В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 22, 2008

История волгоградского камня в районной прессе

Автор 15:09. Рубрика Xроника научной жизни

История волгоградского камня в районной прессеВ.А. Чудинов

Приятно было услышать радостную весть: 21 декабря 2008 года ко мне домой заехал Л.Я. Литовский и привёз мне ксерокопии статей из местных газет. Сначала я воспроизведу весьма интересный материал, который был опубликован в районной газете Волгограда Он явился началом очерка, опубликованного  23 октября 2008 года газетой «Победа» № 132. Статья Вениамина Апраксина называлась «Славянский след на Хопре. Историко- краеведческий очерк». Вот ее содержание (название подзаголовков предложил я).
xopr1.jpg

Рис. 1. Вырезка из газеты «Победа»

Введение. Путешествуя по Кумылженскому и Алексеевскому районам, не перестаю удив­ляться дошедшему до нас богатейшему культурному, природному, историческому и археологическому наследию, которое так бережно сохранила здешняя земля и живущие на ней люди. Если взять археологию отдельно, то увы - мы должны смириться с тем, что только мизерная часть артефактов о древних насельниках нашего края, благодаря научным исследованиям и случайным находкам, перешли в достояние музеев и стали на­глядными пособиями для широкой массы населения. Археологические экспедиции у нас редки, подавляющее же большинство древних находок, появляющихся на свет Божий, в силу своей малой привлекательности (глиняные черепки, камни, кости) так и остаются валяться по степным и пойменным просторам, пока всемогущая природа не перезахо­ронит их в другое место или не уничтожит. И хорошо, если на пути такого процесса найдется человек, который в силу своей любознательности и любопытства обратит на них внимание, не посчитает за труд поднять их с земли, сохранить и, более того, со­общить а соответствующие учреждения. Примерно так случилось и с меловым камнем, найденным девять лет назад, недалеко от Хопра, в окрестностях хутора Остроуховского. Слухи о его находке пошли по району сразу, причем слухи разные: будто камней было не один, а два; будто лежал он на поверхности земли, по словам других - в водах Хопра; и будто нашли его не то возле хутора Остроухова, не то у хутора Ключи.

Дошли слухи и до меня. Помнится, я сразу вознамерился с попуткой съездить на место находки и даже думал забрать камень домой, но обстоятельства сложились так, что подзагулявший накануне шофер в этот день явился на работу только к обеду. Я прикинул, что из Букановки мы будем возвращаться где-то к ночи, на другой день пошел дождь - по этой причине я и отложил поездку. И правильно сделал. Как оказалось потом, погрузка мелового камня, ве­сом примерно центнера два, в ЗИЛ для двоих была бы проблематична, да и не место такой находке в домашнем музее.

Открытие на Хопре не обошли стороной и СМИ. Первая публикация о камне неизвестно­го автора появилась в районной газете "Побе­да" от 2.12.1999 года. Чтобы оживить память читателей, приведу эту заметку целиком.

Заметка из газеты от декабря 1999 года. «Любопытная находка. Как принято говорить, в один прекрасный день учащиеся Остроуховской школы примерно в километре от своего хутора совершенно слу­чайно нашли необычный и очень интересный камень. Хотя, если сказать точнее, это была поч­ти глыба, размерами примерно метр на метр и двадцать сантиметров. А кладоискателями оказались семиклассник Сергей Косое и девятиклассник Андрей Овчинников.  Ребят сразу же заинтересовал внешний вид находки - рисунки человека на его поверхности: лодки, горящего солнца, деревьев и т.д., какие то надписи.

Сегодня перед ребятами как и перед всеми взрослыми, видевшими эту уникальную на­ходку, больше вопросов, чем ответов на них. Сколько, примерно, веков этому камню, что хранит надписи на нем, кем он здесь мог быть брошен и очень многие другие. Но бесспорно одно; в археологическом и историческом смыс­ле ему буквально нет цены».

Тогда действительно истинную цену этой находке еще никто не знал и, тем не менее, в сохранении ее приняли участие остроуховские школьники, учителя, хуторяне. Их усилиями меловая глыба была перевезена в школу, а от­туда по инициативе районного отдела культуры (в частности, его тогдашней заведующей - Раисы Александровны Казаринской) она была переправлена в станицу Кумылженскую. где довольно долго хранилась в автогараже, а когда открылся новый краеведческий музей, для камня выдели­ли уголок на первом этаже.

