В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 5, 2007

Камни Тверской Карелии - история изучения

Автор 01:36. Рубрика Священные камни


Единственная диагональная стрелочка указывает на слова ВСЕ ОНИ И и на написанные вразрядку жирным шрифтом слово ОТЦЫ. Итак, речь уже идет не только о жрицах, но и об ОТЦАХ, под которыми, видимо, понимаются жрецы. Я до этого нигде не видел указаний на то, что языческие жрецы тоже назывались бы ОТЦАМИ. Как и чуть выше, при упоминании Андрея Ростовского, я полагаю, что отчасти потому-то и так старательно стирают христиане память о языческом культе, что по многим его формам он весьма напоминает христианский, но притом гораздо старше. Много ниже на писано В ПОРЯДКЕ, а еще ниже, там, где указывает вертикальная стрелочка, я читаю ПО ЖЕЛАНИЮ САМОЙ. Справа и ниже находится еще несколько знаков, образующих слово МАКОШИ. Итак, женщины постоянно должны быть В ПОРЯДКЕ, то есть не болеть никакими заболеваниями, не страдать дисфункциями или хандрой, а всегда быть в строю. Таким образом, данный фрагмент принес нам максимальный текст по количеству слов (26): МАГИНЕ СПОКОЙНО: НЕ ЗРЯ ЖЕ В ХРАМЕ МАЛО НЕКРАСИВЫХ ЖРИЦ И МАЛО МУЖЧИН, А МНОГО ДАМ. ВСЕ ОНИ, И ОТЦЫ, В ПОРЯДКЕ ПО ЖЕЛАНИЮ САМОЙ МАКОШИ.

Весьма любопытные надписи можно прочитать в самом низу камня справа. Эту часть я дал в обращенном цвете и стал рассматривать выделенный нижний прямоугольник при максимальном увеличении. Тут мое внимание привлекла строка с цифрами, где тройка была дана крупнее, а пятерка мельче. Вместе с соседними знаками данная строка читается 3-5. ЯТ ИЗЪ ХРАМА, то есть 3-5 взят из храма. Это - обычная инвентарная надпись, но поражает то, что дата начертана не буквами, а арабскими цифрами. Это означает весьма позднюю дату. Более, того, крупная цифра, видимо, означает месяц, мелкая - день. Но тройка может означать март лишь при пользовании январским счетом, введенным Петром Великим указом от 20 декабря 1699 года. До этого существовал сентябрьский счет, так что тройка должна была бы означать ноябрь. Однако, осматривая поверхность камня, я нашел слово МАРЪТЪ, которое поместил в рамочке, стало быть, счет был январским. А это само по себе означает, что последние надписи на камне делались уже в XVIII веке. Полагаю, что камень хранился в одном из Тверских христианских храмов, как и вся подобного рода языческая символика; даже реформа Никона поначалу не привела к освобождению храмов от этих реликтов язычества. И лишь где-то в первой половине, а, возможно, и в середине XVIII века не только в Тверской епархии, но и по всем епархиям России началось освобождение от "языческого хлама".

Однако, дочитаем надпись. На самой тройке находятся в виде лигатуры три знака, которые я читаю НЪ РУСЬ, то есть НА РУСЬ. Таким образом, данная строка надписи означает, что "пятого марта камень был взят на русь". Получается, что на третий день Масленицы. Другая надпись, чуть выше первой, гласит: СЬ РУСИ 5 НЪЗАД ВО ХРАМЪ, то есть пятого же числа камень вернулся назад. Интересно, для чего его вообще брали? На этот вопрос ответ тоже можно прочитать на камне: он начертан в прямоугольничке, который нужно повернуть на 900 вправо и вернуть в обычные цвета (хотя некоторые буквы добавить и из обращенных). Я читаю: ЯКО КАМЪНЬ С РУНЪМИ, то есть КАК КАМЕНЬ С НАДПИСЯМИ. Очевидно, наличие древних надписей высоко ценилось и христианскими священниками. Наконец, может возникнуть вопрос о том, кто же вел учет того, когда и кому выдавали камень. И на него ответ можно прочитать на камне: ХРАМОВАЯ РИЗНИЦЯ.

Таким образом, в христианское время языческий камень наряду с другими сокровищами хранился в храмовой ризнице. Позже, после того, как церквям было велено очиститься от языческого наследия, он мог какое-то время (порядка века) находиться на хранении у частных лиц, которые уже не имели представления о его языческом происхождении, и в XIX веке он был передан в археологический отдел Тверского музея как некое надгробие, возможно, Степана. Но эти последние надписи для меня необычайно важны, поскольку показывают, что стиль нанесения надписей на камень не менялся с седой древности вплоть до XVIII века; менялся, разве что, размер знаков, но и тут зависимость, как мне кажется, имеется не столько от времени, сколько от важности надписи и общей композиции рун. С другой стороны, эта группа надписей свидетельствует, что еще в XVIII веке языческие реликвии находили спрос у христиан наряду с иконами и другими христианскими ценностями.

