В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 2, 2007

Камнеград Сейдозера - храм Мары

Автор 19:54. Рубрика Языческие храмы

Камнеград Сейдозера - храм Мары

В.А. Чудинов

Под словом «камнеград», которое я впервые предлагаю в этой статье, я понимаю некоторое расположение камней, которое напоминает жилую постройку, однако не имеет ни крыши, ни замкнутого периметра стен. На мой взгляд, такого рода сооружения выполняли какую-то функцию, хотя пока не вполне понятно, какую именно. Полагаю, что как раз в ходе данной статьи это назначение как раз и выяснится. Меня очень удивило, что камнеград я встретил и вокруг Сейдозера, о чем пойдет речь ниже, и вокруг так называемых «пирамид» Кольского полуострова, и в Мурманске. Получается, что камнеград - это какая-то важная часть славянского святилища.

Когда я увидел камнеград впервые, я вообще принял его за чисто природное явление; впрочем, не только я, но и все участники экспедиции. Именно поэтому я сфотографировал данную груду камней на всякий случай - вдруг на этих странных деталях рельефа местности можно будет обнаружить какие-то надписи? Действительность, однако, превзошла все мои ожидания, поскольку постепенно появлялись доказательства не только искусственного происхождения сооружения, но и его очень большой древности.

Общий вид одной из стен камнеграда

Рис. 1. Общий вид одной из стен камнеграда

Сначала я показываю общий вид одного из участков вершины горы близь Сейдозера, где размещается большая каменная стена. Перед ней, словно фундамент по периметру, однако незавершенный, находится некая кладка камней, возможно, естественного происхождения. В качестве масштаба перед стеной стоит сын продюсера киносъемочной группы Александра Волкова Артем Волков.

kamnegrad2.jpg

Рис. 2. Мое чтение надписей на прямоугольном «фундаменте»

Сначала я рассматриваю правую часть этого рамочного «фундамента», деля его на несколько фрагментов, обведенных белыми и черными рамочками. Между левой и правой группой рамочек на камне осталось большое пространство, на котором выпуклыми крупными буквами начертан слово МАСКИ (вторая и третья буквы слова высечены весьма крупно, привлекая внимание читателя, тогда как первая, более мелкая, расположена левее и выше, а две последние, тоже мелкие, находятся справа на некотором удалении друг от друга). Полагаю, что это - общее название назначения данных камней - служить столами, на которых лежат маски богов (в одной из статей я нашел название таких столов: МОСТ. Так что перед нами - мост для масок).

Крупный камень наверху слева содержит надпись в два слова: МАСКА ЯРОВА, показывая, что если все прочие маски богов находились на данном мосту примерно на одном уровне, то маска именно яра покоилась на данном возвышении. Такое явное выделение маски Яра среди масок прочих богов я наблюдаю впервые.

Под большим камнем можно видеть мелкую и малозаметную надпись из одного слова, ЯМКИ. Полагаю, что так наши предки понимали все хаотические проходы между камнями, те самые, которые я назвал словом «камнеград». Слово ЯМКИ тут явно использовано в качестве метафоры, поскольку никаких углублений в земле, характеризующих настоящие ямки, в данном случае нет. Характерно, что наши предки использовали тут образ не «улиц» и не «города», что пришло на ум мне, а образ ямок.

Другое слово в данном месте, которое я обвел белой рамочкой, читается МАЯК. Это понятно, поскольку данная группа камней невольно привлекает внимание прохожего. А на фрагменте в самой крупной черной рамочке можно прочитать слова: МАСТЕРСКАЯ ЯРА. Понятно, что все надписи в святилище Яра должны были изготавливать в мастерской Яра, оставляя мастерской Рода лишь вспомогательные операции.

Теперь можно рассмотреть другие надписи. Так, в левой части фотографии на небольшом фрагменте, обведенном черной рамочкой, читается слово МИМ. Понятно, что если на этих камнях находились маски,  то где-то должен был к ним подходить мим и надевать их. Данная надпись показывает место нахождения мима весьма конкретно.

На более длинном прямоугольном фрагменте в черной рамочке читается название: РУСЬ ЯРЕВА. Само слово РУСЬ начертано необычно: сначала видна буква У, за которой находится буква Р с короткой ножкой, а над ней помещена буква С; мягкий знак изображен мельче и находится правее. Притяжательное прилагательное ЯРЕВА мне встречается впервые; оно образовано не от слова ЯР, а от слова ЯРЬ, что можно считать северным диалектом в произношении данного слова. Однако, поскольку почти все другие притяжательные прилагательные звучат как ЯРОВА, можно предполагать, что такими диалектными особенностями обладал только каменщик данной надписи.

На данном фасаде можно отметить искусственно вырубленные четыре яруса плоских поверхностей. Что это - подражание кирпичной кладке или облицовочной плитке, или же более раннее стремление каменотесов к некой упорядоченной мозаике плоских поверхностей? Если принять первое предположение, то весь данный комплекс следует оценить как довольно молодой, ибо кирпичи и облицовочные плитки появляются только после возникновения в неолите керамики; в таком случае каменные надписи не старше неолита. Однако более правдоподобным мне представляется второе предположение: каменотесы сознательно шли к упорядоченной мозаике плоских поверхностей монолитного камня, так что кирпичи и плитка только повторяли эту архитектурную находку в отделке камня эпохи палеолита.