Обычное мнение о камне с древними надписями. Помнится, когда я впервые увидел этот бесформенный, без всяких следов обработки камень и примитивный, бессистемный набор рисунков и черточек на одной стороне, я, при­знаться, им особого значения не придал. "Дет­ское творчество", - сделал я скоропалитель­ный вывод, и как оказалось потом - это было большой ошибкой. Ошибался еще и по той при­чине, что я вообще не знал о сохранившихся еле различимых письменах -думаю, что того же мнения придерживались и большинство из тех, кому этот камень попадался на глаза.

Конечно, не следует думать, что эта находка не попала в поле зрения ученых. Почти сразу, в "Отчете о работе областной комплексной Нижне­хоперской экспедиции по изучению природного и историко-культурного наследия" (Волгоград, 2000 год) сообщается следующее: "На правом берегу Хопра в 1999 году в окрестностях хуто­ра Косо-Ключанского местными жителями была обнаружена древняя плита, покрытая письме­нами, которая была осмотрена археологами. По предварительным данным руны (т.е. письмена - А.В.) напоминают письмо западно-сибирских Тюрок. Предположительно была изготовлена в период Хазарского каганата VIII-X вв". (Р.8, Здесь не понятно, что археологи подразумевали под терминами "письмена", "руны" - скорее всего рисунки, потому что, как выяснится потом, среди них есть мелко написанные русские слова, о которых ученые не сообщают).

Мой комментарий. Пока прерву цитирование статьи Апраксина, чтобы дать свой комментарий. Я уже неоднократно высказывался в том смысле, что археологи постоянно приписывают русское культурное наследие какому-нибудь народу, известному на данной территории, ибо как в известном анекдоте они ищут хозяина надписей не по тому шрифту, который он оставил, а по тому, какой древний этнос в данном регионе известнее (то есть, где светлее). Для Волгограда таким благодатным просвещенным народом оказались хазары. Что ж, добавлю и эту атрибуцию в мою копилку археологических курьёзов. - А теперь продолжу цитирование.

Неожиданный и счастливый поворот дела. Так бы плита и покоилась в полусумрачном музейном уголке и дальше, но весной 2008 года на нее (точнее, на ксерокопии оттисков рисунков) обратил внимание руководитель областного музейного Центра и создатель единственного в стране "Музея истории письменности и букварей народов мира им. академика О.Н. Трубачева" - Леонид Яковлевич Литовский. Именно этот чело­век, несмотря на свой возраст, проявил активную деятельность: сфотографировал рисунки и само­лично отвез снимки в Москву, профессору ГУУ, академику РАЕН, председателю комиссии РАН по истории культуры древней и средневековой Руси - Валерию Алексеевичу Чудинову. Можно доба­вить, что Чудинов - автор ряда увлекательных книг, в которых доказывает, что русский народ - один из древнейших в мире, что "русская письменность существовала за 24 тысячелетия до святых Кирилла и Мефодия. Священным языком волх­вов были Руны Макоши. Язык мирян представлял собой Руны Рода. Эти последние дали начало и скандинавским рунам, и греческому письму, и ла­тинице. Кириллица же представляет собой строй Рун Рода почти без изменений". (Пояснение ко всей цитате см. далее и далее я вкратце вос­пользуюсь статьей Чудинова «Камень из Кумылженского краеведческого музея»).

Упоминание о моих исследованиях. Валерий Алексеевич первый обратил внима­ние на то, что часть камня отсутствует, но остав­шаяся часть при компьютерном исследовании со­держала бесценные сенсационные сведения.Оказалось, что примитивные рисунки в виде солнца, лодки и др. - есть ни что иное, как пе­троглифы или пиктограммы. В археологии счи­тается, что они являются зачатками письменно­сти и без буквенного или слогового пояснения напрямую не читаются. До недавнего времени так считал и Чудинов, однако в последнее вре­мя он все более стал склоняться к мысли, что "пиктография возникает позже буквенного или слогового письма и служит средством межэтни­ческого общения. А поскольку самым древним языком межэтнического общения был язык рус­ский, то и поясняющим языком этих пиктограмм должен быть язык русский".

