В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 5, 2007

Камень-следовик из Тверского музея

Автор 00:32. Рубрика Священные камни

Камень-следовик из Тверского музея

В.А. Чудинов

Краеведам хорошо известны камни-следовики, то есть такие камни, на которых оставлен след от лапы животного или от ноги человека. Обычно полагается, что такого рода углубления являются «игрой природы», то есть, что эти выемки образовались за счет каких-то естественных процессов без участия человека.

Камень-следовик из Тверского краеведческого музея
Рис. 1. Камень-следовик из Тверского краеведческого музея

Оценка камней со следами. «Самой многочисленной группой древних памятников в краю истоков трех великих рек являются поклонные валуны и камни-следовики, - пишет краевед С.В. Моряков. - Несомненно, что часто «игру природы» на камнях принимают за какие-то непонятные знаки. Но как памятники природы эти камни по-своему интересны, и поэтому должны быть выделены в отдельную группу» (МОР, с. 112-113). О том, что различного рода следы на камнях имеют естественное происхождение, у большинства краеведов сомнений нет. Вместе с тем, некоторые из них высказывают несколько иные предположения. Так, И.Д. Маланин, публикуя свои воспоминания о С.Н. Ильине, пишет: «Ему уже шестьдесят три, он всё продолжает ходить, и в своих путешествиях обнаружил удивительное явление: камни-следовики. Они встречаются и в полях, и в лесах, на них какие-то непонятные знаки: кисти руки, ступня, крест. Видимо, это тоже какие-то следы нашей родной русской древности, которые еще нужно разгадать» (МАЛ, с. 135-136). Таким образом, С.Н. Ильин допускал искусственное происхождение «следов» на камнях.

Неявными сторонниками искусственного происхождения камней со следами стали и археологи. А.С. Попов характеризует это такими словами: «Потом, уже в наше время - после революции, о заветных камнях, казалось, совсем забыли. Они негласно были объявлены как бы вне закона, вне серьезных исследований, тем более что в 1920-1930-х годах в стране развернулась невиданная борьба с религией и церковью, а на многих из этих камней были изображены «противозаконные» «святые стопки», кресты и т.д. Только после окончания Великой Отечественной войны исследователи вновь заинтересовались этими памятниками. И опять, как правило, это были краеведы, а не ученые.

Так уж получилось, что эти объекты надолго выпали из поля зрения специалистов, и их научным изучением всерьез никто не занимался. Более того, даже в более позднее время - 1960-1970-х годах многие наши ведущие ученые - историки, археологи - просто не верили в существование этих памятников» (ПОП, с. 146-147).

Как исследователь русской дохристианской культуры замечу, что, например, культовые камни постигла та же участь. Для науки русский ведизм, не вполне точно называемый также «язычеством», в советское время был одной из религий, с которыми боролась и советская власть, и советская наука. С другой стороны, против языческих пережитков весьма рьяно выступала Русская православная церковь. Таким образом, прессинг на исследователей шел с двух сторон.

Исследуемый камень-следовик. Один из таких камней был представлен в Тверском краеведческом музее, который я посетил 25 мая 2007 года. На камне ясно виден след от правой стопы человека, пересекающий другой след, в виде полумесяца или, скорее, в виде ковша с ручкой справа.

Первоначальное чтение надписей
Рис. 2. Первоначальное чтение надписей

Меня поразило, что на поверхности камня очень хорошо читались отдельные буквы, чего не было на других экспонатах данного зала музея, и я сразу же показал на превосходно видимую (и зафиксированную на Рис. 2) букву М. У меня возникло впечатление, что буква была не выбита (если бы она была выбита, можно было бы обнаружить многочисленные сколы камня, чего не было), а пропилена. Ширина пропила составляла не менее 1 мм, глубина (которую мы не измеряли, попросив экскурсовода сделать реплику) на глаз составляла не менее 2 мм. До сих пор я знал несколько способов нанесения букв: выдалбливание зубилом, нанесение точек зубилом в виде шила, травление и даже выдавливание по мягкой поверхности. Однако пропил короткой но широкой (видимо, циркулярной с диаметром диска всего в несколько мм) пилой я встретил впервые в моей практике эпиграфиста.

То, что незнакомый мужчина после первого осмотра камня указал на надписи, которые все присутствующие попробовали на ощупь, очень удивило нашего экскурсовода. Эта женщина много лет показывала данный камень посетителям, но не видела на нем никаких надписей.

Я прочитал слово МАРЫ, а чуть выше заметил слово ХРАМ. Всё вместе образовывало осмысленную надпись ХРАМ МАРЫ, которую я и озвучил.

Мое чтение надписи внутри следа стопы
Рис. 3. Мое чтение надписи внутри следа стопы

Сейчас, на фотографии, видны и другие надписи. Так, слева от моего пальца читается слово ХРАМ еще раз. А справа, на пару сантиметров ниже пальца, можно прочитать слова ЯРА, ЯРА. Наконец, справа и по диагонали вверх от стрелочки (я дал этот фрагмент в увеличенном виде на полях внизу) можно прочитать слова МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Тем самым, хотя камень Мары был изготовлен в мастерской Мары (Мара - славянская богиня болезни, смерти и загробного мира), он экспонировался в храме Яра. Так что российские краеведы нашли его уже вне храма, а затем перенесли в экспозицию Тверского областного краеведческого музея. Перенесли как «игру природы», хотя, как видим, его поверхность обработали люди, наши предки.

Надписи внутри «следа». В краеведческом музее нет времени для подробной экспертизы камня; единственное, что там можно сделать - это сфотографировать его поверхность с разной степенью подробности, что и сделал мой оператор Александр Владимирович Попов. Зато по фотографиям обрабатывать поверхность камня много удобнее, тем более, что он предложил максимально удобный контраст изображения.

Разумеется, самым интересным объектом для чтения является след правой босой ноги; с него и целесообразно начать чтение надписей, рис. 3. Выше следа находится как бы след микроскопической ножки; внутри него можно прочитать слова МАРОВ ЯКОРЬ ЯРОВ. Это можно понять так: перед нами - камень Мары, принадлежащий храму Яра; однако слово ЯКОРЬ мне встречается впервые, и я пока повременю с его истолкованием. Чуть ниже, вплотную к основному следу, имеется еще один микрослед; внутри него присутствует надпись ТО ЯКОРЬ. Тем самым подтверждается первое чтение.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7MB | MySQL:11 | 0.371sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.551 секунд