Приятно было услышать радостную весть: 21 декабря 2008 года ко мне домой заехал Л.Я. Литовский и привёз мне ксерокопии статей из местных газет. Сначала я воспроизведу весьма интересный материал, который был опубликован в районной газете Волгограда Он явился началом очерка, опубликованного 23 октября 2008 года газетой «Победа» № 132. Статья Вениамина Апраксина называлась «Славянский след на Хопре. Историко- краеведческий очерк». Вот ее содержание (название подзаголовков предложил я).
Рис. 1. Вырезка из газеты «Победа»
Введение. Путешествуя по Кумылженскому и Алексеевскому районам, не перестаю удивляться дошедшему до нас богатейшему культурному, природному, историческому и археологическому наследию, которое так бережно сохранила здешняя земля и живущие на ней люди. Если взять археологию отдельно, то увы - мы должны смириться с тем, что только мизерная часть артефактов о древних насельниках нашего края, благодаря научным исследованиям и случайным находкам, перешли в достояние музеев и стали наглядными пособиями для широкой массы населения. Археологические экспедиции у нас редки, подавляющее же большинство древних находок, появляющихся на свет Божий, в силу своей малой привлекательности (глиняные черепки, камни, кости) так и остаются валяться по степным и пойменным просторам, пока всемогущая природа не перезахоронит их в другое место или не уничтожит. И хорошо, если на пути такого процесса найдется человек, который в силу своей любознательности и любопытства обратит на них внимание, не посчитает за труд поднять их с земли, сохранить и, более того, сообщить а соответствующие учреждения. Примерно так случилось и с меловым камнем, найденным девять лет назад, недалеко от Хопра, в окрестностях хутора Остроуховского. Слухи о его находке пошли по району сразу, причем слухи разные: будто камней было не один, а два; будто лежал он на поверхности земли, по словам других - в водах Хопра; и будто нашли его не то возле хутора Остроухова, не то у хутора Ключи.
Дошли слухи и до меня. Помнится, я сразу вознамерился с попуткой съездить на место находки и даже думал забрать камень домой, но обстоятельства сложились так, что подзагулявший накануне шофер в этот день явился на работу только к обеду. Я прикинул, что из Букановки мы будем возвращаться где-то к ночи, на другой день пошел дождь - по этой причине я и отложил поездку. И правильно сделал. Как оказалось потом, погрузка мелового камня, весом примерно центнера два, в ЗИЛ для двоих была бы проблематична, да и не место такой находке в домашнем музее.
Открытие на Хопре не обошли стороной и СМИ. Первая публикация о камне неизвестного автора появилась в районной газете "Победа" от 2.12.1999 года. Чтобы оживить память читателей, приведу эту заметку целиком.
Заметка из газеты от декабря 1999 года. «Любопытная находка. Как принято говорить, в один прекрасный день учащиеся Остроуховской школы примерно в километре от своего хутора совершенно случайно нашли необычный и очень интересный камень. Хотя, если сказать точнее, это была почти глыба, размерами примерно метр на метр и двадцать сантиметров. А кладоискателями оказались семиклассник Сергей Косое и девятиклассник Андрей Овчинников. Ребят сразу же заинтересовал внешний вид находки - рисунки человека на его поверхности: лодки, горящего солнца, деревьев и т.д., какие то надписи.
Сегодня перед ребятами как и перед всеми взрослыми, видевшими эту уникальную находку, больше вопросов, чем ответов на них. Сколько, примерно, веков этому камню, что хранит надписи на нем, кем он здесь мог быть брошен и очень многие другие. Но бесспорно одно; в археологическом и историческом смысле ему буквально нет цены».
Тогда действительно истинную цену этой находке еще никто не знал и, тем не менее, в сохранении ее приняли участие остроуховские школьники, учителя, хуторяне. Их усилиями меловая глыба была перевезена в школу, а оттуда по инициативе районного отдела культуры (в частности, его тогдашней заведующей - Раисы Александровны Казаринской) она была переправлена в станицу Кумылженскую. где довольно долго хранилась в автогараже, а когда открылся новый краеведческий музей, для камня выделили уголок на первом этаже.
