«Цели и мотивы. Поскольку искажение истории часто представляет собой определенное, частично даже возвышенное преувеличение, фальсификатор имеет один или несколько мотивов.
Некоторые фальсификаторы накладывают самоограничение; они хотят попробовать, можно ли посредством их искажений сделать профессионалов глупцами.
Научно ориентированный фальсификатор имеет в качестве мотива собственной исторической интерпретации желание обратить на себя внимание коллег и продвинуться в собственной карьере.
Существует и политический мотив, когда фальсификатор хочет изменить историческую картину личности или группы лиц в угоду своей нации:
Освобождение от обвинений или трактовка как незначительные проступки действий диктаторов, военных преступников и т.д., переложение вины на действия политических противников.
Удаление ставших нежелательными персон из документов того времени; например, И.В. Сталин дал распоряжение удалять с фотографий изображения впавших в немилость политиков. Например, на фотографии Петербургского революционного клуба 1897 года, сделанной незадолго до ареста, слева от Ленина находится Александр Мальченко. Однако после того, как он впал в немилость И.В. Сталина в 1930 году, он был немедленно удалён с фотографии.
Рис. 4. Петербургский революционный клуб, 1897 год
Получается, что одной из лженаук была сталинская историография. Однако в период его правления такую фразу мог сказать только самоубийца: в ту же ночь смельчак был бы арестован, затем осуждён как «враг народа» и расстрелян.
Ревальвация: с помощью якобы средневековой «Рукописи королевского придворного» была предпринята попытка продлить в прошлое историю литературы Чехии.
Сомнительные источники, как, например, антисемитские «Протоколы Сионских мудрецов».
Источники права: особенно такой фальсификат средневековья, как «Константинов дар», был нацелен на то, чтобы изменить правовые позиции владения землёй. Благодаря упрощенному изложению статьи о вине за войну (Версальский договор 1919 г.) были обоснованы требования к репарациям со стороны Германии. Изменения картины истории и обоснование правовых позиций таким образом могут быть переплетены весьма сильно.
На фальсификациях можно заработать деньги не только на рынке искусства и антиквариата, но и при публичном изложении научной сенсации. Известным примером были «Дневники Гитлера» и «Песни Оссиана».
Мы видим, что немецкий автор вовсе не рассматривает какие-то «выборочные» или «данные вне контекста» или «преувеличенные» факты, а рассматривает только откровенный подлоги. Если учесть, что в 19-м веке именно Германия была образцом академической науки, то понятие «лженауки» или «псевдонауки» следует черпать именно на ее сайтах Википедии, а не на англоязычном сайте. С этой точки зрения понятие «фолк-хистори» кажется сильной натяжкой.
Но вернёмся к термину «фолк-хистори», который означает «народную историю». - Вообще говоря, в народном творчестве обязательно имеется какое-то отношение к историческим событиям, например, прославление своих национальных героев, подчёркивание низости и вероломства врагов, оплакивание павших воинов, передача горечи поражения и радости победы. К такому жанру можно отнести, например, французскую «Песнь о Роланде» (рукопись XII века), где речь идёт о гибели арьергардного отряда войска Карла Великого под руководством рыцаря Роланда, возвращавшегося в августе 778 г. из завоевательного похода в Испанию. В поэме противниками франков представлены сарацины (мавры, арабы), хотя в реальности отряд Роланда погиб в сражении с басками. Несмотря на то, что некоторые исследователи предполагают в качестве автора известного поэта, другие придерживаются мысли о том, что песнь развивается постепенно, хотя ядро составлено сказителями. В любом случае, это сочинение передаёт народную точку зрения на данный исторический эпизод.
Также сюда можно отнести и испанскую «Песнь о моём Сиде» (рукопись 1207 года), где воспевается кастильский дворянин Родриго Диас де Бивар, борец против мавров и защитник народных интересов. Побеждённые им арабы называли его Сидом (от араб. «сеид» - господин). Здесь также не обошлось без искажений действительности. Вопреки исторической правде Сид изображён рыцарем, имеющим вассалов и не принадлежащим к высшей знати, что в те времена вряд ли было возможно. Он терпит обиды от несправедливого короля, вступает в конфликты с родовой знатью, словом выступает как настоящий народный герой.
