В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 24, 2007

Категория “энергия” и ее современное понимание

Автор 20:30. Рубрика Отзывы на дипломы, диссертации и рефераты

Отзыв официального оппонента

на диссертацию Екатерины Семеновны Узковой

«Категория "энергия" и ее современное понимание

в научно-философской картине мира»,

представленную на соискание ученой

степени кандидата философских наук

по специальности 09.00.01 - онтология и теория познания

Категория энергии является одной из основных в современной физике и смежных с ней естественнонаучных дисциплин, так что ее философский анализ представляется весьма важным и актуальным. Каждый этап развития естествознания выдвигает новые проблемы, решение которых наполняет данную категорию новым смыслом, что предполагает и проведение нового философского анализа ее содержания.

Рецензируемое диссертационное исследование состоит из 4 глав, введения, заключения, приложения и списка литературы. В первой главе критикуется общепринятое положение об энергии как о способности тела совершать работу, и приводятся высказывания различных исследователей о сложности конкретного определения запаса энергии в физическом теле. Диссертант подчеркивает, что хотя данная категория была известна с античных времен, актуализирована она была лишь в середине XIX века в связи с открытием законов сохранения. При этом законы сохранения сначала были сформулированы с употреблением термина "силы природы", а затем переопределены через категорию энергии.

Сильным положением диссертанта является утверждение о том, что "несмотря на все оговорки, пробелы и недостатки, механическая парадигма и поныне остается для физиков точкой отсчета, образуя центральное ядро науки в целом", с. 22. Действительно, если говорить о внутрифизическом редукционизме, то наиболее продуктивным и до сих пор является механический, то есть сведение любых видов немеханических процессов к механическим, к объяснению их "механизма". Другим интересным положением работы является рассмотрение диссипативных неравновесных систем, для которых характерен переход энергии из высокоорганизованного состояния в наиболее низкое, тепловое. Здесь подчеркивается наличие современного, более широкого понимания энергии, как способности не только совершать работу, но и изменять любые виды порядка в природе, с. 26. Удачным можно считать и упоминание о связи понятий энергии и энтелехии в работах эмбриолога Г. Дриша, а также рассмотрение понятия самоорганизации.

Во второй главе понятие энергии рассматривается в плане его генезиса и развития в античности и средневековой философии. Диссертант показывает, что в трудах Аристотеля и в более поздних работах античных мыслителей понятие энергии как способность физической системы производить работу не употреблялось, приближаясь по смыслу к слову "деятельность", с. 31. Диссертант соглашается с трактовкой Т. Васильевой последних переводов Аристотеля на русский язык как "косноязычных, полуслепых, а зачастую и попросту непроглядно темных", с. 32. Хотя тут краски несколько сгущены, но, действительно, переводы крупных мыслителей всегда являются сложной проблемой, а особенно, если они относятся к иным эпохам. Несомненным достоинством работы является анализ таких близких к категории энергии понятий как потенция, движение, энтелехия и деятельность, а также связанная с этим анализом критика современных учебников по истории философии, весьма бегло анализирующих аристотелевские понятия энергии и энтелехии.

В разделе "Энергия в системе категорий Аристотеля" диссертант показывает, что по Аристотелю категория энергии выступает первичной по отношению, как к потенции, так и к материи, причем определенной формой энергии является и душа. Диссертант этим не ограничивается и рассматривает соотношение понятий энергии с понятием природы, формы, космоса, перводвигателя (как общекосмической энергии). В следующем параграфе диссертант показывает, что исихазм связывает категорию энергии с понятиями благодати, синергии и изменчивостью, и в частности, с положением, по которому Бог-отец выступает как сила, а Бог-сын как энергия, с. 57. Рассмотрение этого раздела представляется особенно интересным, поскольку в исследованиях советского периода по вполне понятным причинам результаты осмысления философских категорий в религиозной философии средних веков обычно опускались. Диссертант показывает смещение акцента в учении Паламы с понимания энергии как всеобщей характеристики бытия на преимущественно антропологическую интерпретацию. Кроме того, подчеркивается, что благодать достигается сотрудничеством тварных энергий человека и нетварной энергии Творца, с. 70.

В следующем параграфе диссертант приходит к выводу о том, что в схоластической физике было разработано чуждое Аристотелю понятие актуально-бесконечного, которое теперь фигурирует наряду с признанной Аристотелем потенциальной бесконечностью, с. 80. Любопытен скептический итог проведенного в диссертации анализа: «Итак, средневековая перестройка научного мышления закончилась отменой старых научных программ и созданием новых, которые значительно трансформировали и, можно сказать, выхолостили понятие энергии, низведя ее до понятия "лошадиной силы"», с. 82.

