В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 30, 2020

Существовал ли Израиль в древности и другие новости

Автор 13:15. Рубрика Чтения новых текстов

Вновь цитирую работу [8]: «В конце XIX века в Новгороде жил коллекционер Василий Степанович Передольский (1833-1907). Сначала он скупал случайные находки у крестьян, затем стал вести археологические раскопки самостоятельно. Он сделал интересные открытия, в том числе выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой. Передольский собрал первую коллекцию берестяных грамот, про которые он говорил, что это «письмена предков наших». Однако ему никто не верил, и его считали чудаком. Найденные письмена Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, однако никакой сенсации они не произвели. Ничего внятного прочитать на старых обрывках бересты было невозможно, и высказывалось мнение, что это просто мистификация или каракули безграмотных крестьян XIX века. Трудно было поверить, что письма могли пролежать в земле без малого 1000 лет и так хорошо сохраниться. В 1920-х годах музей Передольского был национализирован и всё, что составляло хоть какую-то ценность, было конфисковано. По заключению директора государственного Новгородского музея Николая Григорьевича Порфиридова, осматривавшего музей Передольского перед его закрытием, «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». Первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна.

Во время Великой Отечественной войны город Новгород был сдан немцам без боя, в течение 1941-1944 находился на самой передовой и был практически полностью разрушен массовыми обстрелами советской артиллерии. При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан.

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года почти случайно. Общее число найденных грамот достигло тысячи, как недавно сообщал «Вокруг света». Поскольку их находили в самых разных археологических слоях, стало понятно, что население Новгорода было грамотным, по крайней мере, начиная с XI века.

Вопрос о подлинности грамот сразу отпал, вдобавок их научились читать. Разумеется, средневековый новгородец писал записки жене вовсе не высоким церковно-славянским штилем, а живым разговорным языком. Разница между устной и письменной речью в те времена была ещё более заметной, чем в современном языке. В XI веке каждый писал, как слышал, поскольку первую грамматику русского языка напечатали лишь в начале XVII века. Именно по этой причине берестяные грамоты, написанные на разговорном языке, несут бесценную и неповторимую запись средневековых говоров и диалектов.

Продолжение статьи [8]. «Помимо русского языка, берестяные грамоты фиксируют карельскую, латинскую, греческую речь. И даже древнескандинавские руны. Разумеется, был зафиксирован и исконный русский мат, который, по мнению некоторых культурологов XIX века, якобы был занесен в Россию лишь во время монголо-татарского нашествия.

Первые исследователи берестяных грамот, не сталкивавшиеся ранее с древнерусской «бытовой графической системой», нередко трактовали непонятные места как ошибки малограмотных писцов. Это позволяло читать непонятные тексты совершенно произвольно. Однако в 1980-х годах выдающийся лингвист Андрей Анатольевич Зализняк убедительно показал, что в берестяных грамотах соблюдается стройная грамматическая система и 90% грамот написаны без единой ошибки. Большинство первоначальных переводов были исправлены.

Стало очевидным, что массовым материалом для письма в Новгороде был вовсе не пергамент или бумага, появившаяся в России только при Иване IV Грозном, - эти материалы стоили очень дорого. Береста же в нашей лесной стране была всегда под рукой, несложно выделывалась, ничего не стоила и прекрасно сохраняла написанное, не боясь влаги. Важные документы, например, документы на владение землей, новгородцы писали на пергаменте, скрепляя их официальными печатями. Но черновики часто писали именно на бересте, равно как и бытовые записки, любовные послания, военные донесения. Когда получатель прочитывал письмо, он обычно бросал его в огонь, благо береста отлично горит. Но чаще берестяную грамоту после прочтения рвали пополам вдоль текста, резали ножом или просто выбрасывали. Благодаря тому, что Новгород находится в очень сыром месте с высокими грунтовыми водами, все, что падало на землю, быстро втаптывалось в сырую грязь и консервировалось навеки. Тем более что береста практически не гниет и обладает антисептическими свойствами.

Писали на бересте не чернилами, а заостренным стержнем (писалом), глубоко процарапывая буквы. Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском - церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга - Псалтирь XI века, найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида. При реставрации оказалось, что таблички использовались неоднократно и, нанося буквы, писала процарапывали дерево основы. Заманчивая идея академика Андрея Анатольевича Зализняка прочитать тексты, ранее написанные на том же воске и сохранившие следы букв на подложке, к сожалению, пока не увенчалась успехом» [8].

izrael15.jpg

Рис. 15. Общий вид псалтири, найденной в 200-м году

Псалтирь. Упоминание Псалтири в тексте [8] сопровождается  изображением, рис. 15, под которым написано: «Ранее самой древней книгой считалось «Остромирово Евангелие» (1056-1057 годы). Дендрохронологический анализ и радиоуглеродный метод подтвердили, что Псалтирь, найденная в 2000 году, была создана не позднее 1010 года».