Следовательно, мы действительно имеем дело с определенным искажением реальной истории, с определенной идеализацией в народном духе. Однако такое искажение сродни любому жанру фольклора - народной сказке, народным анекдотам и прочему. Иными словами, мы здесь сталкиваемся не с фантазией автора, а с законами жанра.
Существуют и русские исторические песни. Более подробно о них говорится на сайте http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/russkie-istoricheskie-pesni.html, где написано следующее: «Исторические песни - это устные стихотворные произведения хорового исполнения. Историческая песня зародилась в древности. Далекое прошлое Руси отражено в песнях «Авдотья Рязаночка», «Мать встречает дочь в татарском плену», «Щелкан Дудентьевич».
Исторические песни XVI века разнообразны по тематике, но главной в них была идея единства Русской земли, укрепление централизованного государства. Об Иване Грозном был создан цикл песен «Середи было Казанского царства...», «Вы, молоды ребята, послушайте...», «Поизволил наш царь государь...», «Не сине-то море колыбается...», «Как у нас было в каменной Москве», «Ой да, не быстра речушка шумит...», «Уж ты светлое наше красно солнышко...» Исторические песни о Ермаке «Как на Волге-реке, да на Камышенке», «Во славном понизовом городе Астрахани...», «Что пониже было города Саратова...», «Как на славных на степях было Саратовских».
В исторических песнях XVII века о Борисе Годунове и царевиче Дмитрии, о Ксении Годуновой, о Гришке Отрепьеве, о попе Емеле отражены исторические события смутного времени. Вторая половина века отражена в песнях о Василии Шуйском, о Прокофии Ляпунове, о Минине и Пожарском, об избрании Михаила Федоровича Романова, о походе царя Михаила на Астрахань. Уже из названия песен понятно, о чем будет рассказано в песне: «Убили, убили царевича в Угличе» (про царевича Дмитрия ), «Сплачетца мала птичка...» (о Ксении Годуновой), «Как в старом-то было городе» (Козьма Минин и Пожарский. Освобожденье Москвы). Во второй половине XVII века вспыхнуло восстание под руководством Степана Разина. В это время выявляется поэтическое своеобразие исторической песни как жанра. Становится очевидной песенная лирическая основа исторической песни. Степан Разин в песнях уподоблен «удалому» молодцу, бежавшему от царя в дремучие леса, в его образе воплотились представления о мужской силе и красоте. В песнях много эпитетов, они подчеркивают веру простого народа в Степана Разина. В этих песнях соединился поэтический язык народной лирики и исторической песенной поэзии.
Исторические песни XVIII века, перевод текстов которых осуществляется в наши дни, прославляли Петра I, его военные походы. С XVIII века солдатская историческая песня становится ведущей в русской исторической песенной поэзии. События петровского времени отражены в песнях: «Ах, бедные головушки солдатские...», «Ах, по морю, морю синему», «Собирается православный царь...», «Во далече, во далече во чистом поле», «Из-за леса, леса темного...», «Петровы новобранцы на горах Воробьевых», «В тысяча семьсот первом годе...», «Ох ты, ягодка самородинка...» Военные походы России отражены в песнях «Ой да пишё, пишё-то, пишё король шведские...», «Взятие Хотина», «Пишет, пишет вот султан турецкай...», «Суворов-князь».
Песни о Крестьянской войне под предводительством Пугачева составили цикл с разнообразной тематикой: «Уж ты, ворон сизокрылый...», «В том сударыня простила», «Судил тут граф Панин вора Пугачева...», «Емельян ты наш, родной батюшка!»
В исторических песнях XIX века нашло отражение событие чрезвычайной важности - Отечественная война 1812 года. В войну были ввергнуты крестьянские массы и это послужило поводом для создания народных песен. Песни этого периода отличаются конкретностью описания событий, изображением действительных учас-тников битв. В песнях прославляются полководцы и простые солдаты, партизаны: «От своих чистых сердец», «Как заплакала Россиюшка от француза...», «Заводилася война...», «Наполеон-то, Наполеон шел на Россию воевать», «Был на горке, на горе...», «Ты Россея, ты Россея...», «Вышли с Дону казаки...» В период развития в России капитализма песни рассказывали о рабочих, старателях, фабрикантах. В песнях нашли отражение Крымская (1853-1856 гг.) и Турецкая (1877- 1878 гг.) войны: «Что не ветры, не туманы...», «Вот полночь наступает..».
