В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 14, 2007

Древнейший храм и музей истории славянских богов Бог-горы

Автор 23:44. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Пещера Рыбы. Место № 56 названо “пещерой Рыбы”, и оно соседствует рядом с пещерой Колдуна в южной части холма. Название пещера получила потому, что на ее дне, представляющем собой каменный монолит, «горельефом изготовлена фигура рыбы» [1, с. 97]. На мой взгляд, данный горельеф больше напоминает днище лодки. Кроме того, на левой стене «вверху нанесено небольшое судно с мачтой..., а внизу большой треугольник вершиной вверх... В центре плиты нанесены четыре стрелы с двумя острыми наконечниками..., перечеркнутые прямой линией» [1, с. 97]. Изображение судна на рисунке, относящемся к данной пещере, Б.Д. Михайлов не воспроизводит, а “треугольник” и “стрелы” можно видеть на рис. 29-1 [1, с. 98, рис. 62-1]. На мой взгляд, первое есть надпись ЛОДЬКА, рис. 29-4, поясняющая изображение лодки, а второе есть изображение не стрел, а весел данной лодки: весла находятся на двух уровнях (короткие на нижней палубе, длинные — на верхней) и с двух сторон лодки (светлые с одного борта, темные — с другого). Плита-конкреция с линейно-геометрическими изображениями, рис. 29-2 [1, с. 98, рис. 62-7], имеет рисунок лодки и надпись, которая читается мной ВОТЪ ЛОДЬКИНЫ ВЕСЬЛА БЕЛЫ, рис. 29-5. Вероятно, за этим камнем когда-то хранились весла. О другой плите Б.Д. Михайлов пишет так: «Особое значение имеет большая конкреция, явно имеющая скульптурную обработку профиля человека и расписанная округлыми и прямыми линиями, явно воспроизводящими черты человека» [1, с. 98], рис. 29-3 [1, с. 98, рис. 62-8]. Действительно, на фигуре виден профиль человеческого лица. Надписи гласят: ДЕВЫ ЖИВЫ НОСЪ, рис. 29-6 — 29-8; ДЕВЫ ПЕНЬ, рис. 29-9 и 29-10. Тем самым мы видим скульптурный нос, которым была украшена лодка славян (подобно дракону, украшавшему нос викингов), причем лицо изображено не абстрактное, а ДЕВЫ ЖИВЫ. Это — первый известный мне портрет богини Живы, чья средневековая иконография на сегодня пуста. Тем самым пещера Рыбы оказывается эллингом, помещением для хранения и смоления лодок и предметов, связанных с ними. Вероятно, богиня Жива была покровительницей при потопах.

Надписи пещеры № 56 и их чтение

Рис. 29. Надписи пещеры № 56 и их чтение

Молельный зал. Плита № 57 находится в северо-западном секторе холма у подножья грота быка и образует небольшую пещеру. Рисунков здесь нанесено около десятка тонкими штрихами; я помещаю лишь два. На первом из них, рис. 30-1 [1, с. 100, рис. 64-2] Б.Д. Михайлов видит “быка с хоботом” [1, с. 99]. На мой взгляд центральную фигуру вообще трудно выделить из фона и как-то интерпретировать. Что же касается фигуры справа, от которой видны передние ноги и удлиненная голова, то подпись гласит, что это БЫКЪ, рис. 30-2. Внизу справа, около изображения сетей имеется несколько подписей, рис. 30-3. Они читаются ДИКИЙ КОЗЕЛЪ, ЛОСЬ, рис. 30-4. Вероятно, козлов и лосей гнали на сети, где они и запутывались. На другом изображении, рис. 30-5 [1, с. 101, рис. 65-1] я выбрал верхний фрагмент с хорошо различимыми отдельными слоговыми знаками. Здесь читается надпись: МОЛИСЬ ЖАРОЙ К ВЕЛЕСУ, ЧЕЙ ЖЬДИ СЕРЪПЪ, рис. 30-6. Эта надпись очень интересна, поскольку подтверждает давно существовавшее у меня подозрение о том, что Велес когда-то был богом Луны, а Луна связана с водной стихией. Удивительно, что при жаре молились не богу грозы Перуну, а богу Луны Велесу. — Ряд других гравировок сложен для анализа.

