В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 3, 2013

Русские надписи на голландских картах

Автор 07:07. Рубрика Исторические комментарии

Русские надписи на голландских картах

Чудинов В.А.

Многие исследователи Гипербореи приводят в качестве примера ее существования карту Г. Меркатора 1595 года. И при этом саму карту не исследуют, как если бы данная карта была истиной в последнее инстанции. Между тем, данная и не только данная карта содержит неправильное расположение Гипербореи, что повлекло за собой неверное расположение и других циркумполярных географических объектов. Я уже пробовал разобраться в карте Меркатора, и нашел там мыс Крумия [1]. Из этого я сделал вывод о том, что русские названия присутствовали, по меньшей мере, на одной карте. Но имелись ли они на других, более ранних картах?

Так что мне захотелось рассмотреть и другие голландские карты, а также добавить новую информацию по карте Меркатора 1595 года.

golandiya1.jpg

Рис. 1. Карта Оронция Финне 1532 года

Карта Оронция Финне 1532 года. Эта карта охватывает весь земной шар, передавая лучше всего именно Северный полюс. Здесь проработка каждого участка суши и моря весьма высокая, что даёт возможность  делать уверенные выводы о положении Арктид, которые здесь присутствуют, но в целом их положение по сравнению с более ранней картой того же автора несколько изменено. Для того чтобы сравнение было более наглядным, я привожу в одном масштабе циркумполярный фрагмент двух карт вместе, что позволяет выявить максимум отличий.

golandiya2.jpg

Рис. 2. Сопоставление циркумполярного района двух карт Финне

Теперь мы видим на карте уже не 4, а 6 участков суши вокруг полюса, которые находятся несколько севернее и уже не впритык к континентам, зато расстояние между ними намного меньше. Хотя его еще нельзя назвать протоками на теле единого континента. Выделяется также некая небольшая окружность вокруг Северного полюса, назначение которой непонятно.

Я специально нашел вторую карту Оронция Финне в большем размере. Правда, при ее увеличении до приемлемого размера разрешающая способность упала, но, тем не менее, кое-какие надписи прочитать оказалось возможным. Так, например, правая нижняя часть (№ 1 на карте Индии, рис. 92) тут названа АРКТОРУСЬ, рис. 108.

golandiya3.jpg

Рис. 3. Моё чтение надписей на карте Оронция Финне

Моё чтение надписей. Это - первое подтверждение данного названия на карте XVI века, причём оно изображено странно: слово ARCTO написано латинскими буквами (буква Т - опрокинута), а слово РУСЬ - по-русски, что, разумеется, списано с русской карты (латинскими буквами мягкий знак обозначить нельзя), однако в глаза это не бросается. Тем не менее, надпись сделана явно. Остальные надписи, как я понял, даны неявно.

Например, центральная часть Арктики также имеет надпись. Она гласит: МАСКИ ЯРА. Что это означает, пока неясно. На Арктиде № 2 написано слово МИМ, на Арктиде № 4 - ЯРА, на Арктиде № 3 (внизу) - слово МАКАЖЬ. Заметим, что Арктида № 4, самая близкая к территории нынешних США, носит название Яра, как мы это установили по мексиканским камням. Кроме того, следует отметить, что русские названия в данном случае написаны не на теле Арктид, как передано слово АРКТОРУСЬ, а по их каёмкам, так, чтобы названия могли прочитать только те люди, которые их ищут. Из этого можно сделать вывод о том, что картографы еще не вполне знали, следует ли им публиковать русские надписи в тех случаях, когда латинских наименований тех же географических реалий не существовало.

На этом примере мы выяснили, что русские названия на картах XVI века читаются, поскольку они там присутствуют. Так что наше предположение о том, что на западноевропейских картах имеются русские надписи, в данном случае подтвердилось.

Но из данного примера можно понять, что русские надписи, скорее всего, присутствую на картах неявно, причем в качестве контуров географических объектов.

