В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 24, 2015

Всё ли прочитано на рунических памятниках Европы

Автор 18:32. Рубрика Чтения новых текстов

 Всё ли прочитано на рунических памятниках Европы

Чудинов В.А.

После знакомства с творчеством О.Л. Сокол- Кутыловского [1] меня заинтересовали его дешифровки надписей руницы, которые он находил в Европе. Вообще говоря, за 20 лет мне удалось обнаружить не очень большой массив таких надписей, поэтому обнаружение, а тем более, русское чтение подобных надписей для меня было весьма интересным.

evropa1.jpg

Рис. 1. Руничная надпись под Сараево, исследованная О.Л. Сокол-Кутыловским

Кроме того, меня интересуют портреты эпиграфистов, то есть, особенности их подхода к выбору объектов исследования, их методика чтения и описания артефакта, результат их прочтения и окончательная интерпретация. Эту возможность я и решил реализовать, анализируя дешифровки названного автора.

Еще одно соображение - если наряду с русскими надписями на изображениях имеются надписи на какой-то иной графике, то тут не обойтись без воздействия Рима.

Первая статья, к которой я обратился, была [2], а в ней имелся рис. 1. В предисловии автор пишет: «Рунические надписи первого тысячелетия н.э. сохранились не только в Скандинавии, но и в континентальной Европе. Почти все они были найдены при раскопках старых захоронений на обнаруженных там различных предметах и украшениях. Так как в данной статье в основном используются вторичные источники, и не всегда есть возможность воспроизвести оригинальное изображение рунических знаков, то чтение надписей с вторичных источников может считаться только предварительным» [2].

Камень из Сараево. Чтобы не путать с германскими рунами, надписи руницей я называю «руничными». А автор продолжает: «1. В 1930 году в деревне Бреза (Breza), что на реке Ставня (Stavnja), в 25 км к северу от Сараево (Босния), был найден фрагмент камня с рунической надписью. Датируется эта надпись предположительно 6 веком н.э.» [2]. Итак, артефакт с надписью был найден в славянской стране, в деревне, которую русские называли бы «Берёза», и выглядел он ка ребро некой плиты.

Автор сразу приступает к чтению руничной надписи. Однако по опыту, который я получил при чтении надписей на этрусских зеркалах, я знаю, что сначала нужно читать неявные надписи, которые предлагают массу подробностей. Поэтому я увеличил изображение камня, поделил его на две части, правую и левую (чтобы они уместились на странице) и приступил к чтению неявных надписей на левой половине.

evropa2.jpg

Рис. 2. Моё чтение неявных надписей на левой половине камня

Фрагменты для чтения я обвел черными рамочками, и приступил к чтению слева направо и сверху вниз. На первом верхнем левом фрагменте я прочитал слово МАРЫ, а на втором, правее - длинное продолжение: ХРАМ РЮРИКА РУСИ МАРЫ РЮРИКА ЯРА. Итак, я получил объяснение тому факту, что Олегу Леонидовичу постоянно попадались надгробные надписи - он читал изображения храма Мары, богини болезней и смерти.

Далее я читаю надпись на третьем фрагменте: МАРЫ ХРАМ, что подтверждает предыдущие надписи. Внутри четвертого фрагмента я читаю уточнение: МИМА ХРАМА МАРЫ, что я понимаю, как владельческую надпись, то есть, принадлежность данного камня миме (жрице) Мары. Это - стандартная ситуация.

Внутри пятого фрагмента в прямом цвете я читаю слова: РЮРИКА ЯРА, а внутри пятого фрагмента в обращенном цвете - слова: 30 АРКОНА РИМА. Иначе говоря, нынешняя Сербия входила в орбиту юрисдикции Рима, а надписи изготавливала 30-я Аркона Яра, то есть, нынешний КАИР.  Иначе говоря, моё предположение о влиянии Рима на конкретный регион в плане применения не вполне понятной графики подтвердилось.

evropa3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на правой половине камня

Внутри верхних двух фрагментов я читаю в обращенном цвете слова, написанный крупными буквами: ХРАМ МАРЫ. Они не просто подтверждают предыдущие чтения, но подтверждают наиболее ярко. Внутри левого нижнего фрагмента можно видеть слова: РИМА 30 АРКОНЫ ЯРА, что подтверждает предыдущие чтения. Наконец, внутри правого нижнего фрагмента я читаю датировку: 33 ЯРА ГОД РЮРИКА. Так что камень был подписан через 8 лет после смерти Рюрика. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это образует дату: 889 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Далее Олег Леонидович даёт прорись руничной надписи:

