В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июль 6, 2014

О дешифровке Фестского диска

Автор 15:26. Рубрика Чтения новых текстов

О дешифровке Фестского диска

Чудинов В.А.

Я никогда даже не помышлял дешифровать Фестский диск, полагая, что это - пустое дело. Во-первых, были проведены сотни дешифровок самых разных энтузиастов, от новичков до опытных профессионалов, и ни одна из них не смогла удовлетворить учёных, так что, видимо, дело заключалось не в самих знаках, а в чём-то другом, что пока людям не открылось. Во-вторых, количество знаков в данном репертуаре, порядка 70, вроде бы указывало на слишком низкую частотность их повторения в текстах, насчитывающем их примерно 4 сотни. Получалось, что в среднем они встречались не чаще, чем 5 раз. Вообще-то этого должно быть достаточно, но дешифровка почему-то ни у кого не заладилась. Вероятно, дело заключалось в самой системе дешифровки, а не в конкретных попытках. Надписи диска стали ловушкой для новичков.

Википедия о Фестском диске. «Фестский диск - уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, найденный в городе Фест на острове Крит. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые учёные подвергают сомнению его подлинность». - Насчёт эпохи бронзы у меня имеются огромные сомнения, скорее всего, диск не старше 1000-1200 лет.

Мне понятно, почему возникли сомнения в подлинности диска - поскольку все попытки его дешифровки оказались безуспешными. Но продолжу цитирование: «Исследованию Фестского диска посвящено множество работ, как специалистов, так и любителей, причём последние неоднократно делали заявления о дешифровке надписи на его поверхности. Однако ни одно из предложенных прочтений не стало общепризнанным в научном сообществе. Работа по изучению Фестского диска продвигается медленно, что связано, в первую очередь, с краткостью сообщения и изолированностью применённой в нём системы письма. По мнению большинства специалистов, реальная перспектива дешифровки Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности. Также существует ряд гипотез о нелингвистическом характере изображений Фестского диска».

Как видим, мои предположения совпали с мнением автора статьи о диске в Википедии. Речь идёт о том, что непонятной является система письма. «В настоящее время Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция)». - Именно так. В конце сентября 2010 года, находясь на отдыхе на Крите, я посетил этот музей, где у дальней правой стены (глядя от входа) на полке в застеклённом стенде, видел этот артефакт рядом с другими; меня удивила небольшая табличка с пояснениями.

Краткая история. Википедия пишет: «Диск был найден итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра вечером 3 июля 1908 года при раскопках древнего города Фест, расположенного недалеко от Агиа Триады на южном побережье Крита. Дворцовый комплекс, скорее всего, был частично разрушен в результате землетрясения, вызванного извержением вулкана на острове Санторин (около 1628 года до н. э.), затронувшего значительную часть Средиземноморья.

Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений (комната № 8 - по всей видимости, храмовое хранилище) строения № 101 при вскрытии первого дворца. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек не отличалось разнообразием - там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей. В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов к юго-востоку от диска была обнаружена разломанная табличка PH-1 линейного письма А.

festskiy1.jpg

Рис. 1. Луиджи Пернье

В том же году Пернье выступил со статьёй о своей находке в октябрьском номере журнала «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei». В это же время Пернье участвовал во Втором конгрессе итальянских учёных по вопросам научного прогресса, где находки экспедиции были представлены научной общественности Италии. В 1909 году вышла ещё одна статья Пернье, в журнале «Ausonia», в этой работе были приведены фотографии обеих сторон диска, а также прорисовки отдельных знаков. В своих публикациях Пернье провёл предварительный анализ памятника, высказал ряд предположений относительно его происхождения, способа изготовления, системы письма, направления чтения.

Находка Пернье сразу привлекла к себе внимание исследователей. Уже в 1909 году обстоятельными публикациями, посвящёнными проблеме диска, отметились такие крупные учёные, как немецкий историк Эдуард Мейер и итальянский археолог Алессандро Делла Сета. Открыватель минойской цивилизации Артур Эванс посвятил Фестскому диску один из трёх разделов в первом томе своего фундаментального труда «Scripta Minoa» (1909). В своей монографии Эванс опубликовал прорисовку диска, использовавшуюся в дальнейшем в большинстве работ, посвящённых этому памятнику».

