В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 5, 2007

Камень - путеуказатель из Твери

Автор 00:39. Рубрика Священные камни

Камень - путеуказатель из Твери

В.А. Чудинов

Изображение этого камня приводится в книге А.К. Жизневского среди других шести камней под № 43 с такой характеристикой: «Шесть надгробных памятников с выпуклыми изображениями трехконечного креста, так называемого Египетского, в виде греческой буквы Т, или посоха» (ЖИЗ, с. 27). Атрибуция буквы Т как креста привела к атрибуции самого камня как надгробного, что, как увидим ниже, неверно.

Общий вид камня-путеуказателя
Рис. 1. Общий вид камня-путеуказателя

Эта плита была найдена во дворе военных казарм в 1868 году, и передана в Тверской музей. «В 1872 году М.П. Погодин при посещении им Тверского музея обратил внимание на этот камень и признал археологическое его значение, но не мог в то время решить: следует ли принимать находящийся на камне знак в виде буквы Т за крест, или же это - монограмма тиуна» (ЖИЗ, с. 27), - прокомментировал надпись на плите А.К. Жизневский. А камень, действительно, очень интересный. Но прежде, чем читать его надписи, я хотел бы обратить внимание читателя на необычайно высокое качество гравюры, которой сопровождались научные книги в XIX веке. Здесь виден каждый изгиб камня, каждая его жилка. И если на камне высечен крест, то невольно возникает представление, что перед нами - камень Макоши. Разумеется, если это крест, а не обозначение города Твери.

Мое чтение надписей на плите из Твери
Рис. 2. Мое чтение надписей на плите из Твери

В моей книге о священных камнях я попытался доказать это предположение: «Все надписи камня мне в данном случае читать не нужно. Для чтения я опять беру фрагменты, однако, поскольку все части плиты различны, я не отмечаю прямоугольниками, откуда взяты надписи. Прежде всго я рассматриваю надпись на крыше большой буквы Т (для меня эта буква символизирует название города, ТВЕРЬ), хотя, как мы видели выше, она была принята исследователями за крест. Полученный фрагмент я показываю сверху в увеличенном виде с обращением цвета. Из него можно извлечь две крупных смешанных надписи: слева НА ГОРОДЬ ТЪВЕРЬ, справа - НА СЕЛА ТЬВЕРЬСЬКИ, то есть НА ГОРОД ТВЕРЬ и НА СЕЛА ТВЕРСКИЕ. Из этого я делаю вывод, что перед нами - дорожный указатель, стоящий на развилке. Мы тотчас вспоминаем былины о русских богатырях и о надписи на камне: Направо пойдещь - коня потеряешь; налево пойдешь - сам погибнешь. Правда, при этом художники-иллюстраторы камни рисовали увесистые и с хорошими, то есть крупными и глубокими буквами кириллицы. Ничего похожего на этом подлинном камне мы не наблюдаем: надпись, во-первых, выпуклая, а потому светлая на темном фоне (чтобы ее прочитать, я применяю обращение в цвете); а, во-вторых, мелкая и образующая собой верхнюю часть креста (или буквы Т). То есть для того, чтобы ее прочитать, ее еще нужно найти!

А на фрагменте, взятого из слоя выше буквы Т, который я поместил в самый низ своих чтений, я читаю ТЪВЕРЬ, РУСЬ, то есть ТВЕРЬ, РУСЬ. Так что действительно, перед нами указатель дорог из Твери.

А куда же попадет путник, если поедет направо, в сельскую глубинку? Наиболее крупные знаки, расположенные под главной буквой Т горизонтально, а затем и вертикально, говорят: ЛИКЪ МАКАШИ, то есть ЛИК МАКОШИ. Стало быть, этот путь, в частности, ведет к лику Макоши. А вот поехав налево, в город Тверь, мы встречаем тоже ЛИКЪ МАКЪШИ, то есть ЛИК МАКОШИ, что несколько странно, и РУНА СЬЛАВАНЪ, то есть НАДПИСЬ СЛАВЯН, а позже (эта надпись находится слева в самом низу и мелкая) можем увидеть и ЛИКЪ ПЕРУНА, стоящий к нам спиной (знаки слова ЛИКЪ расположены вверх ногами). Такова география языческого времени: вместо указания на ближайшие христианские храмы, в эпоху язычества имелась информация о ближайших идолах Макоши и Перуна, как это можно понять на первый взгляд. Но так ли это? Ведь если крест (или буква Т) были поставлены в христианское время, стало быть, роль дорожного указателя данная плита стала играть только с этой поры. Так что до этого она ни на что не указывала. Но если она стояла вертикально, и к тому же имело прямоугольную форму, стало быть, перед нами не валун, а идол. Что и отмечено надписью ЛИКЪ МАКОШИ, а не МАКОШЬ. Стало быть, ЛИКЪ - это ИДОЛ. А если надпись ЛИКЪ ПЕРУНА дана кверху ногами, то, вероятно, идол Перуна был высечен с обратной стороны плиты.