1evropa.jpg
И пояснил: «В результате чтения надписи из Брезы при помощи славянских рун получается примерно следующий текст: «{В НЕ}-БО ДЪ-ЧЕ-РЬ [ЛА-РЪ] ЗА-РЪ-{ТЪ-И} НИ-И-ЧИ И-РИ-Й-В-В-И СИ-РА-ТА ГО-ДА ЖИ-ЧИ ...?». Лигатуры (составные руны) даны в фигурных скобках. Шестой и седьмой знаки написаны поперек строки (даны в квадратных скобках), а восьмой знак частично перекрывается с поперечно написанными знаками. Предполагаемые из контекста знаки, указывающие годы жизни, возможно, утрачены».

На мой взгляд, знаки не поименованы, то есть, не всегда понятно, о каком из них идёт речь и сколько их всего. Поэтому я их нумерую. У меня получилось 26 знаков:

2evropa.jpg
Из них знаки 1, 3, 5, 15, 21 на мой взгляд, отсутствуют в рунице, и более соответствуют немецкому футарку. Однако при желании их можно представить, как лигатуры, например, знак 1 как лигатуру ВЪ и НЕ, а сам текст - как написанный руницей. Тогда ряд немецких рун можно прочитать, как знаки слоговой письменности (этим часто занимался Г.С. Гриневич).  Знаки 1-2 - как слова ВЪ НЕБЕ, знаки 3-5 - как ДЪЧЕРЪЯ, знаки 6-7 - как ЛАДА, знаки 8-10 - как ЗАРОЙТЕ, знаки 11-13 (в последовательности 11-13-12) - как НОЧЬЮ, знаки 14-16 - как И РАЙ, знаки 17-20 - как ВЪЛЕЙСЯ, знак 23 перерисован неточно, должен быть М, и тогда знаки 21-23 читаются как СОКОМЪ, знаки 24-26 - как ДЪЛЯЧА.

В результате получается текст: ВЪ НЕБЕ ДЪЧЕРЪЯ, ЛАДА! ЗАРОЙТЕ НОЧЬЮ! И РАЙ ВЪЛЕЙСЯ СОКОМЪ ДЪЛЯЧА! Слова ДЪЧЕРЬЯ и ЛАДА стоят в двойственном числе, что следует передать числом ДВЕ. В современной орфографии и с восстановлением пропущенных, но подразумевающихся слов это будет выглядеть так: В НЕБЕ (ДУШИ) ДВУХ ДОЧЕРЕЙ, ГОСПОЖЕЙ. ЗАРОЙТЕ (ИХ ТЕЛА) НОЧЬЮ! И РАЙ ВЛЕЙСЯ СОКОМ ДЛЯЩИМСЯ! - По стилю данная эпитафия очень напоминает этрусские надписи на могилах. Однако обычно русскими неявными буквами на этрусских могилах писались имена умерших, поэтому я предпринял попытку найти эти имена в русской неявной части надписи. Это мне удалось, я обвел данный фрагмент белой рамочкой на рис. 3.

Внутри выделенного фрагмента я читаю слова: ДОЧКИ СОФЬЯ И КАТЯ. Замечу, что я никогда бы не догадался, что речь идёт о погребении двух дочерей, если бы не текст, написанный руницей. Однако находка этих 4 слов оказывается «решающим экспериментом». До их находки я весьма скептически относился к тому, что основной текст написан русским слоговым письмом, полагая, что он начертан немецким футарком; теперь я признаю правоту О.Н. Сокол-Кутыловского в атрибуции явной части как написанной не германскими буквенными, а русскими слоговыми знаками.

Тем не менее, моя окончательная атрибуция звучит так: явный текст написан руницей, стилизованной под германские руны. Вместе с тем, я вижу ряд неточных чтений Олега Леонидовича в явной части надписи: 1) он читает ЛАРЬ вместо ЛАДА, это наиболее типичная ошибка в чтении этрускологами этрусских надписей, ибо РЬ выглядит как слоговой знак Ь, а не Р; 2) вместо ЗАРОЙТЕ от читает ЗАРЪТЬИ; 3) вместо НОЧЬЮ читает НИИЧИ; 4) вместо И РАЙ - ИРИЙ; 5) вместо ВЪЛЕЙСЯ - В-ВИ СИ (нижний знак - это ЛЕ/ЛИ, а не ВЪ/ВО); 6) знак 22 - это КО, а не ТА, поэтому вместо СОКОМЪ он читает СИРАТА, 7) знак 23 есть МЪ, а не ГЪ; 8) вместо слова ДЪДЛЯЧА он читает ДЪ ЖИЧА, ибо знак 25 в виде горизонтальной треугольной восьмерки (ЛИ/ЛЯ) принимает за знак Х (но Х читается как ЖА/ЗА, а не ЖИ/ЗИ). Тем не менее, общий смысл текста нащупан правильно.

