В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Декабрь 2, 2007

Камнеград Сейдозера - храм Мары

Автор 19:54. Рубрика Языческие храмы


В правой вытянутой по горизонтали белой рамочке можно прочитать надписи: МАСКИ ЯРА, которое относится к тому, что изображено выше. А выше можно видеть слева в белой рамочке изображение старухи в профиль, развернутое вправо; большой нос крючковат, треугольный подбородок великоват, тонкие губы по бокам опущены вниз. Это - МАРА, как гласит надпись на уровне нижней челюсти. Поскольку Мара относится к числу масок Яра, стало быть, это Мара Яра. Правее изображено нечто вроде морды пса в профиль, склонившего голову вниз. Полагаю, что это - также Мара Яра. Наконец, самое правое изображение - это зооморфная морда быка в профиль с весьма грустным видом, развернутая вправо. Здесь виден большой глаз на выкате,  рога и уши, и укороченная нижняя часть морды с маленьким ртом. Надпись на уровне глаз поясняет: ЯР. Действительно, одним из зооморфных ликов Яра является бык, что известно из изображений в Ретре.

kamnegrad6.jpg

Рис. 6. Мое чтение надписей на левой и правой дальней части стены

Теперь перейдем к левой части стены, рассматривая ее с самого верха, то есть, с десятого, верхнего, до первого, нижнего яруса. На девятом ярусе можно прочитать надпись МИР ЯРА, сделанную в левой части и идущей по выделенному фрагменту по диагонали снизу вверх. Такого рода надпись попадалась мне неоднократно и прежде, и я полагал, что речь идет об одном из вариантов географического названия, типа Русь или «край». Однако сейчас я засомневался в этом, поскольку термин «Русь» великолепно передает именно географический аспект мира Яра. Слово же «мир», как мне теперь кажется, передает именно мироустройство, порядок, систему или даже «эпоху Яра», противопоставляя ее другим эпохам. Собственно говоря, таких эпох можно подозревать немного, а именно, связанную с остальным богами, Макошью и Родом, но не Марой, поскольку нам уже встречалась и Мара Макоши, и Мара Яра. Вероятно, такова последовательность эпох: вначале, пока кроме Макоши и ее жрицы Мары не было никаких других богов, существовала эпоха Макоши, или «МИР МАКАЖИ». Позже, с появлением бога Рода появилась эпоха или «МИР РОДА», и, наконец, с возникновением Яра появилась и «эпоха Яра» или «МИР ЯРА». Это гипотезу достаточно легко проверить, если встретить Мару Рода, поскольку Мара Макоши и Мара Яра нам уже известны.

Ниже, на восьмом ярусе в белой рамочке написано нечто, что для своего прочтения требует не только обращения в цвете, но и поворота на 1800, как показано на врезке. Тогда читается надпись МАСТЕРСКАЯ ЯРА, весьма уместная здесь и не вызывающая никаких вопросов. Всё было бы нормально, если бы данная надпись, так сказать, не была бы помещена кверху ногами. Но она расположена именно так, что дает повод усомниться, а могли ли ее мастера высекать в таком положении? На мой взгляд - нет; высечена она была нормально, а положена не так, как требовалось, а как подходило к уже существовавшей кладке. Из этого я делаю два вывода: первый: 1) все надписи выполнялись не на самой стене, а до того, в удобных условиях мастерской и 2) стену после этого собирали из уже готовых, то есть, подписанных и с нанесенными гравировками ликов, блоков. Иными словами, стена имеет не естественное, а искусственное происхождение.

Та же надпись, МАСТЕРСКАЯ ЯРА, читается и на последнем, десятом ярусе в выделенном черной рамочкой удлиненном фрагменте. Что же касается еще одного фрагмента в девятом ярусе, выделенного черной рамочкой, то на нем написано: ХРАМ МАРЫ, а на восьмом ярусе - слово МАЯК. Так что данная стена была сложена нашими предками специально, чтобы служить маяком, видимым с большого расстояния; а по функции переда нами - типичный храм Мары.

На пятом ярусе читаются надписи МАРА, МАРА ЯРА и вновь МАРА. Понятно, что все они посвящены названию храма. Однако хотелось бы уже перейти к демонстрации изображений. Таковые имеются, и если начать осмотр, то сначала следует посмотреть на шестой ярус, где двойной рамочкой я обвел изображение головы неизвестного животного без нижней челюсти (возможно, что нижняя челюсть и была на камней ярусом ниже, но когда положили камень данного яруса, он пришелся на другое место). А внутри самого изображения можно прочитать слово ЯР. Так что перед нами - неполная маска Яра.