Центральная часть камня и мое чтение надписей
Рис. 20. Центральная часть камня и мое чтение надписей

Теперь внимательно всмотримся в центральную часть камня, где начертано слово СТЕПАНА (я даю ее на врезке в обращенном цвете). Буква Т этого имени весьма напоминает форму буквы Т слова Тверь, которая выбивалась на камне, принятом за крест. Кроме того, она меньше букв слева и справа от нее. Не означает ли это, что было первоначально выбито СЕ Т, то есть СЕ КРЕСТ? Для проверки этого предположения необходимо прочитать надписи рядом. Действительно, справа от буквы Т начертано (если повернуть надпись вдоль мачты Т на 900 влево) крупными литерами слово РУНЕ, то есть НАДПИСИ, а более мелкими - слово МАКЪШЕВЫ. Рядом со знаком НЕ слова РУНЕ находятся знаки слов НА КАМЪНЕ. Собственно говоря, тут для меня ничего нового нет. Однако новизна начинается, как только я возвращаю в прямой цвет надпись между словом РУНЕ и мачтой буквы Т. Тут читаются слова КЪНАЗЯ ЯРОСЛАВА, то есть КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА. А под буквой Т можно прочитать надпись ЯРОСЛАВЛЕВЬ КАМЕНЬ.

В последнем словосочетании слышатся отголоски слов БОРИСОВ КАМЕНЬ и РОГВОЛОДОВ КАМЕНЬ. Иными словами, перед нами крещеный камень, но если в Белоруссии этим занимались князья Борис и его сын Рогволод, то у нас - Ярослав. Вероятно, имеется в виду Ярослав Мудрый (1019-1054) , а не Ярослав Второй, живший в тринадцатом веке. Ярославу Мудрому удалось объединить всю русскую землю за исключением Полоцкого княжества, но именно Полоцкий князь Борис занялся перекрещиванием камней в своем княжестве. Вероятно, уже после того, как эта кампания прокатилась по Руси. Следовательно, на Руси камни приняли крещение в правление Ярослава Мудрого и получили название ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ. Подобной информацией я ранее не располагал и теперь получил ее, читая надписи на данном камне.

Низ центральной части и мое чтение надписей
Рис. 21. Низ центральной части и мое чтение надписей

Внизу центральной части многократно повторяются одни и те же выражения: МОКЪШЕВ КАМЕНЬ и РУНОВЪ КАМЕНЬ. Я полагаю, что эти надписи старше, чем надписи ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ, и характеризуют достоинства данного камня: он с надписями, а потому чудодейственный. - Похоже, что в разных местах камня записывались различные его свойства, так что если попадаешь на определенный участок камня, одно и то же там повторяется много раз.

Осталось рассмотреть только низ левой части камня. Тут идут повторы, хотя и в несколько ином ключе: КАМЪНЬ ХРАМА, КАМЪНЬ МАСТЕРА. Этого рода повторы я воспринимаю как лишнее доказательство ценности камня: с одной стороны, он является собственностью храма, с другой стороны, он не природный, а изготовлен мастером. Но кое-что тут можно вычитать и новое: РУСЬ РОДНАЯ, ТВЕРЬ. Таким образом, впервые обнаружено место нахождения храма - город Тверь. То, что после изъятия его из христианского храма он оказался вдали от столицы области, дело случая. Важно то, что он не принесен из других областей. Наконец, есть тут и любопытная констатация факта: ЧЕРНЬ КНЯЗЯ ЯЛА КАМЪНЪ, то есть ЧЕРНЬ КНЯЗЯ БРАЛА КАМЕНЬ (во временное пользование). Наличие этой приписки позволяет думать, что камень имел столь высокий статус, что им мог пользоваться только лично князь, но никак не его слуги.

