В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 14, 2007

Древнейший храм и музей истории славянских богов Бог-горы

Автор 23:44. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Пещера Бизона. Грот № 35 (кабинет Рудинского) имеет маловыразительное изображение типа насечек, зато грот 36 б (пещера Бизона) представляет большой интерес. В данном случае сам рисунок состоит только из надписи, как это видно на рис. 15 [1, с. 65, рис. 33-2], где изображена олениха «с большими рогами в статичной позе с повернутой головой в фас. В нижней части фигуры имеются дополнительные ломаные линии, что позволяет, повернувшись на 900 видеть... (ее) в динамичной позе», рис. 15-1.

На наш взгляд, все изображение оленихи составлено из слоговых знаков. Правее этого рисунка имеется знак ЖЕ под чертой, а еще ниже лигатура из нескольких знаков, верхний из которых будет НЪ или НА. Остальные знаки лигатуры образуют слово ЗЬВЕРУГИ, рис. 3-2. Что же касается оленихи, то ее рога и голова образуют слоговой знак ЗЕ, торс — знак ЛО, рис. 3-3, хвост и задние ноги — знак ПИ, три (!) передних ноги (это как раз доказывает, что рисунок подгонялся под надпись, а не наоборот) — знак СА, и веточка над передними ногами — знак НА, рис. 3-4. Получается текст: ЖЕНА ЗВЕРУГИ ЗЕЛО ПИСАНА, то есть САМКА ЖИВОТНОГО ОСОБЕННО НАПИСАНА (видимо, имеется в виду, что она написана особенно удачно). Так что перед нами, видимо, приписка более позднего времени как комментарий к более древнему изображению.

Чтение надписи грота № 36 б (“пещеры Бизона”)

Рис. 15. Чтение надписи грота № 36 б (“пещеры Бизона”)

Чуть ниже продолжением изображения является весьма сложенная композиция, где один на другой напластовано как минимум 3 рисунка и одна надпись, рис. 15-5. Фоновым и самым древним является изображение мамонта; он показан в профиль в вертикальной проекции. Вверху хорошо виден его хобот, слева — округлости спины, внизу — задняя часть. Слева, несколько перекрывая его, расположен второй рисунок — видна морда животного, напоминающая лошадь. Правее, тоже вертикально, развернут профиль лося, но он смотрит в другую сторону по отношению к мамонту; в этой же технике, но головой вниз изображена водоплавающая птица. Эти три рисунка по тщательности проработки очень напоминают палеолитические. Поверх них нанесена большая надпись, которую трудно различить на фоне рисунков; она не темнее их, а светлее, однако справа, на светлом фоне, ее можно не только различить, но и прочитать как НАКЪЛОНЪНАЯ (вероятно, имеется в виду пещера), рис. 15-6. Надписи, нанесенные поверх рисунков, очевидно, относятся к самому позднему времени. Здесь впервые можно наглядно видеть существование перекрытия рисунков одних эпох другими; странно, что Б.Д. Михайлов видит только один случай перекрытия: гравировка перекрывает остальные рисунки [1, с. 64].

Чтение изображений залов № 36 и 51

Рис. 16. Чтение изображений залов № 36 и 51

Лов животных. Интересно изображение сцен лова животных. Рисунок 16-1 выполнен черной краской в северо-восточном углу пещеры и, по мнению Б.Д. Михайлова, «воспроизводит сидящую женщину... с непомерно подчеркнутым торсом и подогнутыми в коленях ногами. Правая нога повернута в «фас» и опущена носком вниз, а левая еще более согнута с вытянутым носком и поднятой пяткой. Туловище фигуры с вытянутой рукой и намеченной головойнезначительно откинуто назад. Фигура 2 принадлежит собаке (?) с поднятым хвостом в стойке, выполнена краской темно-коричневого цвета и расположена «вверх ногами» под фигурой женщины» [1, с. 65]. К сожалению, тут не упоминается предмет, который женщина держит в правой руке, а это, на наш взгляд, нечто вроде меча. Ничего не говорится и о письменных знаках. Их тут два, ЛО и, вверх ногами, подобно собаке, ВЪ, что образует слово ЛОВЪ, рис. 16-2. Третий персонаж композиции — мужчина «в динамичной позе... с намеченной головой и руками» [1, с. 68]; к сожалению, опять еичего не говорится о том, что у фигуры в руках. На наш взгляд, у мужчины в руках копье, а подпись гласит ЗОВЪ, рис. 16-3. Тем самым, показана загонная охота: мужчина потрясает копьем, бежит и кричит (ЗОВ), а женщина с собакой и мечом ждет в засаде (ЛОВ).