Что же касается самого циркумполярного района, то он передан очень неточно. Понятно, что голландские картографы помещали Гиперборею на место нынешнего Северного полюса, ничего не зная о его смещении за 10,5 тысяч лет до н.э. (раньше он размещался между Гренландией и нынешними островами Канады), и таким образом, Гренландия оказывалась вписанной вторично вследствие этой ошибки. Заметим, что Гренландия в данном случае как бы равна сумме двух Арктид - той, которая названа тут Аркторусь, и той, которая названа тут Мим. Но сумме по площади, а никак не по конфигурации или расположению.

На том же уровне карты, что и Гренландия, расположена Скандинавия, сплющенная до неузнаваемости, зато Кольский полуостров с надписью Lapia (Лапландия) переходит в неизвестную землю, весьма вытянутую к северу, со странным названием Prilapia (Прилапландия), где приставка ПРИ - русская.

Напротив Арктиды по имени Мим на месте Сибири расположена Obscura semle, Тёмная земля. Возможно, имелась в виде Обская губа, но картограф не понял русского названия, а сохранить его по-русски не захотел. А правее помещена Magna insula, Большой остров, которого на суше быть не может.

Словом, карта Сибирского побережья Северного ледовитого океана  просто фантастична. Картограф не понял абриса побережья, не смог прочитать русских названий, но и не передал их в русской орфографии. Полагаю, что отчасти он не справился с картографической задачей, но отчасти дал искаженную информацию сознательно, чтобы мореплаватели, желавшие освоить просторы русской Сибири, плавали по неверным картам, тогда как для голландцев он мог дать более или менее точные карты.

Говоря о музее мореплавания в Амстердаме, сайт http://myamsterdam.ru/?page_id=84 пишет: «Пожалуй, самая интересная экспозиция музея - та, что рассказывает о Золотом веке. Первые голландские экспедиции к "островам пряностей" - нынешней Индонезии - отправились в путь еще в 90-е гг. XVI в. Их задачей было проложить путь в Индию мимо мыса Доброй Надежды, через Индийский океан. Надежные морские карты способствовали быстрому развитию торговли. Коллекционерам старинных карт отлично известны имена средневековых голландских картографов, таких, как Блау и Янсон. Точность и красота их творений вызывают восхищение. Карты и глобусы, выставленные в музее, столь же великолепны. По ним мы шаг за шагом узнаем об освоении неизведанных островов и континентов: Австралии, которую в те времена называли Новой Голландией, Тасмании, Китая, Японии, побережья Южной Америки...»

Понятно, что не обошлось и без путешествий к Гиперборее.

Экспедиции Баренца. Сайт http://www.seapeace.ru/seafarers/captains/275.htm пишет о них так: «Биллем (Виллем) Баренц (ок.1550 г. - 1597 г.) - голландский мореплаватель, руководивший тремя экспедициями по Северному Ледовитому океану в поисках северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий. Открыл о-ва Медвежий и Шпицберген, изучил побережье Новой Земли. Его имя носит море между Скандинавией, Новой Землей, Шпицбергеном и Землей Франца Иосифа, а также остров у восточного побережья Шпицбергена.

Известный голландский мореплаватель и исследователь северных полярных районов Биллем Баренц родился на острове Тер-Шиллинг, расположенном к северу от Голландии, около 1550 г. Кем были родители, а также где учился будущий мореплаватель, неизвестно, как неизвестно и то, когда он попал в Амстердам, гражданином которого числился к началу первой экспедиции на Север.

Первые попытки достичь Северного полюса были связаны с устойчивым заблуждением: очень долго сохранялась уверенность в том, что в районе Северного полюса существует свободное ото льда морское пространство, через которое можно проложить путь в Тихий океан и на восток Азии - в Китай и Индию. Поиск этого пути был главным стимулом первых устремлений к полюсу. Прослышав о плаваниях англичан, искавших северо-восточный проход из Атлантического океана в Тихий, голландцы быстро сообразили, какие выгоды может принести это открытие, и начали собственные поиски. В одной из первых экспедиций в качестве капитана принимал участие Биллем Баренц».