Обычное мнение о камне с древними надписями. Помнится, когда я впервые увидел этот бесформенный, без всяких следов обработки камень и примитивный, бессистемный набор рисунков и черточек на одной стороне, я, признаться, им особого значения не придал. "Детское творчество", - сделал я скоропалительный вывод, и как оказалось потом - это было большой ошибкой. Ошибался еще и по той причине, что я вообще не знал о сохранившихся еле различимых письменах -думаю, что того же мнения придерживались и большинство из тех, кому этот камень попадался на глаза.
Конечно, не следует думать, что эта находка не попала в поле зрения ученых. Почти сразу, в "Отчете о работе областной комплексной Нижнехоперской экспедиции по изучению природного и историко-культурного наследия" (Волгоград, 2000 год) сообщается следующее: "На правом берегу Хопра в 1999 году в окрестностях хутора Косо-Ключанского местными жителями была обнаружена древняя плита, покрытая письменами, которая была осмотрена археологами. По предварительным данным руны (т.е. письмена - А.В.) напоминают письмо западно-сибирских Тюрок. Предположительно была изготовлена в период Хазарского каганата VIII-X вв". (Р.8, Здесь не понятно, что археологи подразумевали под терминами "письмена", "руны" - скорее всего рисунки, потому что, как выяснится потом, среди них есть мелко написанные русские слова, о которых ученые не сообщают).
Мой комментарий. Пока прерву цитирование статьи Апраксина, чтобы дать свой комментарий. Я уже неоднократно высказывался в том смысле, что археологи постоянно приписывают русское культурное наследие какому-нибудь народу, известному на данной территории, ибо как в известном анекдоте они ищут хозяина надписей не по тому шрифту, который он оставил, а по тому, какой древний этнос в данном регионе известнее (то есть, где светлее). Для Волгограда таким благодатным просвещенным народом оказались хазары. Что ж, добавлю и эту атрибуцию в мою копилку археологических курьёзов. - А теперь продолжу цитирование.
Неожиданный и счастливый поворот дела. Так бы плита и покоилась в полусумрачном музейном уголке и дальше, но весной 2008 года на нее (точнее, на ксерокопии оттисков рисунков) обратил внимание руководитель областного музейного Центра и создатель единственного в стране "Музея истории письменности и букварей народов мира им. академика О.Н. Трубачева" - Леонид Яковлевич Литовский. Именно этот человек, несмотря на свой возраст, проявил активную деятельность: сфотографировал рисунки и самолично отвез снимки в Москву, профессору ГУУ, академику РАЕН, председателю комиссии РАН по истории культуры древней и средневековой Руси - Валерию Алексеевичу Чудинову. Можно добавить, что Чудинов - автор ряда увлекательных книг, в которых доказывает, что русский народ - один из древнейших в мире, что "русская письменность существовала за 24 тысячелетия до святых Кирилла и Мефодия. Священным языком волхвов были Руны Макоши. Язык мирян представлял собой Руны Рода. Эти последние дали начало и скандинавским рунам, и греческому письму, и латинице. Кириллица же представляет собой строй Рун Рода почти без изменений". (Пояснение ко всей цитате см. далее и далее я вкратце воспользуюсь статьей Чудинова «Камень из Кумылженского краеведческого музея»).
Упоминание о моих исследованиях. Валерий Алексеевич первый обратил внимание на то, что часть камня отсутствует, но оставшаяся часть при компьютерном исследовании содержала бесценные сенсационные сведения.Оказалось, что примитивные рисунки в виде солнца, лодки и др. - есть ни что иное, как петроглифы или пиктограммы. В археологии считается, что они являются зачатками письменности и без буквенного или слогового пояснения напрямую не читаются. До недавнего времени так считал и Чудинов, однако в последнее время он все более стал склоняться к мысли, что "пиктография возникает позже буквенного или слогового письма и служит средством межэтнического общения. А поскольку самым древним языком межэтнического общения был язык русский, то и поясняющим языком этих пиктограмм должен быть язык русский".
