В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Январь 29, 2008

Храм Яра на реке Колумбии

Автор 15:02. Рубрика Языческие храмы

Храм Яра на реке Колумбии

В.А. Чудинов

 

Я уже исследовал храм Рода на реке Колумбии в США (ОБС) и храм Мары там же (ВОД). Фотографии для этих эпиграфических поисков мне любезно прислал из США Сергей Агеев, который сам же производил съемки. Теперь на основе этих фотографий я могу составить представление еще об одном храме на скалах - храме Яра.

Я обратил внимание на ту фотографию, которую я поместил на рис. 1 еще тогда, когда получил ее от Сергея Асеева 18 декабря 2007 года. Она выделялась из всех тем, что на ней явственно просматривалось какое-то животное, которое я, не всматриваясь, принял за оленя. Так я для себя мысленно и назвал данную статью, когда ее замышлял, «Скала-олень реки Колумбии в США». Правда, когда я заимствовал фотографию для данной работы (тут я ее даю на рис. 5), она оказалась весьма тёмной, и мне пришлось ее высветлить в программе «Фотошоп», после чего изображение стало изумительным по цветопередаче. Но и тут я решил, что передо мной олень, пока не стал обводить контур. Только тут стало ясным, что речь идёт вовсе не о травоядном животном.

Постепенно складывается определенный стиль работы с подобными изображениями: вначале я не пишу никакого текста, а просто помещаю исходную фотографию и пытаюсь выделить на ней наиболее крупные изображения. Затем добавляю всё более мелкие изображения, пока не остаются изображения весьма спорные, на грани их выделения. А после этого я их нумерую и пытаюсь найти надписи, что и удостоверяет меня в том, что я правильно обвел контур и выделил нужный лик. Достаточно пары рисунков с выделенными ликами, как можно начинать писать статью. Правда, в процессе описания одних изображений добавляются другие, не замеченные ранее, однако это - уже как бы отделка того сюжета, который был намечен в общих чертах. В данном случае парой рисунков всё дело и закончилось, поскольку два других рисунка - это просто общий вид данной скалы в двух цветовых и световых решениях.

Скала с изображениями. Общий вид данной скалы показан на рис. 1. Такого предельно контрастного и насыщенного по цвету изображения я прежде не имел. Здесь предельно различима каждая деталь как ближнего, так и дальнего плана.

skala1.jpg

Рис. 1. Общий вид храма Яра

 

Я подписал данный рисунок «общий вид храма Яра», поскольку к этому моменту уже закончил основную обработку двух рисунков, на которых размещены изображения антропоморфных и зооморфных ликов и подписи на них, которые однозначно указывают на Яра. Иными словами, практически все изображения данной скалы - это лики Яра. Поэтому я перехожу к исследованию самих ликов, нумеруя их и читая на них надписи. Нумерацию в данном случае я провожу от наиболее крупных к наиболее мелким ликам.

skala2.jpg

Рис. 2. Выявление ликов и чтение надписей на них

 

Самым крупным ликом, который я нумерую как 1, является правая часть скалы. Наши предки прекрасно обыграли сходство этого природного образования с мордой животного. Когда я его оконтурил, я понял, что это - не олень; мне показалось, что это кто-то из кошачьих, поскольку уши у зверя подняты. Сначала я по традиции решил, что перед нами - лев; однако грива у него отсутствует. Приглядываясь к открытому рту, я не увидел раздвоенной верхней губы. Так что кошачьи отпадают. Но если считать, что два отростка сверху - это рога, а правое ухо свесилось много ниже (на уровне глаза) в направлении на зрителя, то данного зверя можно принять за один из видов парнокопытных, некоторого тура, который также был зооморфным обликом Яра, но позже льва. Хорошо проработаны нос, открытый рот, глаз и свесившееся вниз ухо животного. Пространство под ухом и глаз тура образуют две буквы имени бога - ЯР. Таким образом, не приходится сомневаться в том, кто реально находится перед нами. Это - первичное изображение, где обыгрывается рельеф всей скалы. 

Ко вторичному изображению я отношу антропоморфный лик № 2, большое лицо бородатого мужчины, у которого полностью отсутствует правый глаз под нависшей бровью и открыт левый глаз, на котором можно даже увидеть тусклый зрачок (большая редкость), на котором читается слово МИМ. (слово ЯР было прочитано ранее). Как правило, изображения мимов карикатурны; в данном случае помимо дефекта глаза у мима практически не видна линия рта, настолько его усы непосредственно переходят в бороду. Отталкивающий эффект создает и нос крючком.

Оба глаза и нос этого лика являются материалом для создания изображения третьего порядка, передающего, видимо, опять-таки тура в полный рост, развернутого вправо, лик № 3. На нем имеется две надписи: одна на голове под рогами, примерно на середине высоты (и я сношу эти буквы ниже на тех же местах по горизонтали),  вторая - на расщелине на середине спины (две буквы вместе напоминают букву Ю), гласящие ЯР.