Итак, имелся интерес научный - открытие пути в Гиперборею, который тщательно скрывался, и имелся интерес торговый, который и декларировался открыто. Кроме того, имелся конкурент - Великобритания, которую и следовало вводить в заблуждение.

«Парламент Голландии выделил для экспедиции два корабля под началом Брандта Тетгалеса и Корнелиуса Ная. Чуть позже город Амстердам предоставил корабль «Меркурий» и шхуну, командование которыми было поручено Баренцу.

6 июня 1594 г. флотилия, имевшая целью «проникнуть в северные моря, открыть царства Катайя и Хина, лежащие к северу от Норвегии и Московии и по соседству с Татарией», вышла из Текселя (Голландия). Через 18 дней корабли достигли острова Кильдин, расположенного вблизи Кольского залива. Близ устья Колы флотилия разделилась: два корабли ушли на восток, а корабль Баренца и шхуна направились на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.

По дороге они часто встречали следы пребывания русских поморов. В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли - Ледяного мыса (совр. мыс Карлсона), а 31 июля открыл Оранские острова. Здесь команда стала требовать возвращения, и Баренц, хотя и стремился идти дальше, вынужден был направить суда к острову Вайгач, чтобы встретиться с остальными кораблями, которые, как выяснилось, дошли через Югорский Шар и пролив между Вайгачем и материком до Карского моря.

Основываясь на собственных наблюдениях и рассказах поморов, голландцы решили, что почти дошли до мифического мыса Табин - «крайней оконечности Татарии, откуда поворачивают, чтобы достичь царства Китайского». С радостной вестью, подозревая, что между побережьем Карского моря и крайней восточной точкой материка лежат тысячи километров, моряки поспешили на родину.

В Голландии их сообщения были приняты с восторгом. В 1595 г., обнадеженные результатами путешествия, нидерландские Генеральные штаты снарядили вторую экспедицию. На этот раз голландцы были так уверены, что корабли доберутся до Китая, что, кроме открытия прохода, путешественники должны были наладить «сбыт некоторых изделий и товаров», которые были специально прихвачены для этой цели. Флотилию увеличили до семи кораблей. Ее главным штурманом был назначен Баренц.

18 июня суда вышли из Амстердама и к осени оказались в виду острова Вайгач. Здесь вошли в Карское море, но дальше не смогли продвинуться из-за скопления льдов и сильного встречного ветра. Большую роль сыграло и нежелание адмирала флотилии, Корнелиуса Ная, подвергать себя опасностям и лишениям. Несмотря на обещания русских поморов, что ледовая обстановка должна скоро улучшиться, Най собрал офицеров и предложил подписать документ такого содержания: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Все подписали документ. Отказался только Баренц. Он предложил идти дальше и, в случае необходимости, остаться на зимовку. Но его не стали слушать. Экспедиция вернулась назад, не выполнив ни одной из поставленных задач.

После этого Генеральные штаты отказались от дальнейших попыток проводить исследования в северных широтах.

Однако правительство объявило премию за обнаружение прохода, и амстердамский сенат снарядил два корабля. На одном из них, где капитаном был назначен Якоб Гемскерк, в свою последнюю экспедицию всего лишь ее штурманом шел Биллем Баренц. Видимо, сказалось то, что Корнелиус Най всячески стремился очернить его, помня о щекотливой ситуации, в которую тот его поставил. Най характеризовал Баренца как безрассудного капитана, готового подвергнуть команду необоснованному риску. Однако моряки лучше знали мореплавателя и доверяли ему. Команды кораблей были собраны из добровольцев, не испугавшихся тягот опасного плавания.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.152sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.312 секунд