На этом я закончил чтение в моей книге (ЧУК, с. 56-73), однако по своей привычке каждый раз добавлять хотя бы еще одно чтение при каждом новом обращении к исследуемому камню, я рассматриваю область углубления справа на камне чуть ниже середины, рис. 22. Тут можно прочитать в прямом цвете слова ЯРА МАЯК и ЯР - РОДА ДУХ. Они означают, что данный камень находился в свое время перед храмом Яра и служил его маяком, то есть, по нему можно было найти храм Яра. Также тут читается слово ОХРАНА, хотя чья охрана - можно понять только в обращенном цвете, прочитав слово ЯРОВА. Следовательно, данный камень еще и охранял храм Яра. О подобной функции камней Макоши я прежде не подозревал, она дополняет список этих функций. Наконец, в обращенном цвете можно прочитать и еще одну любопытную фразу - НАРОД СЛАВНЫЙ - КАМНИ МАКАЖИ. Иными словами, нахождение камней Макоши перед храмами других богов очень полезно.

karelia221.gif
Рис. 21. Низ левой части и мое чтение надписей

karelia23.gif
Рис. 22. Область углубления справа

Заключение. Конечно же, я прочитал гораздо менее половины надписей камня, даже из тех, что были скопированы художником. Как я понимаю, всего их несколько сотен, хотя и коротких, и описание только наиболее крупных надписей одного камня составило солидную статью. Я лишь попытался приподнять завесу над характером надписей на камнях, воспользовавшись хорошей прорисью, точнее, профессионально выполненной гравюрой.

В этой связи можно было бы соединить все прочитанные надписи в некоторый цельный текст, который, учитывая разбросанность надписей по поверхности камня, можно было бы скомпоновать так, чтобы виделась его история. Тогда получится такой рассказ.

СВЯТОЙ ПАНИ МАКОШИ (печать).. МАКОШЬ. С ХРАМА. ПЕРУНОВА РУСЬ. МАСТЕР ХРАМА МАКОЖИ СКЛАВЯН МАКСИМ. ТЕ РУНА - АНДРЕЯ РЯЗАНСКОГО. МАКОЖЬ - СВЯТА ПАНИ. ЖЕРТВЕННИК, НАША ЖЕРТВА МАКОШИ ЖИВАЯ - В ХРАМЕ МАКОШИ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ НАИЯРКИЕ. МАКОШИН ХРАМ: НАДПИСИ ТОНКИЕ. А ЖРИЦЫ НАШИ МИЛЫЕ ВСЕ В ХРАМЕ ПРОВЕРЕНЫ САМОЮ МАКОШЬЮ. МАГИНЕ СПОКОЙНО: НЕ ЗРЯ ЖЕ В ХРАМЕ МАЛО НЕКРАСИВЫХ ЖРИЦ И МАЛО МУЖЧИН, А МНОГО ДАМ. ВСЕ ОНИ, И ОТЦЫ, В ПОРЯДКЕ ПО ЖЕЛАНИЮ САМОЙ МАКОШИ. НАДПИСИ МАКОШЕВЫ НА КАМНЕ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА. яРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ. ЧЕРНЬ КНЯЗЯ ЯЛА КАМЕНЬ. МАКОШЕВ КАМЕНЬ, РУНОВ КАМЕНЬ, КАМЕНЬ ХРАМА, КАМЕНЬ МАСТЕРА. РУСЬ РОДНАЯ, ТВЕРЬ. пятого марта камень был взят на русь КАК КАМЕНЬ С НАДПИСЯМИ, С РУСИ ПЯТОГО НАЗАД ВО ХРАМ. ХРАМОВАЯ РИЗНИЦА. ЯРА МАЯК. ЯР - РОДА ДУХ. ОХРАНА ЯРОВА. НАРОД СЛАВНЫЙ - КАМНИ МАКАЖИ. Итого - 124 слова. И это - при самом поверхностном чтении. Таким образом, можно видеть, что камни являются историческими летописями, хотя, разумеется, весьма своеобразными.

Можно наметить также некоторую "географию" частей камня. Так, центр представляет наиболее позднее названия камня; наверху дается его история; паз справа характеризует храм, к которому относится камень, крайний низ справа содержит самую последнюю информацию типа бухгалтерской книги (собственно говоря, мы так и читаем - слева направо и сверху вниз). Наконец, слева на среднем уровне обсуждаются достоинства камня, а в центре мелким шрифтом говорится о его переводе из языческой в христианскую веру. Слева же можно узнать и место "приписки" камня, в данном случае Тверь. Так что у камня есть своя архитектоника. Конечно, храмовый камень может быть очень информативным, полевой валун не предполагает такой же обработки, однако, полагаю, что и полевые валуны обрабатывали те же храмовые гранильных дел мастера, выезжая на место.

Таким образом, камень действительно оказался «каменной книгой» русской истории, и я счастлив, что мне довелось прикоснуться к его страницам. К сожалению, пока я не готов читать всё подряд; читатель видит, как постепенно я перехожу ко всё более мелким надписям, где уже приходится делать подпись под всем словом, поскольку оно написано такими мелкими буквами, что вычленять их уже приходится на грани возможностей компьютера. Поэтому я рад и тому, что либо мне, либо, скорее всего, моим последователям доведется читать еще более мелкие надписи и получать новые подробности существования данного камня.

