Передислокация камня. И это выяснилось буквально на другой день после нашего с Евгением путешествия, 23 сентября в Кулмыженском казачьем Центре Кошав-гора его директор Юрий Ильич Фудько сообщил новость: «Литовский Л.Я. Просит привезти в Волгоград остроуховский камень, где его подвергнут тщательному исследованию современной аппаратурой, после чего возвратят назад, в музей». Мне довелось принять участие в погрузке камня. Четверо или пятеро мужчин, на перехлёстнутых полотенцах с трудом выволокли его из музейного здания, а по дворовым приступкам и на УАЗ его затягивали по доскам, можно сказать, волоком.
Через день шофер комитета культуры Владимир Иванович Наталюткин в сопровождении Ю.И. Фудько взяли курс на Волгоград. Если б кто случайно заглянул в кузов, то непременно удивился: на месте желтого песка, на белых полотнищах царственно покоилась меловая глыба со странными рисунками - и, если б нашелся «остроглаз» - не менее загадочными надписями.
Эпилог. Теперь-то мы знаем, что те каракули и русские надписи, благодаря стараниям В.А. Чудинова, «заговорили». Но, думается, что камень поведал не все свои секреты. Свидетелями каких еще новых открытий мы станем - покажет время. Но очень хочется верить: новые открытия будут. И пусть не мирового, а регионального значения, а это значит, что наши знания о наших далёких предках расширятся, и мы станем смотреть на окружающий нас мир совсем другими глазами.
Мой комментарий. Мне очень понравилась научная дотошность Вениамина Апраксина, который не только организовал экспедицию на место находки данного камня, но и произвёл тщательный осмотр местности. В результате он установил такие факты: 1) фрагменты каких-то меловых глыб имелись только на данном бугре, но не на остальных, 2) камень был найден «лицом вниз», 3) следов никаких строений на данном бугре нет и 4) меловой камень имеет вид хранившегося в сухом месте. Из этого можно сделать ряд заключений. Первое: изначально камень никак не мог лежать «лицом вниз». Стало быть, его так положили не верующие в его силу люди. Второе: скорее всего, его даже не положили, а сбросили с небольшой высоты, например, с телеги, отчего от него откололось несколько фрагментов, которые, однако, не содержали ни рисунков, ни надписей. Третье: такое положение «лицом вниз» предохранило рисунки и надписи от неблагоприятного воздействия осадков. Четвертое: поскольку до обнаружения его ребятами никто из местных жителей о его существовании не знал, его культа в данной местности не было. Пятое: судя по его прекрасной сохранности, он много веков лежал в сухом помещении, подобно другим культовым камням, которые, особенно со знаками их крещения, хранились в ризницах церквей. Шестое: хотя после запрещения Никоном почитания ведических богов культовые камни надлежало выбросить, с этим приходские священники не торопились, и чем дальше храм отстоял от города, тем позже культовые камни покидали гостеприимные ризницы.
Так что судьба камня видится такой: он был оставлен с ведических времен, для чего его вывезли из одного из ведических святилищ, располагавшихся на меловом бугре, и поместили в ризнице церкви. Но для его вхождения в христианство на законных основаниях, его крестили, то есть, поставили на нем крест. Этим достигались сразу две цели: ведическое святилище лишалось своей святыни, что уменьшало его притягательность, с другой стороны, поклоняться камню было возможно внутри православного христианского храма, что увеличивало размер паствы данного прихода. Так продолжалось до реформы Никона. После этого камень мог продолжать оставаться в ризнице, но уже не выносился по праздникам для староверов, на которых начались гонения. Однако где-то в конце XIX-начале ХХ века от камня решили избавиться, для чего погрузили его на подводу и выбросили на одном из меловых холмов, как бы возвращая камень на то место, откуда взяли. Но откуда его взяли, уже никто не помнил, поэтому адрес его доставки оказался чисто случайным.
Рис. 2. Вырезка из газеты «Казачий круг»
Заметка в газете «Казачий круг». На этом публикации в районных газетах не закончились. Еще одна заметка была опубликована в газете «Казачий круг» города Волгограда 4 декабря 2008 гола Верой Светловой под заголовком «Чудо-камень» и в рубрике «Истоки». Вот ее текст.