Находка рядом с диском таблички PH-1 линейного письма А пустила мысль исследователей по пути признания родства знаков Фестского диска со знаками линейного письма А. На то, что в тайнике находился пепел, исследователи внимания не обратили.

Происхождение диска. Характер изображений. Так называется раздел статьи «Википедии», где написано: «Происхождение диска пока остаётся неясным. Сразу после его открытия многие исследователи высказывались в пользу его некритского происхождения. Эванс пришёл к выводу, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии «в качестве свидетельства о мирных отношениях минойских властителей Феста и какого-то соседнего народа». Мейер считал диск филистимлянским изделием, которое «могло попасть в Фест, весьма вероятно в качестве трофея или письма». Ирландский археолог Р. Макалистер, работавший в Палестине, искал родину диска в Северной Африке. Сторонниками иноземного происхождения диска приводились следующие основные доводы:

1.      Сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите. Аргумент считали весомым некоторые исследователи на раннем этапе изучения памятника; его приводил Эванс, ссылаясь на своего ассистента Дункана Маккензи, крупного специалиста в подобных вопросах. В то же время, сам Пернье полагал глину сходной с той, что пошла на изготовление так называемых «яйцевидных» чаш на фабрике Кносского дворца. Авторы более поздних работ практически не возвращались к этому вопросу.

2.      Внешний вид иероглифов говорит о том, что письменность диска никак не связана ни с одной из известных письменностей Крита. На момент открытия диска (1908) это было, безусловно, так. Очевидно, что письменность диска не возводится ни к одной из систем критского письма. Единственное, что можно было указать в качестве общего признака для диска и других артефактов минойской культуры - спиралевидность надписи (на чашах из Кносса). Но подобные надписи были известны во многих культурах. Например, этрусский диск из Мальяно был гораздо ближе к Фестскому диску, чем какой-либо предмет, найденный на Крите. Однако после последовавших находок - второй известной спиралевидной надписи на перстне из Мавро Спелио (1927), секиры из Аркалохори (1935), связывающей письменность Фестского диска с линейным письмом А, а затем и отпечатка знака № 21 (1970) - всё бо́льшее число сторонников приобретала гипотеза о критском происхождении Фестского диска. Появились объяснения нестыковок его письменности с традиционным критским письмом.

3.      Изображения на диске нетипичны для критской традиции, отсутствуют самые распространённые знаки. Оттиски представляют собой схематичные, но легко узнаваемые объекты окружающей действительности: людей, животных, растения, оружие, орудия труда, предметы обихода, а также ряд объектов, опознать которые не удаётся. Очевидно, что совокупность этих объектов отображает мир, окружавший человека. Это определённо южный мир, скорее всего эгейский. Однако среди знаков Фестского диска нет изображений лабриса, головы быка и других элементов, повсеместно использовавшихся минойцами. Изображения дома, корабля, человеческих фигур также разнятся с данными истории и археологии Крита. Три знака: 02, 06 и 24 чаще других упоминаются, как аргумент в пользу некритского происхождения диска. В апреле 1966 года Эрнст Грумах выступил с докладом, в котором постарался объяснить эти нестыковки и обосновать критское происхождение Фестского диска. Расширенный вариант доклада был опубликован, в том числе и на русском языке, исследование Грумаха признано важным вкладом в изучение проблемы».

festskiy2.jpg

Рис. 2. Знак ДОМ (№ 24 Фестского диска) и Фасад ликийской гробницы в Мире

Далее в Википедии следует текст о несоответствии ряда знаков письма Фестского диска реалиям Крита. Так, в частности, «знак Дом (№24) Эванс называл примером «чужеземной системы архитектуры», указывая, что отсутствуют сведения о подобных многоярусных постройках у минойцев. Он сравнивал начертание знака с внешним видом ликийских гробниц (см. рис.2). Археолог М. Меллинк сравнила знак 24 с ликийскими деревянными хижинами. Некоторые исследователи (Ф. Шахермайр, А. Маккей) полагали, что на знаке изображено не здание, а крытый паланкин - возможно для непогоды или для ритуальных целей, переноски тел умерших. Однако о подобных паланкинах, как и о таких традициях критян, ничего не известно, а выступающие балки на знаке 24 находятся не под объектом (как можно было бы ожидать для паланкина), а посередине. На увеличении знака видно, что нижний ярус разделён на две части: левую открытую (которая может быть входом, ограниченным двумя колоннами), и правую глухую. Грумах пишет: «При этих обстоятельствах я не вижу никакой необходимости отказываться от архитектурной интерпретации объекта». Что касается местонахождения такого здания, то Грумах констатирует: «Сооружение соответствующее знаку ещё не обнаружено ни на Крите, ни вне его». Однако Грумах приводит оттиск печати из Закроса, на котором, по его мнению, изображён родственный тип многоярусного здания». При этом Мира «(греч. Μύρα) - город в конфедерации древней Ликии, близ моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке, согласно преданию в этой гавани пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим. Территориально город был расположен рядом с современным небольшим городом Демре (Кале; тур. Demre (Kale)) в Турции (провинция Анталья)».

