В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 30, 2012

Идеология как важнейший фактор управлений культурой

Автор 04:34. Рубрика Рецензии на чужие публикации

Идеология как важнейший фактор управлений культурой

В.А. Чудинов, доктор филос. наук, профессор (ГУУ, Москва)

  

 Аннотация

  

В статье показана роль разных идеологических компонентов, влияющих на развитие российской культуры: мифологии, религии, права, представлений о защите Родины, народной символики и антропонимики и ряда других. Производится сопоставление идеологии России и идеологии США. Показано, что распространение идеологии США в России ведет к пагубным последствиям для русской культуры.

Ключевые слова: идеология, русская идеология, идеология США, культура,

Проблема управления сферой культуры в разных странах решается по-разному, а финансирование и культурная политика выстраиваются в зависимости от идеологии того или иного обществ. В таких странах как Великобритания, Франция, Германия, Польша и т.д. преобладает один этнос, и задачей, как общества, так и государства, является максимальное обеспечение процветания его культуры. Напротив, в такой полиэтничной  стране как США, появился термин «американский народ», поскольку уже третье поколение иммигрантов забывает культуру страны своих предков и усваивает культуру США. Следовательно, здесь не приветствуется бережное отношение к англо-саксонской или африканской культуре, а тем более, к культуре коренных жителей - индейцев, зато высоко ценится именно культура последних двух веков, начиная от эпохи колонизация Северной Америки европейцами. Это - как бы два полюса идеологии культуры - культура одного этноса или культура вновь созданной исторической общности.

Проблема культуры России. Название РУСЬ сохранялось до 1721 года, при Петре I  появилась Российская империя, или, сокращенно, Россия. Переименование («Российская» вместо «Русская») было произведено не случайно: Пётр стремился «прорубить окно в Европу», то есть, отменить русские ценности и ввести вместо них ценности европейские. И до определенной степени это ему удалось. Следующий удар по русской культуре нанесли большевики с их теорией «пролетарского интернационализма». Дело в том, что до широкой индустриализации, в которой очень нуждалась царская Россия, руки у царского правительства не дошли, так что пролетариата как мощного класса в России не существовало. Да и по оценкам основного идеолога марксизма, Карла Маркса, Россия являлась классическим образцом феодализма, а пролетарскую революцию он предвидел в Великобритании. Так что к сомнительности учения марксизма вообще добавилась сомнительность марксизма применительно к России. Однако марксизм всё же представлял собой идеологическую систему, которой не было у царского правительства.

Когда-то, при Рюриковичах, а затем и при первых Романовых, включая Алексея Михайловича, такая система существовала. Однако его дети, Софья и Пётр, каждый по-своему, мечтали о вестернизации русской идеологии, и, в конце концов, своего добились. К началу ХХ века от некогда мощной русской идеологии остались рожки да ножки: пресловутая формула «За веру, царя и отечество». Вера в XVII веке была заменена; некоторые островки христианства были переименованы в центры принятия христианства на Руси, вера из ведической стала христианской уже в качестве общероссийской, тогда как старая вера была объявлена вне закона и на нёё были организованы гонения стараниями патриарха Никона. Исчезла и царская власть; само слово ЦАРЬ было соединением слов ЦЕ ЯР, то есть, ЭТО НАМЕСТНИК ЯРА. С исчезновением при Алексее Михайловиче ведической религии было бы странно именовать первое лицо в государстве наместником ведического бога Яра; однако российская государственная власть не хотела иметь над собой и власть христианского патриарха, поэтому было провозглашено светское государство Российская империя, а император вовсе не считался «помазанником божьим», хотя последние императоры желали видеть себя одновременно и русскими царями. Но русскими они при всём желании себя назвать не могли, ибо после Петра Первого на русском престоле воцарились или полукровки, или чистокровные немцы. Осталось только «отечество», однако в 1922 году название «Русь» или даже «Россия» было устранено. Теперь под ним стал пониматься Союз Советских Социалистических республик. Появилась и «Советская Россия», но как одна из 16 (позже 15) равноправных республик. В этом смысле она считалась ничем не лучше Киргизии или Туркмении, своих отсталых национальных окраин. А затем была принята доктрина о том, что уровень культуры этих окраин должен повышаться. Само по себе это неплохо, однако никто не озвучил, что повышение культуры окраин достигалось за счет денежных средств Советской России. Чего мы достигли на этом пути, стало видно после развала СССР: в Туркмении при Туркмен-Баши диплом советского вуза (5- или 6-летнее образование), а также самых престижных западных вузов (например, Сорбонны), стал котироваться ниже туркменского вуза с 3-хлетним образованием (где на первом курсе студенты изучали в основном семейную хронику Туркмен-Баши под названием «Рухнаме»). По сути дела уровень образования ПТУ (2 года профессионального обучения) стал считаться престижнее уровня вуза. Мне как философу ясно, что за 70 лет искоренить национальные ценности невозможно, и как только Туркмения перестала зависеть от Москвы, она вернулась почти к тому уровню понимания культуры, который там был до революции 1917 года.  Так жертвы России по искоренению феодализма окраин стали напрасными.

Я показал, что все три составные части формулы «За веру, царя и отечество» были заменены на нечто иное, поскольку вера, царь и отечество оказались утерянными. Однако идеология в СССР стояла выше политики, как это и должно было быть. Правда, понималась она не «в интересах Руси» (русского этноса»), а «в интересах советской власти», то есть власти людей разных этносов, вовсе не заботившихся о русском народе. Однако вместо гибкого решения идеологических вопросов на первый план выходила верность политическому режиму, хотя всё должно было пониматься наоборот: у власти должен был стоять тот режим, который удовлетворял русской идеологии. Поэтому развал СССР с его идеологическим давлением воспринимался населением позитивно; казалось на первых порах, что к власти пришел истинно русский человек, который понимает русскую душу. Однако русского у Эльцина оказалась только переделанная фамилия (Ельцин), да пагубная страсть к спиртному. Я не буду перечислять всех прегрешений Ельцина перед русским народом (этот суд истории когда-нибудь состоится), замечу лишь, что в смысле идеологии он перешел от одной крайности к другой: от злоупотребления ею в советское время до полного искоренения. Перефразируя известную фразу «Кто не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую», получим иную: «Кто не хочет исповедовать собственную идеологию, будет исповедовать чужую». Деидеологизация России - это ее полное разоружение перед лицом идеологии западной. Но тут возникает вопрос: а была ли в допетровской России какая-либо идеология?

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.456sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.626 секунд