Итак, явный текст передан не вполне точно (с 8 помарками), неявный текст, содержащий не менее 28 слов и 3 чисел им не замечен эпиграфистом вовсе. А это - датировка, принадлежность к краю Рима Рюрика, надпись со стороны жрецов из Каира, название храма, указание на число покойниц, их имена - всё это осталось вне чтения.

Фибула из Венгрии. «На паре найденных в Венгрии серебряных фибул-застежек 6 века н.э. имеются рунические надписи» (Рис. 4).

evropa4.jpg

Рис. 4. Фибулы из Венгрии и моё чтение неявных надписей

На фибулах я читаю сначала надписи на левой головке, затем на правой. На левой головке можно прочитать слова: ХРАМ РЮРИКА, РИМ, 30 ЯРА АРКОНА. А на правой головке - слова: МАРЫ ЯРА ХРАМ. РЮРИКА МАСКА.

Далее Олег Леонидович пишет: «По прорисовке, помещенной в Интернете, текст на этих застежках можно прочитать так. Левая фибула: «ЗА-ВА-ЖИ-ЧИ {Т-О}-И-Ж ЛО-НИ-КА»; Правая фибула: «ЧИ-РЕ-В-ВА РЕ-ЖИ-ЧИ КА-М-ЗО-Л-НИ».

Однако не вполне ясно, что означают слова: ЗАВАЖИЧИ ТО ИЖЛОНИКА. Еще менее понятны другие слова: ЧИРЕВВА РАЖИЧИ КАМЗОЛНИ. К сожалению, Олег Леонидович перевода не даёт.

Я читаю иначе:

3evropa.jpg
На левой фибуле я читаю: ЗА СЛИКА РАЛА ИЛИ ДЕТИНКА. На южнославянских языках слово СЛИКА означает РИСУНОК, ИЗОБРАЖЕНИЕ.  Поэтому, скорее всего, тут написано: ПО ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛУГА, ИЛИ ДЕТСКАЯ. На второй фибуле я читаю: КОЖЕЙ ЗЯРЯЖЕНЪ, то есть КОЖЕЙ ЗАРЯЖЕНА. Второе предложение звучит так: РЯСУ МОЖЕТЬ СЪВАШЕНТЬ, то есть, РЯСУ МОЖЕТ СОЕДИНИТЬ.

Полагаю, что в Венгрию данная фибула попала из Сербии. В целом общее мнение автора дешифровки я подтверждаю, хотя в частности читаю иначе.

Брактеат с волчицей. «Известен золотой брактеат пятого века н.э. с рунической надписью, найденный в Англии в графстве Суффолк (Undley, Suffolk, England). На нем изображены: голова воина в шлеме, Солнце, Луна в виде полумесяца и полная (или какая-то планета), двойная спираль, а также волчица, вскармливающая двух младенцев. Наличие символа возникновения Рима, - капитолийской волчицы, не вызывает сомнений в принадлежности этого предмета древнему Риму. Однако имеющаяся на брактеате руническая надпись не характерна известным древнеримским памятникам письменности. Прочтение этой надписи может прояснить связь рунической письменности на этой находке с древним Римом.

На Рис. 5 показана фотография брактеата с рунической надписью. Предварительный анализ текста показал, что надпись состоит из трех лигатур или составных знаков и восьми рун. Руны разделены между собой на два слова и отделены от лигатур словоразделителями - полыми кружками, помещенными внизу текста. Надпись на этом брактеате читается справа налево» [3].