Итак, получается, что знаки были собраны из различных письменностей, что указывает на международную значимость надписи на диске.

Мои предположения. Они пришли мне внезапно, однако, на основании огромного опыта в дешифровке этрусских бронзовых зеркал, я понял, что основной текст, как и в них, может не играть сколько-нибудь значимой роли, описывая лишь заглавие и некоторые функции действующих лиц. Тогда как основной русский текст на этрусских зеркалах я сначала, приступив к систематическому чтению надписей,  увидел в полуявных надписях в виде складок одежды, локонов волос или шнуровки обуви. Позже я нашел, что имеется и неявный текст настолько мало различимый, что без усиления контраста его не то что прочитать, но даже заметить оказалось невозможно. Именно тогда я решил, что почти наверняка такой же русский текст обязательно должен был сопровождать и Фестский диск. Пусть он читается без сопровождающих его в виде пиктографических заглавий и пояснений, однако его русская суть должна быть понятной.

Поводом для подробных рассуждений стал просмотр одного из фильмов Игоря Прокопенко «Секретные территории» под названием «Римская империя - выдумка социальных паразитов», где была показана «дешифровка» этого текста Геннадием Станиславовичем Гриневичем. О том, что многие его дешифровки весьма сомнительны, а данная дешифровка была просто вариантом того чтения, которое опубликовал в 1984 году Петр Петрович Орешкин, я писал неоднократно, и теперь повторяться не буду. Вместе с тем, я был рад, что Геннадий Станиславович, несмотря на его почтенный возраст, жив и здоров. Но смущало меня то, что за все эти 30 лет он не нашел ни одной поправки в свою дешифровку, несмотря на то, что его подстрочник кардинально отличается от чистового чтения. Ему в своё время настолько вскружили голову его поклонники, что он предположил, будто бы он сотворил шедевр, не подлежащий ни малейшему улучшению.

festskiy3.jpg

Рис. 3. Сторона А (внешняя) Фестского диска

Удивило меня и то, что автор репортажа об эпиграфисте назвал его ошибочно  «криптографом». Вообще говоря, криптография - это чтение закодированных текстов, что обычно применяется в военном деле или в дипломатии, чтобы враги не смогли прочитать сообщение. Как правило, одним и тем же кодом шифруется всего несколько сообщений, а затем код меняется. Для дешифровки применяется обычно комбинаторный метод. Но общеупотребительное письмо, которым пользуются тысячи или даже миллионы людей,  должно быть удобным в пользовании, то есть понятным без каких-либо ухищрений (эта задача прямо противоположна криптографии), а не читаться с помощью специальных таблиц или трафаретов.

Но вдруг так оказалось, что автор поясняющего текста на самом деле не ошибся, и Фестский диск представляет собой единственный образец некоторого закодированного сообщения, предназначенный именно для своих, но не для чужих глаз? Если это были те же русские, которые писали неявные надписи на этрусских зеркалах, или надписи, читаемые как промежутки между германскими рунами, то, скорее всего, основной русский текст будет читаться МЕЖДУ рисованными знаками, а также ОКОЛО них (хотя нкакие-то знаки могли читаться и как русские буквы). В этом и заключалась моя гипотеза.

Почему-то мне показалось, что если я займусь началом этой дешифровки в мой день рождения, то у меня всё получится. Так оно и вышло.

festskiy4.jpg

Рис. 4. Изображение стороны А диска с предельным контрастом и крупного размера

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.08MB | MySQL:11 | 0.188sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

управление:

. ..



20 запросов. 0.344 секунд