В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 5, 2007

Камень-следовик из Тверского музея

Автор 00:32. Рубрика Священные камни


Глубже всего в камень вдавлена внутренняя сторона основной стопы. На ней можно прочитать два слова, ибо две средних буквы написаны вверху, другие внизу. Слово с верхним чтением букв гласит МАЙАК, то есть, МАЯК, слово с нижним чтение букв - МАРЯК. И то, и другое слово мне уже встречались, они обозначают камень-указатель перед храмом, некий ориентир, который помогает найти храм. За ним следует слово ЯРА, что означает, несомненно, храм Яра. Таким образом, камень Мары являлся указателем, по которому можно было найти храм Яра.

Внутренность стопы, вид сбоку
Рис. 4. Внутренность стопы, вид сбоку

Дополнительный материал по надписям внутри стопы можно получить, если проанализировать фотографию, передающую ее вид сбоку. Здесь можно прочитать слова:1) СЕ (знак руницы) ХРАМ ЯРА, 2) МАКУЖИ РУКА, 3) ХРАМ ЯРА, 4) МАРЫ МАЯК, 5-6) МАКАЖИ ХРАМА ЯКОРЬ. В качестве комментария можно заметить, что форма имени Макоши как МАКУЖИ очень древняя и встречается мне если и не впервые, то, возможно, всего лишь во второй раз и очень близка к форме МАГУЖЬ, второй после формы МАГИНЯ. По сути дела, форма МАГУЖЬ - это еще имя нарицательное, тогда как форма МАКУЖЬ - имя собственное. Таким образом, перед нами - древнейшая форма имени Макоши. Далее, в этой серии надписей утверждается, что данный камень является маяком храма Мары, и одновременно якорем храма Макоши, обслуживая храм Яра. Хотя другие, предыдущие надписи уверяли в том, что якорь, хотя и Маров, но относится к храму Яра, а не Макоши. Выходом из этой путаницы является подсказка в виде слова РУКА МАКУЖИ, из которой следует, что след стопы, скорее всего, сделан в мастерских Макоши, которые специализировались на создании произведений искусства. А под «якорем», скорее всего, понимается композиция из скрещенного ковша и стопы (в советское время такой сложной композицией в СССР являлся серп и молот). Тогда становится понятным, что храм Яра входил в комплекс святилища из храмов Яра, Макоши и Мары, сам камень являлся маяком храмов Мары и Яра, а «якорь» имел какое-то символическое отношение к богине Маре.

Вид правой стенки стопы
Рис. 5. Вид правой стенки стопы

На отдельном фрагменте правой стенки стопы можно видеть не только выбитые в глубине знаки (3 - МАЯК), но и знаки, выбитые на поверхности (1-ХРАМ, 2 - МАРЫ). Особый интерес представляют выпуклые буквы (4 - МАРЫ). Это - более сложная техника нанесения знаков на поверхность.

Вид боковой стенки «ковша»
Рис. 6. Вид боковой стенки «ковша»

На поверхности «ковша» мы видим те же надписи: 1 - ХРАМ ЯРА, 2 - ЯРА ХРАМ, 3 - МАКАЖИ РУКА, 4 - МАРЫ РУКА. Они подтверждают правильность чтения предыдущих надписей.

Низ камня отличается цветом, но не характером надписей, рис. 7. Здесь можно прочитать такие слова: 1 - ХРАМ ЯРА, 2 - МИР ЯРА, 3 - МИР ЯРА и 4 - ЯРА МИР. Иными словами, камень Мары находился если не в центре, то на весьма важном месте в мире Яра. Центр камня имеет серый цвет, рис. 8, но его надписи повторяют уже прочитанные: так, можно выделить слова 1 - МИРЫ ЯРА.

Обсуждение. Не вызывает сомнения, что не только надписи, но и углубления в камне сделаны рукой человека. В пользу такого предположения говорит то, что как дно, так и боковые стенки изображений стопы и ковша буквально испещрены надписями, а некоторые из них сделаны даже выпуклыми буквами. Иными словами, углубленные изображения делались с расчетом на размещение в них и по бокам надписей.

Надписи внизу камня
Рис. 7. Надписи внизу камня

Основным храмом святилища, для которого предназначался данный камень, являлся храм Яра, который, на взгляд авторов надписи являлся МИРОМ ЯРА или даже МИРАМИ ЯРА. В этом комплексе находился и храм Мары, чьим камнем (и по цвету, и по характеру изображений) в качестве маяка являлся данный камень-следовик.

Надписи в центре камня
Рис. 8. Надписи в центре камня

Полагаю, что каждый из двух предметов - в виде «ковша» и «стопы» несет свою смысловую нагрузку. До наших дней дошел аллегорический образ Смерти - костлявая старуха с непременным атрибутом - косой. Не является ли «ковш» изображением ножа, чьё острие направлено вниз? Иными словами, не является ли НОЖ предшественником КОСЫ с той же семантикой смерти? Тогда СТОПА несет семантику перехода в иной мир, мир Мары. А сам переход, выраженный в терминах изображенных богов, является переходом из МИРА ЯРА в МИР МАРЫ. Не этот ли переход и понимается как ЯКОРЬ, удерживающий бессмертие духа?

Пока я могу строить только предположения. Полагаю, что дальнейшее исследование камней-следовиков даст дополнительный материал, который позволит либо подтвердить, либо отбросить данное предположение.

Заключение. Камень-следовик из Тверского музея стал первым, на котором была прочитана целая серия надписей.

Литература

МАЛ: Маланин И.Д. Из воспоминаний о С.Н. Ильине. К 100-летию со дня рождения «отца» следовиков // Отечество. Краеведческий альманах. М., Профиздат, 2000, с. 134-143

МОР: Моряков С.В. О чем молчат камни древнего Верха // Отечество. Краеведческий альманах. М., Профиздат, 2000, с. 103-117

ПОП: Попов А.С. Время собирать камни // Отечество. Краеведческий альманах. М., Профиздат, 2000, с. 143-162

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.03MB | MySQL:11 | 0.157sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.310 секунд