Чтение надписей верха плиты и положенной вертикали буквы Т
Рис. 3. Чтение надписей верха плиты и положенной вертикали буквы Т

В этом и состоит причина, почему я не хочу читать многочисленные надписи - перед нами находится объект другой природы, то есть ИДОЛ; а идолам я посвящаю особую главу, где и будет проведено подробнейшее исследование. В данной же главе меня интересовал один вопрос: можно ли считать камни с изображением креста за камни Макоши. Оказывается, можно. И притом не только лежачие, но и стоячие. Так что тип Борисова камня существовал и в Тверском княжестве; вероятно и тут какой-то из князей (уже не Борис, а, допустим, великий князь Всеволод III), заложив в 1181 году "Твердь", приказал перекрестить бывшие в данном крае культовые камни. А заодно их стали использовать и как дорожные указатели. Так что "крещение" претерпели многие культовые камни, как лежачие, так и стоячие, и не только в Белоруссии. И это обстоятельство помогает опять-таки дать некоторый хронологический ориентир для последних веков многотысячелетней истории камня» (ЧУК, с. 51-53).

Теперь мне кажется, что я пошел на поводу у Жизневского и принял букву Т как знак Твери за крест. Для того чтобы разобраться в назначении камня я решил предпринять дополнительные исследования и посмотреть, что написано на его вершине, и что - в самом низу. Верхняя часть камня показана на рис. 3. Здесь можно прочитать такие слова (левая сторона при повороте на 900 вправо): ИМУЩИЕ ЯРА, ЯРОВА КАМНЯ, в обращенном цвете там же - МИМЫ, на самом верху в прямом цвете - НАХРАМНИКИ. Полагаю, что здесь обозначены собственники данного камня: мимы, то есть, актеры, изображавшие божество, в данном случае мимы храма Яра, причем они здесь названы «нахрамниками», то есть, лицами, проживавшими в храме Яра.

Удивительна следующая надпись, читаемая на верхней части камня в самом центре в обращенном цвете и с поворотом на 900 вправо: РУССКИЕ НАУКИ. Одна из возможных интерпретаций такой надписи состоит в том, что мимы как «нахрамники», то есть, монахи, являлись в то же время и представителями науки (а мы знаем, что в Средневековье и эпоху Возрожденья именно христианские монахи занимались научной деятельностью, как, например, Николай Коперник). В данном случае речь идет о том, что они представляли РУССКИЕ НАУКИ. Впрочем, надпись эта скорее угадывается, чем читается, так что больших выводов из нее делать не стоит.

Далее я положил влево центральную часть буквы Т. Левая половинка - вид в прямом цвете, правая - в обращенном. В прямом цвете можно прочитать слова левой части МИР ЯРА, и часть надписи вверху справа - ЯРА ХРАМ, тогда как в обращенном цвете можно прочитать слова К ХРАМУ ЯРА и МАЯК ЯРА. Таким образом, данный камень служил путеуказателем (МАЯКОМ) к храму Яра. Остальные его надписи являлись сопутствующими.

Чтение надписей в нижней части камня
Рис. 4. Чтение надписей в нижней части камня

В нижней части камня слева в прямом цвете читается слово ТВЕРЬ, написанное по диагонали, а чуть выше в обращенном цвете можно прочитать слова ЯРА МАЯК, то есть, ПУТЕУКАЗАТЕЛЬ К ХРАМУ ЯРА. На основании буквы Т в обращенном цвете также читается слово МАЯК, что подтверждает аналогичные чтения.

Заключение. В древности на дорогах, ведущих к храму, ставили «маяки», указатели пути к храму ведического бога (в данном случае Яра), в виде высоких плит с первой буквой названия города. Никакого отношения к крестам они не имели, ибо передавали дохристианскую действительность. Они указывали также, в какую сторону от указателя располагается Тверь, а в какую сторону от храма находятся сёла, а также какие лики можно встретить в самом храме и кто является собственником данного камня. Это - интереснейшие черты древнего быта, которые невозможно узнать никаким иным способом, кроме как чтением надписей на камне.

Само место нахождения камня показывает, что военные казармы были построены, скорее всего, на остатках каких-то сооружений храма Яра. Но ни в XVII, ни в XVIII веках сохранявшийся во дворе казарм камень не вызывал никакого неудобства у военного руководства, которое, видимо, имело представление о дохристианских святынях и их не трогало. А в XIX веке, когда на смену «патриархальным» взглядам предыдущего поколения пришли взгляды просвещенного дворянства, часто получившего образование в университетах Германии, подобные камни стали восприниматься как христианские надгробья с весьма экзотической формой креста.

На первых моих дешифровках я понял, что речь идет о Тверском путеуказателе, сродни нынешним на шоссе. Поскольку основных надписей, относящихся к храму Яра, я не прочитал, я полагал, что речь идет об обычном дорожном указателе, сродни сказочному: «Налево пойдешь - в Тверь попадешь, направо пойдешь - в Тверские села попадешь, прямо пойдешь - увидишь лики Макоши и Перуна». Теперь я понимаю, что данная атрибуция оказалась не совсем точной, поскольку перед нами - указатель (МАЯК) именно на храм Яра, а перечисленные лики - это составные части данного храма. Так что указатель имел религиозную, а не светскую принадлежность.

На примере данного камня я не только еще раз убедился в том, что без чтения надписей невозможна верная атрибуция археологической находки, но что чтение даже части надписей не гарантирует правильного понимания назначения данного памятника. Так что мое мнение о том, что все надписи камня читать не нужно, оказалось во многом неверным. Читать нужно столько надписей, сколько представляется возможным на данном уровне владения техникой чтения и на данном уровне способностей аппаратуры.

Литература

ЖИЗ: Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888, 260 с.

ЧУК: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы славян. М., Фаир Пресс, 2004, 624 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.481sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.678 секунд