Беременная мамонтица. Наконец, вернемся снова к изображению на плите в пещере Колдуна «Скиния» [1, с. 104, рис. 57], где в мамонтице изображен мамонтенок (но не в животе, а как бы верхом):
Рис. 11. Наше чтение надписи на плитке с изображением мамонта и мамонтят
Мы читаем: НЕ ДИЧИСЬ, ЖИВОТИНА, ВЪ ЗАВИДЬНОМЪ БЕРЕМЯНЯ, И ВОЗИ МАМОНЪТА СЪ ЛЮБОВЬЮ ДЬНЕМЪ РАНЕ. Это – призыв к мамонтихе не стыдиться беременности и выгуливать будущего мамонта ранним днем. На данной плитке больше, чем на чурингах знаки славянского слогового письма служат элементами изображения.
Заключение. Подводя итог нашим чтениям, можно отметить, что надписи на плитках и чурингах выполнены одним стилем, где знаки письма были одновременно и изобразительными элементами; в связи с этим знаки очень варьируют по размерам, наклонам, и нередко по направлению чтения (то есть знак может быть изображен зеркально). Высшей техникой письма следует считать создание лигатур, соединяющих по 3-4 знака – предельно возможный синтез, где еще, хотя и с трудом, но можно выделить отдельные знаки в нужной последовательности.
С точки зрения семантики образов можно отметить богатый репертуар персонажей зооморфных существ, где у каждого имеется своя четкая функция. Для нас явилось полной неожиданностью наличие помимо, так сказать, «икон» (чуринг с изображением животных-богов, передкоторыми можно молиться) и «инструкций» (плиток и настенных изображений, предлагающих охотнику тот или иной вид действий) еще и «картинок» (например, зарисовка боя двух медвежат на снегу), и «любовных томлений» (например, чуринга о золотой женской коже). Дешифрованные нами надписи помогут лучше понять содержание каждого такого документа эпохи и предполагают большую исследовательскую работу над ними.
Что же касается времени создания изображений и надписей, то хотя изображения мамонтов отсылают нас к палеолиту, знание железа, сирен, кораллов и рая, и почти современный язык надписей скорее говорят за средневековье. Считать же, что рисунки сделаны раньше, а надписи позже, не приходится, поскольку изображения составлены именно из текстов достаточно позднего русского языка, и именно текст, а не изображение, является ведущей стороной памятника. Так что мы находим все больше подтверждений нашей мысли о том, что Каменная Могила является, видимо, средневековым музеем древней славянской культуры, где, возможно, скопированы контуры древних животных, но трактованы они в духе более поздней эпохи.
Написана в 1998 году.
Литература
1. Даниленко В.М. Кам’яна Могила. Київ, 1986
2. Рудинський М.Я. Кам’яна Могила. Київ, 1961
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.348 секунд