Мне захотелось выяснить, а соответствуют ли той же дате доски рамы, в которую потом вставлялись церы, или рама намного старше. Для этого я сначала решил рассмотреть более контрастное изображение той же псалтири, рис. 16, а затем перейти к чтению надписей на досках рамы. Изображения на рис. 15 и 16 я заимствовал из статьи Википедии «Новгородский кодекс», где говорится: «Новгоро́дский          кодекс (также «Новгородская  псалтирь», по наиболее надёжному читаемому тексту) - древнейшая известная книга Руси (обнаружена в 2000 году). Содержит полный текст псалмов 75 и 76 и часть псалма 67, записанных на старославянском языке. Несёт в себе скрытые, затёртые тексты, датируемые 999 годом. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью писа́ла.

 izrael16.jpg

Рис. 16. Более контрастный вид псалтири

По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирова евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056-1057 гг. С 1973 года работы Новгородской археологической экспедиции, проводимые под руководством академика В. Л. Янина, были сосредоточены на раскопе, получившем название «Троицкого» (по расположенной рядом средневековой церкви). 13 июля 2000 года там в пластах первой четверти XI века были обнаружены три деревянные (липовые) дощечки размером 19×15×1 см. Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15×11,5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. У дощечек есть на краях отверстия, в которые вставлены деревянные штыри для соединения их в единый комплект. Таким образом, деревянная книга содержала четыре восковых страницы (церы). Внешние стороны первой и последней дощечек играют роль обложек кодекса.

Цера сохранилась благодаря болотистому месту, в условиях которого она оставалась около 1000 лет. Дощечки насквозь пропитались влагой, в силу чего к ним не было доступа кислорода и, следовательно, отсутствовали условия жизнедеятельности микроорганизмов, вызывающих процессы гниения»

izrael17.jpg

Рис. 17. Моё чтение надписей на досках рамы церы

Моё чтение надписей на досках церы. Естественно, что при чтении надписей на досках рамы я обнаружил русский текст, рис. 17.  Эту проблему перед собой академические эпиграфисты не ставили. Текст на верхней планке псалтири состоял из 4 строк, где на 1-й и 2-й были написаны слова: ВОЙСКА ХАРАОНА РУСИ РЮРИКА ВИМАН МАРЫ. МАСКА МАРЫ ВОИНОВ РЮРИКА, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОГИБШИХ ВОИНОВ РЮРИКА ИЗ ВОЙСКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ХАРАОНА РУСИ РЮРИКА. То есть, рамка служила для группы портретов, а сами портреты, скорее всего, были сделаны на воске, то есть, являлись церами. На 3-й строке я читаю слова: РИМА МАРЫ И КРАЯ РАЯ МАРСА ИЗ АРКОНЫ ВАРЯГА МИМА МАРЫ МАРСА, что означает: (ВОИНОВ) ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И КРАЯ «РАЙ» МАРСА ИЗ СТОЛИЦ ВАРЯГА И ЖРЕЦА МАРЫ МАРСА (РЮРИКА). На 4-й  строке я читаю слова: СВЯТОЙ РУСИ РЮРИКА, то есть, ЗЕМЛИ И ЧАСТИ МАРСА.

Оказалось, что лики были изображены не только на вставляемых в рамочку изображениях, но и на досках самой рамы. На верхней планке я выделяю 4 лика, на нижней - тоже 4, хотя их, возможно, чуть больше. Все лики мужские, анфас. При этом лик № 1 есть изображение Яра Рюрика в парадном облачении.

На нижней планке рамы мне удалось прочитать лишь 1 фрагмент: 35 АРКОНЫ, то есть, ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, что, скорее всего, есть подпись города-изготовителя рамы.

А что ещё известно об этом историческом документе? Этой псалтири посвящена совместная работа двух академиков АН СССР и РАН [9], где, в частности, говорилось: «Ежегодно открываемые в процессе раскопок древности Великого Новгорода не перестают поражать воображение. Новгородская археологическая экспедиция, основанная А.В. Арциховским в 1932 г., работает почти 70 лет, но не было полевого сезона, результаты которого не ставили бы новые, подчас совершенно неожиданные проблемы. С момента обнаружения первых берестяных грамот в 1951 г. расширение научной программы экспедиционных работ базируется на нерасторжимом единстве вещественных и письменных источников. Среди последних вновь открываемые берестяные тексты персонифицировали исследуемые жилые комплексы X-XV вв. открыв нам имена владельцев и прочих жителей древних усадеб.

Начиная с 1973 г. раскопочные работы были сосредоточены в Людином конце Софийской стороны, на раскопе, получившем название "Троицкого" по расположенной по соседству средневековой церкви. К концу полевого сезона 2000 г. исследованная площадь этого раскопа превысила 6000 м2 Здесь вскрыты многоярусные мостовые трех древних улиц - Черницыной, Пробойной и Ярышевой - и изучены древности 14 усадеб. В последние 6 лет главным объектом исследования стала усадьба "Е" (руководит этими работами А.Н. Сорокин), резко отличающаяся от соседних дворов громадными размерами. Ее площадь около 1200 м2, что вдвое, а порой втрое превосходит площадь соседних весьма элитарных усадеб. Раскопками 1998 и 1999 гг. было выяснено, что усадьба "Е" имела не жилое, а общественное назначение. Во второй-четвертой четвертях XII в. здесь размещался "сместной" суд князя и посадника, а во второй трети XI - первой четверти XII вв. усадьба "Е" служила местом, куда стекались государственные доходы Новгорода и где они распределялись по принадлежности статьям бюджета»