Три этих изображения крупные, и не вызывают сомнений в их искусственном происхождении. Остальные существенно мельче и не так сильно контрастируют с природной основой скалы. Так, изображение № 4, находящееся в левой части скалы, демонстрирует зрителю какую-то большую кошку, грациозно вытянувшуюся в прыжке, но при этом повернувшую голову вбок, вправо. Судя по отсутствию гривы и наличию естественных диагональных полос в данной части скалы, перед нами - тигр. Его глаза, как обычно, образуют надпись, ЯР. Зооморфный облик Яра в виде тигра встречен нами впервые, а сама гравировка выглядит весьма выразительно и живописно.

Лик № 5 я обвел рамочкой внутри лика № 2; он представляет собой карикатурное человеческое бородатое лицо с проваленным и перекошенным носом, зажмуренными глазами, пухлыми губами и в огромной шапке. Нетрудно догадаться, что перед нами - мим Яра, и слово МИМ мы действительно видим в качестве зажмуренных глаз. А лик № 6 является правым глазом и участком щеки под ним лика № 2, и представляет собой голову старика с большой окладистой бородой, очень маленьким носом и опущенными вниз глазами; оба глаза и переносица очерчивают слово РОД, которое вполне соответствует иконографии данного бога. Оба описанных лика - третьего порядка.

Симметрично относительно брови лика № 2, но выше нее, можно видеть еще один лик третьего порядка, № 7,  представляющий собой тоже старческое лицо с бородкой клинышком, несколько вдавленным носом и пустыми глазами. Глаза очень хорошо очерчивают буквы имени - ЯР.

Лик № 8 находится в левой части скалы над диагональю зеленого мха, и представляет собой голову льва, наклоненную вправо, с открытой пастью. Глаза образуют имя, ЯР, тогда как чуть выше можно прочитать слово МИМ.

Еще одна голова большой кошки, лик № 9, помещена над изображением тигра (№ 4), и является, скорее всего, наклоненной вправо мордой тигра. На лбу и глазах можно прочитать надпись МИР ЯРА.

Два лика, № 10 и 11, расположены под левым глазом лика № 2. Первый из них показан как сильно наклоненный вниз профиль усатого (но не бородатого) мужчины, повернутый вправо; у него - правильные черты лица, глаза закрыты. Именно правый глаз образует надпись ЯР столь мелкую, что я могу лишь показать всю надпись, но уже вряд ли смогу разделить ее на отдельный буквы. А находящийся правее лик № 11 показывает голову красивого старца, развернутую вправо; у него - аристократический прямой нос, и высветленная над ним часть лба; имеется переносица. Глаза и брови не обозначены, усы длинные, а борода очень большая, окладистая. Надпись на челке темных волос подтверждает предположение - перед нами РОД (буква Д завалено вправо до горизонтального положения). Так что если под правым глазом лики несколько некрасивы, то под левым они дают примеры чуть ли не образцовых голов русских мужчин.  

На кончике носа лика № 2 (я обвел эту область прямоугольной рамочкой) помещается лик № 12, являющий собой повернутый влево профиль бородатого мужчины с укороченным носом и очень вьющимися локонами бороды. Именно на бороде правее усов и нанесена надпись ЯР, выполненная крупными буквами, которые нарисованы весьма затейливо, с дополнительными изгибами прямых линий, отражая локоны бороды.

Лик № 13 размещен на переносице лика № 2 и тоже обведен квадратной рамочкой. Он представляет собой небольшую морду льва, чуть повернутую вправо. Две диагональный надписи на лбу одна над другой удостоверяют, что перед нами - ЯР. А лик № 14 находится левее лика № 5, прислонившись к нему щека к щеке. Это, скорее всего, тоже изображение головы льва, но грустного. Рельефные буквы гривы также говорят о том, что перед нами - ЯР.

Осталось прочитать надпись, которая идет по скале примерно на уровне ее середины, в ее центральной части. Здесь можно видеть слова ЯРА ХРАМ, которые, на наш взгляд, и являются титульной надписью. И действительно, мы исследуем храм Яра.

skala3.jpg

Рис. 3. Изображения нижней части скалы

 

Низ скалы. На нижней части скалы также имеется ряд изображений. Мох здесь порос диагонально, и потому многие изображения даны именно по диагонали слева вверх направо. Здесь тоже имеется титульная надпись, которую я обвожу рамочкой, а затем поворачиваю влево на 900. Надпись гласит ЯМКА. Вероятно, на рельефе местности эта часть скалы действительно воспринимается как ямка.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.205sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.352 секунд