В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 30, 2012

Идеология как важнейший фактор управлений культурой

Автор 04:34. Рубрика Рецензии на чужие публикации

Выводы для культурной политики. Из сказанного понятно, что задача общества и государства - всемерно поддерживать те направления культуры, которые идут из США, и критиковать (не открыто, и не в самих США - а через агентов в других странах) чужие достижения культуры. При этом неважно, что именно идёт из США - джаз, реп или стиль «кантри», состязания, кто дальше плюнет или американский футбол, это надо навязывать, причём неумеренно, без критики, даже без намека на неё. - В середине ХХ века американские кинематографисты дали обет публично не критиковать ничто американское - образ жизни (даже связанный с гангстерами и мафией), диковатые привычки, странные фантазии - всё это надо показывать как милые особенности данной конкретной личности, но не как особенность нации. Поскольку США претендует на мировое господство (во время конфронтации с СССР несколько приглушенно, сейчас - совершенно открыто), это необходимо непременно вуалировать тем, что в романах и фильмах якобы на него посягают отдельные сумасшедшие личности, явно не американцы (недобитые фашисты Германии, генералы КГБ, китайские мандарины, японские самураи), но доблестные американские спецслужбы с помощью своих агентов срывают коварные замыслы противников. Нужно всячески пропагандировать американский образ жизни,  дающий высокий уровень потребления (и при этом утаивать, что это - удел немногих избранных, и что вещи, выбранные со вкусом, соответствуют вкусам нанятых профессионалов, а не самого владельца). Необходимо устраивать множество конкурсов, где основные награды доставались бы американским актерам, режиссёрам, сценаристам, писателям. Напротив, через своих агентов в других странах внушать, что культура тех стран и тех народов ущербна, и что люди ее приемлют только потому, что недостаточно самокритичны. Влиять на руководство и жюри их конкурсов, чтобы они приводили к победе хотя и своих деятелей культуры, но в русле американской моды. Так, в России надо приветствовать тех писателей, которые пишут свои произведения  скудным и серым языком, используют мат или малопонятный жаргон в неумеренных количествах. Важно, чтобы русские писатели, поднимя сложные периоды русской истории, трактовали бы их сугубо прямолинейно и в духе «общечеловеческих» (то есть, американских) ценностей.
А на престижные международные премии европейских стран, например, нобелевскую, проводить в лауреаты американских учёных за счёт любых средств, в том числе подкупа или организации «общественного мнения» в науке. И напротив, лиц, которые критикуют американские порядки, лишать въездных виз (например, наш сатирик М.Н. Задорнов, высмеивающий тупость американцев, оказался «невъездным» в США).

Обсуждение. Из сказанного ясно, что заниматься культурной политикой и управлением учреждениями культуры можно только в рамках той или другой идеологии. Негласное требование американцев к любым европейцам и азиатам отказаться от какой-либо идеологии в силу ее чрезмерности  означает только одно: добровольный отказ от собственной идеологии в пользу американской, то есть добровольное подчинение страны воздействию американской порчи. Сами американцы от собственной идеологии не только не отказываются, а с каждым десятилетием финансируют ее всё более щедро. Понятно, что любая страна, разъеденная виной за свои ошибки в прошлом (американцам чувство вины незнакомо в принципе: ни по отношению к настоящему, ни по отношению к прошлому), а тем более, лишенная гордости за свои достижения, за свой язык, свою культуру, свой вклад в мировую историю является уже наполовину подчинённой американскому влиянию. Правда, если раньше проводниками американских взглядов в России были диссиденты и резиденты западных спецслужб, то теперь в России существует масса легальных западных организаций. Становится также понятным, что постепенно все достижения культуры европейских стран, включая Россию, постепенно попадают под американский контроль. Сейчас археологические исследования большинства стран древней культуры, например, Египта, прямо зависят от разрешения Американского института египетских исследований. Археологи имеют право открывать только такие остатки древнейших культур, которые согласуются с американской концепцией историографии. Всё остальное от взора любителей древности закрыто.

