременно, поскольку, повторяю, читается данный текст с очень большим трудом. Наконец, третий текст, рис. 26-3 [1, с. 92, рис. 58-2], тоже носит служебный характер; я читаю его: ПЪЛОТЪНЪ ПЪЛИТЪКИ ВЯЖИ, РИСОВЕНЕ КЪЛАДИ НОВО, рис. 26-11 — 26-14. Это означает: ПЛОТНО ПЛИТКИ СВЯЖИ, РАЗРИСОВАННЫЕ КЛАДИ ЗАНОВО. Вместе с тем, из него следует, что камни с надписями назывались ПЛИТКИ; и что эти плитки полагалось связывать, если они находились без рисунка, и отдельно надлежало хранить рисованные плитки. Поэтому, термин ЧУРИНГИ следует заменить на прекрасное русское слово ПЛИТКИ.

Для уточнения назначения данной пещеры имеет смысл прочитать надписи на самих плитках, что показано на рис. 27.

Изображения из пещеры № 54 и чтение ее надписей

Рис. 26. Изображения из пещеры № 54 и чтение ее надписей

Оборудование для нанесения надписей. Прежде всего, на змеевидной плитке, рис. 27-1 [1, с. 93, рис. 59-15], видны знаки на голове; они могут быть прочитаны на обеих сторонах плитки как ВЫРОВЪНЯЙ, что можно считать названием инструмента — ВЫРАВНИВАТЕЛЬ, рис. 27-3. Чуть дальше видны знаки, читаемые как ВЫВОДИ, а затем, поперек, ДЬЛЯ РУНОВЕЦЬ, рис. 27-4 — 27-5. Затем вдоль плиты написано НЕЖЬНО РАЗЪРАВЬНЯЙ, рис. 27-6, выше — ПЪЛИТУ, рис. 27-7, наконец, ПЕСЪЧАНИКА И, рис. 27-8. На обратной стороне можно прочитать: КАМЕРЫ, И РУЧЬЯ , И НЕЖЬНО ЗАПИШИ ГОДЫ ЕЕ, рис. 27-9 — 27-12. Пять других камней [1, с. 93, рис. 59-2, 59-3, 59-7, 59-8 и 59-9] содержат более скромные надписи. На камнях 14 и 15, рис. 27-14 и 27-15 написано то ли ДЬЛЯ, то ли, наоборот, ВОДЫ, рис. 27-19 и 27-20; на камне 13 — ДЬЛЯ ПЕРА, рис. 27-18; на камне 16 — ДЬЛЯ или ВОДЫ ЖИВЫ, рис. 27-21; на камне 17 — ДЬЛЯ РУНОВА ПИСЬМА, рис. 27-22. Камни свидетельствуют о наличии в процессе нанесения надписей некоторой техники для разравнивания плит, для их чистки перьями и поливания водой; видимо, воду в некоторой ёмкости ставили на плитку, предназначенную ДЛЯ ВОДЫ, а под плитку для нанесения надписи подкладывали каменную подушку ДЛЯ РУНИЧЕСКОГО ПИСЬМА. Иными словами, существовала определенная технология подготовки поверхности для письма. Среди не показанных на моих рисунках изображениях камней можно прочитать надписи ЛЕЙ, а также на одном из них (рис. 59-14 у Михайлова) прочитать надпись РЕЗЬЦЕВЫЙ, то есть тот камень служил резцом. Так что данная пещера оказывается гравировальной мастерской, где изготавливали рисунки и надписи.

Развал плит. Место № 55 в наши дни является развалом многочисленных плит разной формы и очертаний. В центре грота, перпендикулярно к площади карниза, «горизонтально размещен выступ конусоподобно-овальной формы со следами шлифовальной и культурной обработки, передающий черты заостренного профиля головы ужовой змеи..., обращенной в сторону реки Молочной, которая находится в 50 м от северного склона грота. Широкими бороздками обозначены верхняя и нижняя отвислая губы, полуоткрытый рот с зубами, который несет на себе следы многочисленных сколов, образовавшихся вследствие ударов небольшим орудием (молоток — ?). Глаза выполнены в виде маленьких ямок... Очевидно, с помощью таких приемов в камне отображен образ мифического хтонического существа, которое явно напоминает известных рыбозмееподобных вешапов на Кавказе, когда в древности их внешний облик был близок к обыкновенным рыбо-змеям и отличался большими размерами» [1, с. 94], рис. 28-2 [1, с. 95, рис. 60-2]. К сожалению, ни о назначении сооружения, ни о причине сколов Б.Д. Михайлов не высказывает никаких предположений, отметив лишь наличие на потолке пещеры изображения двух стрел и лука, рис. 28-1 [1, с. 95, рис. 60-3], да на карнизе — ряда рисунков, например, рис. 28-3 [1, с. 95, рис. 60-7]. Даны описания рисунков без комментариев.

Надписи на плитках пещеры № 54 и их чтение

Рис. 27. Надписи на плитках пещеры № 54 и их чтение

Перечисленные изображения содержат надписи. Прежде всего, можно прочитать изображение лука и стрел как РУСЬ. ДОЛИНЕ МОЛОЧЬНА — РОДИНА НАША, рис. 28-4 — 28-8. Уже эта любопытная надпись говорит о том, что в данный период (предположительно — раннее средневековье или поздняя античность) существовала речная цивилизация долины реки Молочной; иными словами, полноводная река Молочная могла кормить многочисленное население. Название РЕКА МОЛОЧЬНА или МОЛОЧЬНЪ можно встретить и на изображении головы змеи, причем это название встречается трижды: над картушем, в нем самом, и под ним, рис. 28-9 — 28-12. В последнем случае слово МОЛОЧЬНЪ соединяется со словом ПЕЩЕРА, рис. 28-13. Сам картуш можно понять как слово БЕЧАТА, то есть ПЕЧАТЬ, рис. 28-14. Это означает, что данные сведения являются достоверными. Наконец, штрихи, образующие нос змеи, содержат очень интересную надпись, можно сказать, ключевое слово ЖЕРЬТЪВЕНЪНИКИ, рис. 28-15.

Надписи пещеры № 55 и их чтение

Рис. 28. Надписи пещеры № 55 и их чтение

Таким образом, голову змеи можно понять как главный алтарь данной пещеры-святилища, а многочисленные сколы на ее поверхности — как следы ритуального разрубания туши жертвенного животного на поверхности этого “лобного места”. Подтверждает и уточняет данное чтение и другая надпись, плохо сохранившаяся в начальной части, рис. 28-3 [1, с. 95, рис. 60-7], которую я читаю как ЖЕРЬТЪВЕНЪНИКИ ЛЕТЪНЕ, рис. 28-16. Тем самым можно предположить, что помимо летних жертвенников в Бог-горе существовали и зимние.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.36MB | MySQL:11 | 0.378sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.559 секунд