Гипотеза Чудинова подтвердилась: на кам­не, вместе с первыми открытыми в нашем крае петроглифами, находились и как бы слоговые по­яснения на русском языке. Невероятно, но факт: удалось прочитать 31 слово, Из них словосочета­ния "Русь Яра" и "Яра Русь" говорили о "Территори­альной принадлежности камня". Само слово "яра" (в разных склонениях) написано 11 раз, со словом "мим" - 4 раза, со словом "маг" - 1 раз. Кстати, слова "мим", "маг", "храм", "музыка" с рисунками гуслей и христианского креста говорят, что нарисо­ван служитель Храма Яра", жрец, волхв. В одной лунке прослеживается даже его изображение в виде безусого, безбородого и кудрявого мужчины, напоминающего древнегреческого бога Аполлона. Кроме того, на камне есть изображения животных. Так, контуры идущей медведицы с надписью "ма-кажи лик" автор связывает с богиней Макошь. По­ясню, что Макошь - это славянская богиня зем­ного плодородия, матерь урожая, олицетворение Матери-Сырой-Земли. Рельеф собаки и надпись "Мара" ученый трактует так: "Зооморфный лик в виде собаки имела только богиня Мара». Поясню: Мара - славянская богиня бесплодной, болез­ненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее, смерти; по другим трактовкам - призрак, видение, дух в облике женщины.

После исследования Чудинов делает вы­вод: текст написан протокириллицей и пред­ставляет собой  ничто  иное,  как  руны  Рода -  то есть, культ славянского небесного бога, божества Вселенной; культ же Макоши - не обнаружен. На основе этого ученый датирует надпись с рисунками поздней античностью или ранним средневековьем (VI-VIII вв, н.э).

Истолкование значение камня. Так что же произошло на берегу Хопра: открытие мирового значения или текст вместе с рисунками следует подвергнуть перепроверке вплоть до аналогичных находок? Оставим этот вопрос пока открытым, а на основе известных литературных источников попытаемся отве­тить на другие вопросы: что собой представ­ляла Русь и наш край в указанное Чудиновым время, и какая была тогда религия?

Из школьных учебников истории мы знаем, что до X века славяне исповедовали язычество (те. одухотворяли природные силы), и первое крещение Руси состоялось в 988 году. Однако другие исследователи уточняют, что впервые русы крестились в 860 году при патриархе Фо-тии - кстати, именно в 860 году в мировой ли­тературе (в греческом летописании) встречает­ся упоминание русое. В 980 году при Владимире Красное Солнышко варяжская династия рухнула навсегда во всех славянских княжествах. В 988 году Русь окончательно приняла христианское православие. Иными словами, славянское мно­гобожие стало заменяться христианским едино­божием. Однако, надо признать, что этот про­цесс произошел не сразу - на окраинах Руси язычество сохранялось очень долго.

К окраинам можно отнести и Донщину, или как она именуется в литературе "Дикое поле". Многие литературные публикации подтверж­дают, что на этой территории жили славянские племена вятичей.

Так, в книге К. Рыжова "100 великих рос­сиян" (Москва, Вече, 2001 г., стр. 23) читаем: "Вплоть до XII века упорно противились креще­нию вятичи". Сведения о вятичах в нашем крае есть у известного Михайловского (что на Хопре) краеведа Б.С. Лащилина ("Хороша река Хопер", Волгоградское книжное издательство, 1961 г., стр. 3) и у волгоградского писателя И.Г. Долгачева ("Язык земли русской", Нижне-Волжское книж­ное издательство, Волгоград, 1986 г, стр. 26). Сюда же можно добавить и цитату академика Шахматова: "В первой половине VIII века восточ­ные русы изгнали хазар и оставались хозяева­ми на Донской земле. Они присвоили название таким рекам, как Хопер, Медведица, Иловля и другим притокам Дона и Хопра". (И. Шубин "Итак. казаки", газета "Казачий круг от 27.01.94 г.). О том, что территория Кумылженского и Алексеевского районов искони славянская, что славянское язы­чество с успехом дожило тут с потомками славян - казачеством -до наших времен, говорят мно­гочисленные свидетельства. Это легенды, слова, обычаи, фольклор, элементы одежды, строений и другое. И находка камня а окрестностям хутора Остроухова с типично русскими словами служит еще одним доказательством я пользу славянско­го населения прихоперских мест. Вениамин АПРАКСИН, фото Наталии МАКАРОВОЙ.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.1MB | MySQL:11 | 0.199sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.353 секунд