Однако, прежде, чем было сказано о находках псалтири, авторы поделились новостью: «Сезон 2000 г. начался приятной неожиданностью. В слое, относящемся к первой трети XI столетия, был обнаружен небольшой лист бересты, на обеих сторонах которого процарапаны изображения человеческих фигур. Изображение на одной стороне опознается как образ Иисуса Христа. Фигура на другой стороне обозначена хорошо читаемой надписью "Варвара" и стоящей перед ней буквой "А" в кружке, что является привычным сокращением греческого слова "святой" (АГIOС). Образ св. Варвары передан в полном соответствии с каноном: святая в короне держит в руке мученический крест», рис. 18.

izrael18.jpg

Рис.  18. Грамота «Варвара»

Грамота «Варвара». Находка сразу же породила проблему. Усадьба "Е", где она была обнаружена, находится на древней Черницыной улице, которая получила свое название от некогда расположенного на ней девичьего монастыря св. Варвары. Разумеется, в первой трети XI в. никакого монастыря здесь быть еще не могло: самые ранние монастыри на Руси возникают лишь во второй половине XI в., а новгородский Варварин монастырь впервые упомянут в летописи под 1138 г., то есть более чем на 100 лет позднее нашей находки. Оказывается, св. Варвара особенно почиталась на славянском побережье южной Балтики, а именно оттуда в Новгород пришли первые славянские поселенцы, потомки которых и в дальнейшем не теряли связей со своей прародиной. Св. Варвару считали покровительницей рыбаков и мореходов. Отметим, что в тех слоях, где обнаружена эта находка, предметы, связанные с рыболовством, встречаются в изобилии.

И еще одна любопытная деталь. Под изображением св. Варвары на бересте процарапана дата, читаемая как 6537 г. (от сотворения мира), что соответствует 1029 г. н.э. Первая, третья и четвертая цифры переданы славянскими знаками, а вторая, по предположению С.Г. Болотова, - латинским знаком. Значит, изобразил св. Варвару человек, который затруднился передать обозначающее 500 число по-славянски, но знал, как его пишут в соответствии с западной традицией. Можно полагать, что принесенное в Людин конец Новгорода из южной Балтики почитание св. Варвары оказалось столь прочным, что спустя несколько десятилетий после 1029 г. в ее честь именно здесь был основан монастырь» [9].

izrael19.jpg

Рис. 19. Моё чтение надписей на грамоте «Варвара»

Моё чтение надписей га БГ «Варвара». А я усомнился: Варвара ли тут изображена? И существовал ли когда-либо способ передачи числа комбинацией из славянских и латинских обозначений цифр, или это - ошибка в атрибуции знаков со стороны академических эпиграфистов? Хотя статью написали два академика - но ведь ошибаться могут все!

Ия приступил к чтению надписей на этой грамоте, которая почему-то не получила никакого номера, рис. 19. Уже на двух верхних первых строчках я прочитал такой текст: 35 АРКОНЫ ВОЙСК ВОИНОВ ВИМАН РЮРИКА ХАРАОНА МАРЫ В ВОИНОВ ХРАМЕ ВИМАН МАРЫ, то означает: В ВОИНСКОМ ХРАМЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВКС ВОИНОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ХАРАОНА МАРЫ РЮРИКА ИЗ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, и далее следует надпись, которую эпиграфисты прочитали, как ВАРВАРА, хотя на самом деле тут написано ВАГРИИ ВАРЯГА, но они соединили между собой только три начальные буквы каждого слова, чтобы получить христианский текст. Точно так же на лице якобы «Варвары» они выделили большую букву «А» в кружке, «что является привычным сокращением греческого слова "святой" (АГIOС)». На самом деле эпиграфисты вырвали одну букву из контекста, и я показал в самом низу поля дешифровки справа чтение лица святой, как двустрочной надписи: СТАНА ВАГРИИ,. Надпись является окончанием надписи внутри нимба: ВАРЯГА ВОЙСКА МАРЫ МИМА.

Итак, общий смысл надписи на нимбе и лице: ЖРИЦА ВОЙСКА ВКС ВАРЯГА ИЗ СТАНА ВАГРИИ, а вовсе не АГIOС. Опять-таки налицо все признаки того, что уважаемые академики нас обманывают, принимая за невежественных людей.

Правее и ниже лица жрицы храма Мары из Вагрии, лика № 1, находится мужской лик анфас № 2, напоминающий лицо Рюрика. На лице я читаю надпись: МИМА ХАРАОНА РЮРИКА МАСКА, МАРЫ МИМА ХРАМ МАРЫ, что означает: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖРЕЦА И ХАРАОНА РЮРИКА, ХРАМ МАРЫ ЖРЕЦА МАРЫ. И отсюда возникает вопрос, а не приняли ли эпиграфисты изображение Яра Рюрика на обороте этой грамоты за изображение Иисуса Христа?

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.28MB | MySQL:11 | 0.149sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.309 секунд