Выделение ярусов я привел потому, что и вторая надпись аналогичного содержания, но справа, РУСЬ ЯРА, также выполненная выпуклыми буквами, размещается на том же верхнем, четвертом ярусе (считая снизу), что и надпись РУСЬ ЯРЕВА, и на том же ярусе, что и надпись ЯМКИ. Пролагаю, что именно этот ярус и характеризует наиболее важные надписи. Ибо гораздо менее важная надпись изготовителя, МАСТЕРСКАЯ ЯРА, помещена на втором ярусе.

Чуть выше, как бы на уровне крыши четвертого яруса, на фрагменте в белой рамочке находится надпись ЛИК ЯРА. Поскольку никакого лика - ни в виде скульптуры, ни в виде хотя бы барельефа, мы тут не видим, можно предположить, что он тут стоял, но был утрачен. Местом для его нахождения идеально послужила бы ниша чуть дальше, поверхность которой представляет собой весьма ровную площадку.

Ниже, на третьем (снизу) ярусе находится надпись, частично закрытая листвой - ЛИК МАКАЖИ. Не исключено, что дальше вправо имеется и изображение Макоши, например, в виде рельефа, однако на это место проецируется изображение куста, так что о том, что там изображено на камне, остается только гадать.

Зато на уровне первого и второго ярусов можно встретить барельеф человеческого лица, которое я выделяю белой рамочкой. Лицо моделировано: далеко разнесенные глаза, широкий, но короткий нос, тонкие губы, растянутые в полуулыбку, очень большая нижняя челюсть. На уровне глаз имеется надпись: МАРА. Антропоморфные изображения Мары вообще встречаются очень редко, и, как правило, на скульптурах лицо не моделируется. А улыбающуюся Мару я вообще вижу впервые.

Полагаю, что данная ямка отражает иерархию основных богов на период ее создания: выше всего (крыша или верхний ярус) - это место расположения изображения бога Яра. Ярусом ниже - изображение богини Макоши. Двумя ярусами ниже должен располагаться барельеф бога Рода, тремя - богини Мары. Замечу, что слово ЯРУС имеет тот же корень, что и имя бога Яра; и что уровень размещения его выше других богов и на крыше согласуется с такими именами, как Вышень и Крышень.

Как видим, данная ямка оказалась весьма информативной, поведав нам еще раз об иерархии богов, причем весьма наглядно: бог Яр оказался выше не только Мары и Рода, но и самой Макоши.

kamnegrad3.jpg

Рис. 3. Левый ближний угол «фасада» и мое чтение надписей

Рассмотрим теперь более близкую часть фотографии, каменные нагромождения слева. На переднем плане находится большая плита с плоской «крышей», на которой я вижу лишь единственную надпись, которую я обвел белой рамочкой - МИМ. Следовательно, перед нами первый случай, когда место мима оказалось не рядом с плитой на земле, а на самой плите. Но зато торец плиты содержит ряд выпуклых букв. Верхняя часть излома образует надпись ЯРА РУСЬ, тогда как нижняя кромка представляет собой выпуклый ободок, образующий дугу, на котором можно прочитать слова РУСЬ ЯРА И РОДА. А высечено в виде углублений два слова - ХРАМ вверху и МАРЫ внизу. Так что перед нами - храм Мары.

Хотелось бы обратить внимание на название РУСЬ ЯРА И РОДА, которое встречено нами впервые. До сих пор побережье вокруг моря Яра (Балтийского моря) называлось Русью Яра, тогда как под Русью Рода понимались пространства юга современных США. Так что объединение этих географических понятий показывает, что Русь простиралась от Европейского до Американского континентов, что знали авторы надписи.

Если перед нами - открытый (наружный) храм Мары, то, следовательно, мы должны встретить ряд изображений этой богини. И действительно, мы их находим, но не на плите, а на камнях, находящихся на ней. Так, средний камень содержит изображение головы совы анфас с большими глазами и маленьким клювом между ними; именно глаза и образуют надпись МАРА. С орнитоморфным обликом Мары мы сталкиваемся впервые. Если у Яра таким орнитоморфным обликом был сокол, а у Макоши - орел, то Мара изображалась как сова. Это позволяет подозревать, что греческая Афина и римская Минерва были вариантами именно Мары. Справа на том же камне можно выделить улыбающееся человеческое лицо с вытянутой нижней челюстью, расположенное анфас. Подобный лик, но в другом ракурсе, нам уже встречался на правой части композиции.

На камне слева можно выделить гравировку в виде собачьей морды, повернутой влево, причем на профиле по его середине проходит надпись МАРА ЯРА. Изображение Мары в виде кошки или собаки, то есть домашнего животного, нам уже встречалось. А на камне справа в черной рамочке можно видеть изображение обезьяньей мордочки в ракурсе ¾, повернутой влево. Очевидно, жители этого крайнего севера откуда-то знали, как выглядят такие южные животные, как обезьяны.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.149sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.298 секунд