evropa5.jpg

Рис. 5. Золотой брактеат, найденный в Англии, и моё чтение неявных надписей

О самом брактеате автор пишет так: «Капитолийская волчица с младенцами прямо указывает на связь брактеата с Римом. Воин в шлеме, изображенный на брактеате, мог иметь отношение и к Риму, и непосредственно к этрускам. На принадлежность к этрускам (и раннему периоду их письменности) говорит направление надписи и то, что надпись выполнена не «латинскими» буквами или смешанным письмом, а исключительно слоговыми рунами, которыми этруски пользовались в начальный период своей письменности. То, что находка датируется пятым веком н.э. не означает, что именно тогда брактеат был сделан. Время изготовления брактеата можно ориентировочно оценить промежутком от основания Рима до исчезновения этрусков с исторической сцены, то есть VIII - III века до н.э. Наиболее вероятен интервал, соответствующий времени правления в Риме этрусского царя Тарквиния Приска (Lucius Tarquinius Priscus, 616/615 - 578/577 до н. э.), который, согласно римскому преданию, был пятым царем Древнего Рима. Именно в то время пантеон римских богов еще только складывался. В более позднее время на подобной надписи можно было бы ожидать обращение к Юпитеру, но никак не к волчице, вскормившей Ромула и Рема. Подобие языка и рунической письменности на этой надписи славянскому языку и древнеславянской рунической письменности может свидетельствовать о том, что эта надпись могла быть выполнена славянами, служившими Риму, или этрусками, принимавшими активное участие в становлении Рима. В последнем случае между этрусками и славянами должна существовать этническая и культурная общность, что согласуется с исследованиями Е. Классена и Ф. Воланского.

Ценность рассмотренной рунической надписи заключается, прежде всего, в том, что ее можно ориентировочно датировать. История древнего Рима является одной из наиболее известных страниц древней культуры человечества. Для многих других славянских рунических надписей это сделать трудно ввиду отсутствия связи с хорошо известными историческими событиями. Этот брактеат мог быть занесен в Англию римскими легионерами, когда Британия была одной из окраинных провинций Римской империи (I век до н.э. - V век н.э.)» [3].

Я же рассматриваю изображения брактеата как рисунки с неявными надписями, и читаю эти надписи. Первая группа надписей нанесена на месте крепления брактеата в виде ушек для шнурка. На верхней части ушек написано слова МАЯК, ниже - слова РЮРИКА ХРАМА. Уже из этого следует, что датировка автора неверна, и что брактеат изготовлен на 4-5 веков позже, в эпоху Рюрика. Далее я читаю надписи на символе развития, представляющего разворачивающуюся и сворачивающуюся спирали, расположенные чуть ниже, рис. 6. Здесь написано: МАСКИ ЯРА РЮРИКА СКИФА ХАРАОНА РИМА. В современном понимании это означает: ИЗОБРАЖЕНИЯ ЯРА РЮРИКА и т.д.

evropa6.jpg

Рис. 6. Мои чтения на изображении брактеата с усиленным контрастом

На рис. 6 я перехожу к чтению надписей на небесных светилах. Здесь написано: В МИРАХ МИМА ЯРА. Иначе говоря, подразумевается, что во времена Рюрика существовали полёты на соседние небесные тела.

Несколько надписей нанесены на голову воина. На шлеме я читаю слова: МАСКА ХАРАОНА РЮРИКА. Иными словами, перед нами - либо ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАОНА РЮРИКА, либо, во втором смысле ШЛЕМ ХАРАОНА РЮРИКА. В любом смысле, перед нами находится изображение не просто какого-то воина, но изображение либо самого Рюрика, либо кого-то в шлеме Рюрика. И надпись перед шлемом Рюрика справа поясняет: МИМ ЯРА РЮРИКА, рис. 6. Иначе говоря, изображен не сам Рюрик, а его ЖРЕЦ в шлеме, одобренном и принятом Рюриком. А на щеке я читаю текст: ЯРА ХАРАОНА ВАРЯГА В РУСИ РЮРИКА, рис. 6.

Далее я читаю явные надписи на изображении головы воина. А на нижней челюсти, губах и внутри носа я читаю слова: ВОИН РИМА, рис. 5. На забрале я читаю слова СЛАВЯНИН Е, а чуть выше и правее - слово ИЗ, рис. 5. А на бороде - слова: ЯРОВОЙ СВЯТОЙ РУСИ. И далее я читаю датировку: 32 ГОД ЯРА. В пересчёте на современное летоисчисление я получаю дату: 888 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, этот брактеат был изготовлен спустя 7 лет после смерти Яра Рюрика.

Наконец, я перехожу к исследованию изображения волчицы и детей, припавших к ее сосцам. Морда волчицы изображена весьма своеобразно, почти карикатурно. На спинном хребте я читаю слова: ВОЛЧИТСА ХРАМА МАРЫ ЯРА (слово ЯРА уже написано на ушах), рис. 5. Иначе говоря, волчица не имела отношения к римским богам, но была произведением русского храма Мары Яра Рюрика.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.285sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.433 секунд