Надписи плиты № 57 и мое их чтение

Рис. 30. Надписи плиты № 57 и мое их чтение

В данной пещере были найдены и отдельные каменные плитки с изображениями. Две из них я воспроизвожу на рис. 31 [1, с. 104, рис. 61-1 и 67-2]. Они показывают каких-то животных. На первом рисунке можно различить безрогого быка; надпись под ним (повернутая на 1800), слева от него (повернутая на 900 влево) и на нем (уши, спина и морда) можно прочитать, как МОЛИСЬ НА, а надпись в левой “морковке” и под быком можно прочитать как ЛОСЯ И БЫКА, рис. 31-2. На другом камне все надписи начертаны перевернутыми на 1800, рис. 31-3. Надпись слева читается как ТО — ДИКАЙ КОЗЕЛЪ; надпись справа — МОЛИСЬ! На центральной фигуре слева с поворотом на 900 начертано МОЛИСЬ, а под ней — НА ЛОСЯ НАШАГО. Справа можно прочитать МОЛИСЬ КОСУЛЕ, МОЛИСЬ ЛОСЮ. Наконец, самое нижнее изображение читается: рога как ДИКИ, ноги как ЛОСЬ, рис. 31-4. Как видим, на плитках начертаны те же названия животных, что и на стенах — БЫК, ЛОСЬ, КОЗЕЛ; добавлено лишь название КОСУЛИ. Всем этим животным охотники должны были молиться. Козел и лось названы дикими; это означает, что уже существовали прирученные животные, стало быть, надписи могли быть сделаны не ранее эпохи бронзы. Вероятно, в данной пещере охотники на лесных животных молились удачной охоте на избранную дичь. Но возможна и другая интерпретация: Бык был зооморфной ипостасью Рода, козел – Мары. Лось, возможно, отца Велеса или самого Велеса.

Надписи на камнях под плитой № 57 и их чтение

Рис. 31. Надписи на камнях под плитой № 57 и их чтение

Плита молельного зала. Пещера № 58 находится под плитой, лежащей в направлении север-юг. На плите расположено «животное;... выполнено с угловатыми рогами-мордой и вертикальными задними конечностями», рис. 32-1 [1, с. 105, рис. 68-9], и изображение, которое «явно передает фигуру быка в позе нападения-бодания, с угловатой мордой и выдвинутыми вперед рогами», рис. 32-2 [1, с. 105, рис. 68-8]. Я усматриваю тут либо рисунки с надписями, либо только надписи и читаю их: КИНЕШЬ, рис. 32-5, ДИКУЮ ВУТЪКУ, рис. 32-6, НА БЕГУ. МОЛИСЬ ЛОСЮ ЗЬЛОМУ, рис. 32-7, ОТЪНОВО, рис. 32-8. Здесь уже появляются характеристики животных: ЗЛОЙ ЛОСЬ и ДИКАЯ УТКА, причем ЛОСЮ предложено МОЛИТЬСЯ, хотя он и ЗЛОЙ, а ДИКУЮ УТКУ предполагается КИНУТЬ НА БЕГУ. Назначение такого предложения неясно. Другие рисунки имеют еще меньше читаемых фрагментов.

Надписи пещеры № 58 и 60 и их чтение

Рис. 32. Надписи пещеры № 58 и 60 и их чтение

Неясное пророчество. Плита № 59 находится слева от входа пещеры быка; на камне с изображением оленей [1, с. 107, рис. 70-1], начертано очень мало, что позволяет прочитать только ВЪВЕДИ и ВОЙДИ; я это изображение не привожу. Зато пещера № 60 (Козы), находящаяся на северном склоне холма, имеет много рисунков, а также плиток с изображениями. Так, на одном из рисунков на стене видно изображение водоплавающей птицы, повернувшей голову назад, рис. 32-3 и небольшого копытного животного под ним, рис. 32-4 [1, с. 108, рис. 71-4]. Б.Д. Михайлов об этом рисунке не сообщает ничего. Я читаю: ПАСЕТЪ СЕЙ ГУСЕНОКЪ ЗЬЛАТО ЛЕТОМЪ, ПОЗАДИ ДЕВЫ ЧИСЬЛА, рис. 32-9 — 32-10. Внизу можно прочитать на изображениях Солнца и Луны ДЕВЫ ЧИСЬЛО, рис. 32-11, и на изображении копытного — НЕ ЖЬДИ РАНЬШЕ, рис. 32-12. Это сообщение уже имеет некоторое отношение к календарю; под ДЕВОЙ понимается Майя, которой был посвящен месяц серпень; день успения Майи приходился на 8 серпеня (28 августа) и был связан с окончанием жатвы. Однако что имеется в виду под ЗЛАТОМ и ГУСЕНКОМ неясно. Неясно и то, почему гусенок повернул голову назад, и почем ПАСЕТ он, а не ПАСУТ его. Видимо, речь идет о каком-то ритуале, известном жрецам. Возможно, что подразумевается урожай, который предназначался на корм скоту и птице, и который можно было убирать и после дня успения Майи. На остальных изображениях на стенах пещеры чтение надписей затруднительно.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.4MB | MySQL:11 | 0.196sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.357 секунд