Он сохранился, прожив века и тысячелетия, и донес до нас, людей XXI века, свое великое значение. Его можно назвать хранителем времени, далекой истории. А еще - свидетельством национальной, славянской, культуры, которая, как известно, начинается с грамотности. Речь идет о камне, выставленном недавно в качестве экспоната в музее Истории русской письменности имени О.Н. Трубачева при лицее № 8 «Олимпия» г. Волгограда. Это не просто камень, а каменная книга, потому что содержит рисунки, буквы, целые слова. Спасибо кумылженским краеведам центра казачьей культуры «Кошав-гора» во главе с Юрием Фудько, немало лет оберегавшим реликвию. Спасибо энтузиасту Леониду Яковлевичу Литовскому, которого этот камень заинтересовал настолько, что он согласился взять его в свой музей и расшифровать, для чего обратился к известному ученому В.А. Чудинову. Валерий Алексеевич (по фотографиям) увидел на камне русские буквы и прочитал слова: «Русь», «Храм», «Яра» и другие. «Камень может быть датирован временем этрусков, - пишет он директору музея, - ...позволяет показать, каковы были русские культовые камни конца античности - начала Средневековья».
Камень, безусловно, артефакт. В музее он экспонируется в сочетании со стендом, и это просто «великолепно!», как отзывается Чудинов. Стенд называется «Вселенная русской письменности до Кирилла (русские руны)». Общеизвестно, датой рождения русской письменности считается 863 год, когда Кирилл и Мефодий создали русскую азбуку. Но история русской письменности гораздо богаче. Второй стенд так и называется: «Русская письменность до и после ее рождения».
А на кумылженской земле лежат еще несколько подобных камней. Но только ли на кумылженской? «Каждый культовый камень не похож на другие. И каждый из них несёт крупицу знания о быте наших предков, ...какие надписи и в каком виде они нам оставили, ...как вписывали ведические реликты в новую христианскую реальность. ...собирая такого рода экспонаты, мы постепенно создаём литотеку - хранилище наиболее древних и наиболее устойчивых к разрушительному действию времени предметов, камней с надписями», - пишет В.А. Чудинов, делая заключение, и предлагает создать даже не кумылженскую, а хоперскую литотеку.
Обсуждение. Я рад, что создание музея истории письменности при лицее № 8 города Волгограда стало событием регионального уровня, что нашло свое отражение в помещении информации о нем в ряде районных газет. Таким образом, помимо самого лицея в это событие оказался вовлечен и Кумылженский краеведческий музей, и школа, ученики которой нашли камень, и краевед Вениамин Апраксин, предпринявший экспедицию на место находки камня и сделавший ряд ценных наблюдений.
А благодаря заметке Веры Светловой, вполне вероятно, что такого рода деятельностью заинтересуются жители и других регионов вдоль Хопра, и пополнят коллекцию камней. Насколько я понял от самого Леонида Яковлевича Литовского, два других камня уже вынуты из земли и сейчас решается вопрос об их транспортировке в его музей. Так что дело создания литотеке постепенно продвигается. Пока в музее стоит один камень, о литотеке как таковой говорить не приходится, ибо данный экспонат оказывается уникальным. Но при наличии трёх камней литотека уже станет определенным самостоятельным разделом музейной экспозиции.
Далее, в разговоре с Литовским был затронут и вопрос о реальности существования надписей. Насколько я понял, их видят далеко не все, что вполне нормально (иначе меня опередило бы огромное множество исследователей). Л.Я. поставил небольшой эксперимент: когда в его музей заходят лицеисты, он ничего не сообщает об имеющихся на камне ликах и надписях, но предлагает каждому найти на камне что-то интересное. И примерно 30% школьников видят как раз и лики, и надписи. Таковы дети, и приведенная цифра, на мой взгляд, очень высока.
Однако взрослые ведут себя иначе. Еще один приехавший из Москвы профессор-лингвист сразу заявил о том, что никаких надписей на камне быть не может, но подойти к нему и посмотреть на соответствующие его фрагменты категорически отказался. Заметим, что он боялся увидеть надписи, но остерегался именно камня. А поскольку точно такие же симптомы я видел у археологов, который отказались подойти к камню-следовику в Тверском краеведческом музее, я могу сказать, что познакомился со странным видом фобии, а именно, с литофобией, как я ее могу назвать. Литофобия объясняется боязнью увидеть на камне то, что противоречит многолетним убеждениям. Лицам, подверженным этому заболеванию, я могу только посочувствовать.
Судьба этого камня оказалась небезразличной и для ряда должностных лиц. Литовский передал мне пожелание ряда руководителей Волгограда провести некую конференцию (в промежутке между конгрессами) по докирилловской письменности и дохристианской культуре на базе данного лицея № 8 города Волгограда. Мы ориентировочно наметили проведение такого форума на октябрь-ноябрь 2009 года.
Заключение. Итак, музей истории русской письменности существует, и одним из его ценнейших экспонатов является меловой камень кумылжанского района. Он является не просто родоначальником хопёрской литотеки, но и объектом интереса районных СМИ, а также интереснейшим источником для знакомства посетителей с русской культурой наших далёких предков.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.362 секунд