Считаю также большой удачей то, что на сегодня камень СТЕ ПАНИ оказывается самым полным по количеству содержащейся на нем информации. Он - первый не только по времени своей находки Федором Николаевичем Глинкой. Он является первым и по времени прочтения, и по количеству прочитанного текста и потому по праву займет первое место в будущей библиотеке каменных книг. Я рад, что Тверь и Бежицкий уезд положили в прямом смысле слова первый камень в основание каменной библиотеки истории русского ведизма. И хотя сам камень, прослужив несколько тысяч лет поклонникам Макоши и Яра и несколько сотен лет - христианам, был уничтожен немецкими фашистами во время второй мировой войны, его изображение в виде гравюры продолжает жить, и, как я надеюсь, вдохновит еще многих исследователей на изучение содержащейся в нем летописи. Таким историческим источникам воистину нет цены.

Литература

ГЛИ: [Глинка Ф.Н.] О древностях в Тверской Карелии. Извлечение из писем Ф.Н. Глинки к П.И. Кёппену // Журнал министерства внутренних дел. СПб, 1836, тетрадь 5, с. 633-652. Отдельный оттиск

ГЛМ: Глинка Ф.Н. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде». 1837

ДЮП: Дюпуи Е., Др. Проституция в древности. Кишинев, 1991

ДЮФ: Дюфур Пьер. История проституции. Киев, 1991

ЖИЗ: Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888

ЗАЙ: Зайкоўскі Э.М. Месца Вялеса ў дахрысціянскім светопоглядзе насельніцтва Беларусі // XII Міжнародны з'езд славистаў, Мінск, 1998

КАР: Карамзин Н.М. История государства Российского. В шести книгах. Том I-II. М., «Книжный сад», 1993

МАШ: Маш Андреас Готтлиб. Сокровища Ретры // Пер. с немецкого АП.А. Бычкова. М., ИЦ «СЛАВА!», 2006, 352 с., ил.

ПОГ: [Погодин М.П.] Славянские новости (письмо проф. М.П.Погодина к редактору) // Московский наблюдатель. Журнал энциклопедический. М., 1836, год II, часть VII, май-июль, с. 288-299

ПОД: Попов А.С. В поисках Дивьего камня. М., 1981

ПОП: Попов А.С. Время собирать камни. Заметки краеведа // Отечество. Краеведческий альманах, с. 143-162. М., Профиздат, 2000, 288 с.

СЕР: Серяков М.Л. Русская дохристианская письменность. Санкт-Петербург, спецвыпуск альманаха «Клад», 1997, 108 с.

УВА: Уваров А.С. Примечания // Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М., 1888

ЧУК: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы славян. М., Фаир Пресс, 2004, 624 с.

ЧУП: Чудинов В.А. Правда о сокровищах Ретры. М., Альва-Первая, 2006, 208 с., ил.

ЧУС: Чудинов В.А. Славянская докирилловская письменность. История дешифровки. Часть 1 . Серия "Славяне: письмо и имя" . М., 2000, Издательский центр научных и учебных программ, 76 с.

FRA: Fraehn Ch.M. Ibn-Abi-Jakub El Nedim's Nachricht von der Schrift der Russen im X Jahrhundert n. Ch., kritisch beleuchtet // Memoirs de l'Academie de imperiale de sciences de st. Petersbourg, VI serie. Politique, Histoire, Philologie, III T., 1836, p. 507-530

MAG: [Magnusen F.]. Runamo оg Runerne. En Commiteeberetning til det Kongelige Danske Videnskabers Selskab Samt Trende Afhandlinger angaaende Rune Literaturen, Runamo og forskjelligesaeregne (tildeels, nylig opdagelde). Kjobenhavn, 1841, 742 S.

MAS: [Masch A.G.] Die Gottdienstlichen Altertümer der Obotriten aus dem Tempel zu Rethra am Tollenzer See. (Nach den originalien auf das genaueste gemahlet, und Kupferstichen nebst Hrn Andreas Gottlieb Maschens Herzоgs. Meklenb. Strelitzischen Hofpredigers, Konsistoral, Raths und Superintendantens. Erleuterung derselben herausgegeben von Daniel Wogen, Herzogl. Meklenb. Strel. Hofmahler). Berlin, 1771

SJO: [Siogren von, Dr.] Ueber das Werk Finn Magnusens Runamo og Runerne. S.-Petersburg, 1848

WAR: Waring. Stone Monuments // Ornament of remote Ages. London. 1870

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.24MB | MySQL:11 | 0.475sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.633 секунд