Четвертый ярус содержит очень интересное, но мелкое изображение человеческого лица с необычайно крупными глазами на выкате, прямым носом, белыми губами с опущенными уголками, небольшой бородой и усами. По иконографии это, скорее всего, ЯР, что и подтверждает надпись и двух букв вокруг глаз. А на третьем ярусе на фрагменте в черной рамочке можно видеть сразу три лица: слева - часть лошадиной морды в профиль, развернутой вправо, с приоткрытым ртом и большими зубами; справа - лицо человека анфас, наклоненное вправо до диагонального положения; глаза не только широко расставлены, но их - целых четыре, причем из двух правых глаз один расположен на переносице, а из двух левых один спустился на щеку. Нос короткий, рот приоткрыт, видны зубы; на лице нет ни усов, ни бороды. Между двумя этими изображениями видно третье, как бы находящееся в глубине композиции; тут тоже можно видеть четыре глаза, причем два - на своих нормальных местах, третий - на переносице и еще один - вместо носа. Рот образует слово РОДА. Разумеется, подписаны и остальные персонажи: так, на лошадиной морде можно прочитать слова РУСЬ РОДА, МАРА, на среднем изображении - МАРА РОДА, на правом - МАРА. Это требует осмысления, поскольку данная местность называется Русью Яра, тогда как словосочетание РОДОВА РУСЬ встретилось нам только на территории Северной Америки (скалы реки Колумбия). Поскольку данные рисунки расположены на левой части стены, они как бы символизируют прошлое, пребывание русской цивилизации на Руси Рода, в Северной Америке. Тогда Мара изображалась в ее зооморфном облике как лошадь, а в человеческом - как четырехглазка. Какие реалии переданы таким символическим образом - еще предстоит разобраться. Однако в этой интереснейшей композиции можно видеть подтверждение намеченному выше гипотетическому членению истории: МИР РОДА в таком случае означает тот период истории Руси, когда сама Русь располагалась на территории Американского континента.

На втором ярусе фрагмент в черной рамочке содержит надпись РОДОВА МАРА. Такое наименование с притяжательным прилагательным РОДОВА нами встречено впервые. Наряду со словами МАРА РОДА оно означает, что наряду с Марой Макоши и Марой Яра существовала и Мара Рода. Иными словами, Мара существовала в Мире Макоши, Мире Рода и Мире Яра, все три эпохи. Кроме того, здесь имеется и изображение в виде лица старухи в профиль, повернутого вправо, с крючковатым носом и оттопыренной нижней губой на довольно крупном подбородке. Подпись на уровне носа и рта поясняет: МАРА РОДА. Таким образом, это изображение и надпись подтверждают рассмотренную выше надпись.

На первом ярусе на фрагменте в черной рамочке изображена голова анфас некого существа, скорее всего, обезьянки типа мартышки. Надпись гласит: МАРЫ МИМ. На этом, вроде бы, можно закончить рассмотрение изображений левой части стены.

А на правой части, более далекой, чем на рис. 5, начнем рассмотрение с крупного изображения примерно на уровне пятого яруса. Это - двойное изображение: слева находится очень крупное изображение морды то ли кошки, то ли низшей обезьянки, развернутой вправо в ¾ и слегка наклоненной вниз. Надпись поясняет, что это - МАРА ЯРОВА. Справа мы видим более мелкую львиную морду, на которой на уровне рта читается надпись РОД. Таким образом, Род, как и положено, представлен своим зооморфным обликом льва.

Правее помещено еще одно двойное изображение: слева показано женское лицо с закрытыми и близко посаженными глазами, но на левой щеке вблизи носа находится еще один открытый глаз; красиво очерченный рот открыт, показывая ровный ряд передних зубов; подбородок удлинен. Надпись на уровне глаз и рта поясняет: ЯРА МАРА. Правое изображение прижато щекой к левому; изображено усатой и бородатое (с широкой бородой) лицо человека средних лет, повернутое чуть влево; глаза расположены очень близко к маленькому носу. Подпись на бороде гласит: ЯР.

Ниже этих изображений, примерно на уровне четвертого яруса, можно слева видеть голову человека с довольно длинными волосами до шеи, закрывающими уши; у него маленький нос и близко посаженные глаза, высоко расположенный рот; он имеет усы и бороду. На разных уровнях расположено несколько однотипных надписей из двух букв, ЯР. Таким образом, перед нами - антропоморфное изображение Яра.

Правее на том же ярусе находится тройное или четверное изображение, где слева - одно над другим размещены два лика, трудно поддающиеся интерпретации; верхний в ¾ смотрит вправо, нижний расположен анфас. Скорее всего это - обезьяньи мордочки. Справа - одна над другой находятся две собачьи мордочки, обе смотрят влево, но у верхней собачки нос очень короткий, тогда как у нижней - нормального размера. Всё это - ЯРА МАРА.

Еще два любопытных фрагмента с изображениями находятся на более высоких ярусах. Примерно на уровне шестого яруса мы видим на фрагменте изображение мужчины в профиль, смотрящего влево, с укороченным носом, большими глазами, завышенным ртом. Правее, в точно таком же ракурсе, можно видеть изображение лица старухи с крючковатым носом и очень выдающимся вперед подбородком; так обычно изображают бабу Ягу. Однако подписи поясняют: ЯРА, МАРЫ МИМ. Таким образом, один мим изображал сразу два персонажа, Яра и Мару.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.278sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.443 секунд