Подписи говорят о лове и в зале № 51. Рисунок на втором карнизе был понят Б.Д. Михайловым как изображение «животного, возможно, коня, но выполненное в линейно-геометрическом стиле»[1, с. 76, рис. 44-3]; мы тут видим только надпись, рис. 16-4. Чтобы ее прочитать, ее надо повернуть на 900 вправо, рис. 16-5. Тогда можно будет прочитать З-образную лигатуру как ЛОВЪ ГОНА, рис. 16-7, а сам знак З и звезду под ним — как слово ЗВУЧИТЪ, рис. 16-8. Иными словами, говорится о том, что звучит лов во время гона животных. А на нижней плите расположено изображение рогатого животного, рис. 16-8 [1, с. 77, рис. 44-6], с линейной надписью ДИЧЬ ВЪ ЛОВЪ, рис. 16-9. Как видим, каждый зал Бог-горы обладает не только своей тематикой сюжетов, но и своим стилем исполнения рисунков и надписей, что свидетельствует не только о разнообразии жизни древнего человека, но и о различии в эпохах и стилях письма.

Чтение изображений на “чурингах” из пещеры Бизона (грота № 36 б)

Рис. 17. Чтение изображений на “чурингах” из пещеры Бизона (грота № 36 б)

Кащеевы пирожки. В “пещере Бизона” имеются и отдельные плоские камни, которые были найдены в сером песке по мере раскапывания пещеры; их нашли 18. Поскольку первым их нашел В.Н. Даниленко, он дал им наименование “чуринги” по аналогии с австралийскими молельными камнями. Однако в Австралии молельные камни не подписывались. Здесь же они явно носят надписи, рис. 17-1 — 17-6 [1, с. 69, рис. 36-7, 36-10 (обе стороны), 36-8, 36-9 и 36-11]. Чтение надписей приносит интересное варьирование названия камней: КАЩЕЯ ПИРОГИ, рис. 17-7; ПИРОЖЬКИ КАЩЕЯ, рис. 17-8; КАЩЕЕВЬ (ПИ)РО(ГЪ), рис. 17-9 (на обороте той же надписи); КАЩЕЕВЬ (ПИ)РОГЪ, рис. 17-10; ПИРОЖЬКА КАЩЕЯ ЛОЖАРЬ ДИВЪНОЙ, рис. 17-11; ЛАДЬ ИВО, рис. 17-12. Слово ЛОЖАРЬ можно понимать как ВЛОЖЕННЫЙ КАМЕНЬ; стало быть, все камни были названы их творцами ЛОЖАРЯМИ, тогда как их метафорический и сакральный смысл состоял в том, что они являлись ПИРОЖКАМИ КАЩЕЯ. В таком случае на них вряд ли молились. Возможно, их вложение в определенный предмет означало, что предмет посвящается или отправляется Кащею.

Для уточнения назначения отдельных “лежарей” есть смысл рассмотреть еще несколько камней той же пещеры. Уже первый камень, рис. 18-1 и 18-2 [1, с. 69, рис. 36-1] раскрывает свой смысл, ибо на одной стороне его написано ВЪ ДЕНЬ И ЧЕЛО ПОЛОЖИ! рис. 18-7, а на обороте ВЪ КАЩЕЕВЪ ДЕНЬ НЕ ДЕЙ ДЕЛЪ! рис. 18-8. Это означает, что “Кащеевы пирожки” предназначались для задабривания Кощея в его день (30 лютеня), когда охотиться (да и вообще делать любые дела) было запрещено. Если же все-таки охотникам посчастливилось в этот день убить какое-то животное, то в его голову (если она большая) или в его тело вкладывали “лежарь” (плоский камень) со смыслом гостинца, “пирожка” Кащею, который получал в свой подземный мир душу убитого животного. Душа и была “пирожком”.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.36MB | MySQL:11 | 0.437sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.641 секунд