Третья глава представляет собой рассмотрение категории энергии в космическом, планетарном и человеческом измерениях. Диссертант высоко оценивает концепцию энергетизма Вильгельма Оствальда, который справедливо критиковал своих коллег за механистическое понимание энергии и считал энергию единственной мировой субстанцией. Диссертант по-новому трактует положения энергетизма, который в советское время в связи с критическими отзывами об Оствальде В.И. Ленина, всегда подавался в негативном ключе. Показано, что Оствальдом признается, по меньшей мере, 7 свойств энергии, с. 88. Интересно отметить, что помимо энергии движения, что можно было бы отождествить с кинетической энергией, Оствальд выделял энергию тяготения и объёма, что можно считать разными видами потенциальной энергии, а источником жизни он признавал "лучистую энергию". Отмечается распространение Оствальдом понятия энергии на психические, социальные и культурные явления. Приводится критика, а по сути, утверждение взглядов Оствальда на энергию со стороны Э. Кассирера.

Венцом философской трактовки категории энергии в европейской философской мысли ХХ века диссертант считает ноосферную точку зрения, с. 100. Анализ идей П. Тейяра де Шардена  и В.И. Вернадского по поводу энергии можно отнести к числу несомненных достоинств данной работы, поскольку понятия тангенциальной и радиальной энергии Тейяра де Шардена практически не учитывались наукой.

Последняя глава диссертации об универсальности энергетических представлений в историческом развитии человеческой мысли выглядит как закономерный итог предшествующего рассмотрения. Особый интерес для диссертанта тут представляет древнекитайское понимание природной стихии "ци", которое у современных интерпретаторов приобретает, в том числе, смысл и энергии. Глава посвящена рассмотрению понятия "ци" в соотношении с понятиями чжи, шень, ян, инь, ли и, в частности, анализу трактовки этого понятия в даосизме. Анализ категории "ци" продолжен и в приложении, где рассматривается приложение ее к китайской медицине и к учению "Фэншуй". Показав, что китайское понимание категории "ци" вполне сопоставимо с европейским пониманием энергии, диссертант пишет, что «Такого рода параллель между различными философскими школами естественна и очевидна», с. 138.

В разделе заключения диссертант приходит к мысли о том, что знания об энергии, рассматриваемые в физике, философии и теологии, перекликаются гармоничным образом.  Это - интересный результат, хотя он и несколько выходит за рамки заявленной в заглавии работы проблематики, где фигурирует научно-философская, но не религиозно-философская картина мира.  Возможно, он вытекает из неявной установки диссертанта на то, что между наукой и религией нет принципиальных расхождений. Диссертант полагает, что категория энергии обнаружила редкостную, почти уникальную способность играть ведущую роль в самых различных мировоззренческих концепциях, с. 133, следствием чего является необходимость переосмысления и переоткрытия категории энергии. С этой эмоционально-приподнятой оценкой вполне можно согласиться, как и с другим положением диссертанта, о постижении современной наукой мудрости античной и древнекитайской философии и о взаимообогащающем диалоге разных идей и школ.

Список литературы включает 147 названий, в том числе 4 на иностранных языках.

По прочтении диссертации возникает впечатление, что проведена весьма большая и скрупулезная работа по осмыслению древней и средневековой трактовок понятия энергии, а также по анализу развития этой категории в работах некоторых физиков XIX-XX вв. При этом, поскольку диссертация написана по проблемам онтологии и теории познания, а не по философским проблемам естествознания, акцент вполне правомерно сделан на рассмотрение, прежде всего, философских, а не естественнонаучных работ в качестве источников. При этом в работе дан глубокий анализ не только уже исследованных в этом отношении философских произведений, но и тех, которые по разным соображениям в советское время либо не исследовались, либо изучались очень поверхностно.

Вместе с тем, к сожалению, встречаются в работе и некоторые некорректности. Так, при обсуждении вопроса о предпочтении формулировки Е=mv2/2 формулировке Е=mv диссертант не раскрывает причин этого предпочтения. Между тем, эта причина вполне понятна, поскольку скорость, взятая в любой нечетной степени, сохраняет свой векторный характер, то есть как величину, так и направление, тогда как возведение скорости в любую четную степень переводит ее разряд скалярных величин, характеризующихся только величиной, но не направлением. Это означает, что первая формулировка энергии является математически более абстрактной величиной, чем вторая. И действительно, импульс тела сохраняется во всех механических процессах, но импульс молекулы при тепловых соударениях уже не сохраняет направления, а при химических превращениях и вовсе переводит атом в иное потенциальное состояние, тогда как его абсолютная величина сохраняется. Так что в принципе энергию можно было бы определить и как произведение массы на модуль скорости, однако в XVII-XVIII веках понятие модуля в физике было менее разработано.