Гипотеза Чудинова подтвердилась: на камне, вместе с первыми открытыми в нашем крае петроглифами, находились и как бы слоговые пояснения на русском языке. Невероятно, но факт: удалось прочитать 31 слово, Из них словосочетания "Русь Яра" и "Яра Русь" говорили о "Территориальной принадлежности камня". Само слово "яра" (в разных склонениях) написано 11 раз, со словом "мим" - 4 раза, со словом "маг" - 1 раз. Кстати, слова "мим", "маг", "храм", "музыка" с рисунками гуслей и христианского креста говорят, что нарисован служитель Храма Яра", жрец, волхв. В одной лунке прослеживается даже его изображение в виде безусого, безбородого и кудрявого мужчины, напоминающего древнегреческого бога Аполлона. Кроме того, на камне есть изображения животных. Так, контуры идущей медведицы с надписью "ма-кажи лик" автор связывает с богиней Макошь. Поясню, что Макошь - это славянская богиня земного плодородия, матерь урожая, олицетворение Матери-Сырой-Земли. Рельеф собаки и надпись "Мара" ученый трактует так: "Зооморфный лик в виде собаки имела только богиня Мара». Поясню: Мара - славянская богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее, смерти; по другим трактовкам - призрак, видение, дух в облике женщины.
После исследования Чудинов делает вывод: текст написан протокириллицей и представляет собой ничто иное, как руны Рода - то есть, культ славянского небесного бога, божества Вселенной; культ же Макоши - не обнаружен. На основе этого ученый датирует надпись с рисунками поздней античностью или ранним средневековьем (VI-VIII вв, н.э).
Истолкование значение камня. Так что же произошло на берегу Хопра: открытие мирового значения или текст вместе с рисунками следует подвергнуть перепроверке вплоть до аналогичных находок? Оставим этот вопрос пока открытым, а на основе известных литературных источников попытаемся ответить на другие вопросы: что собой представляла Русь и наш край в указанное Чудиновым время, и какая была тогда религия?
Из школьных учебников истории мы знаем, что до X века славяне исповедовали язычество (те. одухотворяли природные силы), и первое крещение Руси состоялось в 988 году. Однако другие исследователи уточняют, что впервые русы крестились в 860 году при патриархе Фо-тии - кстати, именно в 860 году в мировой литературе (в греческом летописании) встречается упоминание русое. В 980 году при Владимире Красное Солнышко варяжская династия рухнула навсегда во всех славянских княжествах. В 988 году Русь окончательно приняла христианское православие. Иными словами, славянское многобожие стало заменяться христианским единобожием. Однако, надо признать, что этот процесс произошел не сразу - на окраинах Руси язычество сохранялось очень долго.
К окраинам можно отнести и Донщину, или как она именуется в литературе "Дикое поле". Многие литературные публикации подтверждают, что на этой территории жили славянские племена вятичей.
Так, в книге К. Рыжова "100 великих россиян" (Москва, Вече, 2001 г., стр. 23) читаем: "Вплоть до XII века упорно противились крещению вятичи". Сведения о вятичах в нашем крае есть у известного Михайловского (что на Хопре) краеведа Б.С. Лащилина ("Хороша река Хопер", Волгоградское книжное издательство, 1961 г., стр. 3) и у волгоградского писателя И.Г. Долгачева ("Язык земли русской", Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1986 г, стр. 26). Сюда же можно добавить и цитату академика Шахматова: "В первой половине VIII века восточные русы изгнали хазар и оставались хозяевами на Донской земле. Они присвоили название таким рекам, как Хопер, Медведица, Иловля и другим притокам Дона и Хопра". (И. Шубин "Итак. казаки", газета "Казачий круг от 27.01.94 г.). О том, что территория Кумылженского и Алексеевского районов искони славянская, что славянское язычество с успехом дожило тут с потомками славян - казачеством -до наших времен, говорят многочисленные свидетельства. Это легенды, слова, обычаи, фольклор, элементы одежды, строений и другое. И находка камня а окрестностям хутора Остроухова с типично русскими словами служит еще одним доказательством я пользу славянского населения прихоперских мест. Вениамин АПРАКСИН, фото Наталии МАКАРОВОЙ.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.353 секунд