Становится понятным и другое: многие американские спецслужбы маскируются под организации культуры, чтобы проводить свою подрывную деятельность. Понятно, что деньги на это выдает Госдепартамент США, но не открыто, а через различного рода частные фонды. Проверить их нет никакой возможности, поскольку это - частные предприятия.  Например, финансирование русской исследовательской деятельности в области лингвистики, как признался ныне покойный лингвист Старостин, происходит как по линии Русской еврейской организации, так и по линии американского университета через лауреата Нобелевской премии Мюррея Гелл-Манна (в бытность в России его предки носили привычную для нас иудейскую фамилию Гельман). На передачах Российского телевидения точку зрения на русский язык как на очень молодой и незрелый, чья лексика почти целиком заимствована из других языков, а потому русский язык якобы никак не может составлять предмет гордости россиян, отстаивает Виктор Маркович Живов, заместитель директора Института русского языка им. Виноградова, и одновременно профессор одного из американских университетов. Получается, что уже и русская наука, и русская культура находится на содержании США. Таким образом, не возникает ни малейшего сомнения в том, что очень многие учреждения культуры не только в США, но и в других странах финансируются из Государственного департамента США, но не прямо, опосредованно, через ряд частных фирм и общественных фондов. Денег на это хватает, поскольку с тех пор, как доллар перестал  обеспечиваться золотом, и стал просто условно ценной бумажкой, США имеют возможность печатать доллары в любом количестве.

Понятно, что идеология как высшее начало в культуре, задаёт тон и самой культуре. Так, если народ чтит коллективистские начала, то он будет создавать художественные произведения, прославляющие народ, этнос, Родину. Если же он защищает интересы индивидуальности и личности, его будет интересовать всё необычное, даже если оно идёт в разрез с требованиями этики, этноса, подчас - здравого смысла. Зато личность оказывается верхом оригинальности и изобретательности. В этом смысле, Туркмен-баши весьма оригинален, ибо до сих пор никакому президенту страны не приходилось сделать историю своей семьи учебником жизни нескольких поколений. А книга рекордов Гиннеса регистрирует как спортивные рекорды, так и, например, тех, кто дальше всех плюнул, или кто испёк самый тяжелый пирог в мире. Малоценная информация ставится на одну доску с информацией о выдающихся достижениях.

Если идеология стоит на позициях пролетарского интернационализма, то ей всё равно, какая культура у пролетария. Поэтому, например, сантехник при исполнении своих обязанностей по ремонту душа в ванной комнате может залезть в грязных сапогах в саму ванную. Насколько при этом комфортно потребителю продукции или услуг, политэкономия социализма проблемы не видит - все пролетарии равноценны. Но тогда действительно, некультурный, малокультурный или очень высоко культурный работник должны получать равную заработную плату и иметь равные права в обществе. При таком понимании труд постепенно вырождается в ряд примитивных трудовых операций, которые может выполнить работник самой низкой квалификации.

То же самое и в отношении этносов. Если русский этнос, который веками был государствообразующим, стоит на одной доске, например, с ненцами, эвенками или юкагирами, то возникает впечатление, что для России они равноценны. Однако если понадеяться, что рыболовы, оленеводы или охотники на моржей в состоянии обеспечить такое же выполнение военной, гражданской, правоохранительной и иной функции, что и русский народ, то это означает, что Россия как государство развалится. Сталин в конце жизни это понял, но пока сегодня это понимают не все политики. К тому же что-то не видно выдающихся эвенкских или чукотских писателей, поэтов, драматургов, учёных или художников. После курса «Литература народов СССР», который изучался в советское время в школе, впечатление оставалось довольно тяжёлым.

Если идеология нацелена на заимствование чужих достижений, она приведёт к обеднению собственной национальной культуры. Если в России возникнут конфессии кришнаитов, поклонников синтоизма или конфуцианства, вряд ли Россия испытает духовное обогащение.

Заключение. Для того чтобы не стать очередным заморским штатом США, необходимо вернуться к собственной русской идеологии. Кроме того, организовать более сильное финансирование культурных учреждений России из бюджета России. Наконец, ввести хотя бы общественный контроль в РФ за деятельностью лиц, являющихся гражданами США или профессорами американских университетов.

Но главное - это предоставить широкие возможности для роста национальной культуры, хотя бы в рамках советского времени. Не закрывать Дома культуры, библиотеки, выставки достижений народного творчества, не прекращать выступления народных театров, хоров, танцевальных коллективов, а всячески способствовать их деятельности - вот путь к национальному возрождению России. Тогда как в наши дни наблюдается скорее прямо противоположная идеологическая направленность.

Литература

  

1.      Мусихин Г.И. Идеология и культура // Полис. 2012. №1. С. 53-62.

2.      Пыхтин С.П. Государство и русская идеология. Какой быть России? - М.: Традиция, 2012. - 432 с.

3.      Хорина Г.П. Идеология как элемент системы культуры. 2012. Сайт http://tourism.mosgu.ru/o_fakultete/kafedra/cultural/Nayka/Horina.htm

4.      Thompson John В . Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford : Polity Press, 1990. PP . 56-66.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.15MB | MySQL:11 | 0.197sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.356 секунд