В начале XX века широкое распространение получили рабочие песни: «Сестрорецкий оружейный завод», «Камаринская Саввы Морозова».
Понятно, что песни отражали позицию отнюдь не дворянства и не царской элиты, а именно самых широких слоёв русского общества.
Если понимать под фолк-хистори именно народную точку зрения на те или иные события, то тут мы имеем очень интересный исторический источник, позволяющий нам понять, какие события народ принимал и приветствовал, а какие осуждал. Народная точка зрения - эта основа этнического самосознания. Недаром в словаре литературоведческих терминов (С.П. Белокуровой 2005 г.) мы находим такое определение народности: «НАРОДНОСТЬ - 1. Близость художественного произведения, его духа широким народным массам; способность выражать и художественно воплощать общенародные, общенациональные интересы, взгляды, пристрастия, настроения, симпатии и антипатии, "быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий" (В.Г. Белинский). Проявляется в правдивости содержания, глубине и значительности идей, в пафосе, сюжете, характерах, средствах художественной выразительности. Народность не является сугубо внешней категорией, а определяется в значительной степени духом произведения, его внутренней связью с народом, общенациональными приоритетами. 2. Воспроизведение в фольклоре и литературе народной психологии, изображение и оценка событий с точки зрения народа, связь произведения с народной образностью и символикой».
Таким образом, вопреки точке зрения «троллей» (сетевых хулиганов интернета), отождествляющих фолк-хистори с лженаукой, литературоведение термином «народность» отмечает верность действительности, выражение общенациональных приоритетов, передачу народной психологии. Возможно, для этого опускаются или искажаются мелкие исторические подробности. Однако фолк-хистори вовсе не является наукой - это жанр народного творчества, фольклора.
Продолжим рассмотрение статьи о фолк-хистори в Википедии. «Авторство термина приписывается доктору исторических наук, главному редактору журнала «Русское средневековье» Дмитрию Володихину (МГУ). Для анализирующих явление российских публикаций 1990-х годов был более характерен вариант «фольк-хистори»; в наше время термин преимущественно употребляется в форме «фолк-хистори» без мягкого знака.
Среди самих, как их называют, «фолк-хисториков» единого самоназвания нет. Часть из них считает себя полноправными историками, другая часть называет своё занятие «альтернативной историей» в нетрадиционном значении (о разнице см. ниже), противопоставляя её общепринятой истории, то есть, всё-таки, признавая факт маргинальности своих идей, третья же часть приняла термин «фолк-хистори».
Фолк-хистори часто понимается как особый литературно-публицистический жанр масс-культуры, обладающий следующими признаками:
сюжет строится по художественным законам беллетристики, что предполагает тенденциозный отбор лишь тех подробностей, которые укладываются в изначально заданные автором рамки концепции; часть фактов при этом откровенно додумывается, происходит фальсификация истории;
при этом сохраняется «наукообразие» и декларируется цель именно научного опровержения устоявшихся традиционных представлений о предмете; произведение в жанре фолк-хистори мимикрирует под научное - чем в корне отличается от литературного жанра альтернативной истории;
настрой на сенсационность; отрицание и/или игнорирование твёрдо установленных наукой фактов;
нарочитая скандальная грубость изложения, апломб, нападки и «разоблачения» предполагаемого заговора традиционных («официальных») историков;
стремление поразить читателя масштабами предполагаемых «подтасовок» и «сокрытия правды», глобальность, призыв к коренной ломке представлений о модели всемирной истории или истории отдельных государств;
часто проводятся явные параллели с современностью; тексты носят публицистический характер «на злобу дня», порой гранича с памфлетом, пытаются «обосновать» те или иные предлагаемые авторами актуальные политические идеи, служат им пиаром».
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.320 секунд