При обсуждении названия "закон сохранения энергии" диссертант, верно отметив вполне современно звучащую формулировку Ф.Энгельса, и отметив замену понятия силы на понятие энергии лордом Кельвином, не напоминает, что для физики второй половины XIX века слово "закон" было не очень популярно. Так, например, законы термодинамики назывались "начала". Что же касается работы Ф. Энгельса "Диалектика природы", то влияния на физику она произвести не могла, ибо при жизни автора не была опубликована, а после его смерти с ней смог ознакомиться только Альберт Эйнштейн; но даже и после публикации в Москве в 1924 году, когда научный климат в физике сильно изменился, формулировка понятийного аппарата классической физики в период формирования неклассических представлений была уже не столь актуальна.

На с. 21 диссертант отмечает, что при внедрении в физику понятия энергии был использован только основной смысл этой категории, тогда как "остальная семантика... была просто опущена и не использовалась в науке. Случайно ли это произошло, об этом можно гадать". Полагаю, что гадать тут не приходится. Понятие силы в физике держалось так долго в связи с тем, что движение мыслилось только как воздействие окружающих тел. По мнению Декарта, движение передается от тела к телу, стало быть причиной движения может быть только другое тело. Понятие энергии ломало эти взгляды тем, что теперь причиной движения являлось само тело вне зависимости от движения других тел. Иными словами, с принятием понятия энергии физическое тело обретало физическую самостоятельность, некоторую индивидуальность, независимость от других тел, и это было гигантским прорывом вперед. Переносить на тело иные характеристики энергии, упоминаемые Аристотелем, было бы уже явным перебором.

В качестве пожелания можно было бы высказать и предложение включить в рассмотрение такое интересное термодинамическое понятие как "анергия", определяющее ту часть энергии тела, которую нельзя перевести в другие виды движения. Термодинамика показала, что можно переводить в механическую энергию лишь ту часть тепла тела, которая превышает температуру окружающей среды. Остальное тепло оказывается уже не энергией, а анергией. Другим пожеланием является предложение рассмотреть связь между понятиями энергии и энтропии. Можно также выразить сожаление, что не проанализировано соотношение понятий кинетической и потенциальной энергии. Возможно, что понятие души у Аристотеля распространялось и на неживые тела в качестве меры их самостоятельности, этот аспект диссертант никак не выделил. Вообще хотелось бы пожелать диссертанту иметь более широкий физический раздел и несколько более скромный раздел по связи категории энергии с понятием благодати, поскольку последнее понятие в современной научно-философской картине мира не работает. Точно так же возникает вопрос, насколько сильным оказалось влияние китайского понимания "ци" на современную европейскую научно-философскую картину мира, хотя китайская система категорий представляет самостоятельный историко-философский интерес. Однако, если даже Аристотеля трудно переводить на современный русский язык с древнегреческого, то еще сложнее это делать с древнекитайским, отделенным от нас не только древностью и иной языковой картиной мира, но и иной ментальностью китайского этноса. Вероятно, в этой области необходимо быть специалистом и в языке, и в философии, и в истории культуры.

К более мелким замечаниям можно отнести отсутствие авторской позиции при анализе ряда научно-философских положений, например, энергетизма Оствальда. Кроме того, при изложении ноосферной концепции читателю осталось неясным, в чем позиция В.И. Вернадского соответствует концепции П. Тейяра де Шардена, а в чем отличается от нее. Вероятно, не вполне удачны такие выражения как "многоспектральный ряд" и тем более как "его ниша", с. 76, ибо различные спектры не разлагаются в единый ряд, и у спектра никаких ниш нет. Однако приведенные неточности и некорректности вовсе не умаляют большой проделанной диссертантом работы и интересного подхода к рассмотрению категории энергии.

По мнению рецензента, диссертационное исследование Екатерины Семеновны Узковой написано на высоком научно-теоретическом и философском уровне и удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым к подобного рода сочинениям. Публикации диссертанта соответствуют анализируемой проблеме и раскрывают ее достаточно полно. Автореферат дает общую характеристику диссертации и последовательно раскрывает содержание всех ее разделов. На основании изложенного, можно придти к заключению о том, что автор данного исследования, Екатерина Семеновна Узкова заслуживает присвоения ей искомой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 - онтология и теория познания.

Доктор философских наук,

профессор, академик РАЕН                                                                        В.А. Чудинов

21.06. 2001

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7MB | MySQL:11 | 0.193sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.356 секунд