В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 5, 2008

Коллекция камешков Сергея С.

Автор 09:54. Рубрика Каменные миниатюры

Моё обсуждение. Я не столь экзальтирован, как Сергей, и к тому же соответствующие надписи и образы мне попадались уже многократно, поэтому Промысла Божьего я в них не усматриваю. А вижу простую вещь: село Спасское названо было так силу того, что когда-то тут стоял храм Спаса. Между тем, Сергей отмечает, что теперь в этом селе находится Преображенский храм. Вряд ли первый храм был впоследствии переименован. Скорее всего, по каким-то причинам он был разрушен. А если он древний, то вполне мог быть построен на месте ведического храма Яра, ибо Спас (Спаситель) как раз и является ближайшим христианским преемником Яра. Так что все те реликвии, которые когда-то существовали у мимов храма Яра, со временем просто рассеялись по ближайшей округе, а один камешек попал непосредственно в сад Сергея под яблоню. Так что собранный Сергеем материал - вполне рукотворный.

Вместе с тем, я так же восхищаюсь качеством отделки камней, как и Сергей. В самом деле, с ювелирной точки зрения камни выделаны великолепно, что порождает у Сергея божественное благоговение! Однако вслед за исключением Божественного Промысла я так же опускаю технологию поиска, например, чтение молитв перед рассмотрением гравия под ногами. Если храмовые камешки в данной выборке гравия присутствовали, то их можно было найти - в этом суть. И главное тут, разумеется, не молитва, а отличие их от прочих обломков в формах и в отделке - камни отполированы до блеска. С другой стороны не приходится удивляться тому, что если человек желает найти какие-то необычные камни, то он их рано или поздно находит, независимо от того, чем он при этом руководствуется - желанием прочитать в них символику о спасении России, лишний раз удивиться изобретательности Творца или просто поразвлечься.

Однако не нужно думать, что я не ценю полученный Сергеем результат - я его оцениваю очень высоко! Еще раз повторяю, что если отвлечься от весьма благородных целей поиска и от православного истолкования камней как знамений, то достигнутая Сергеем цель может быть охарактеризована как первое составление коллекции каменных миниатюр в наши дни! До него никто подобные коллекции не составлял не потому, что не мог или не молился, а потому, что не предполагал, что наши предки были одинаково профессионально подкованы - как в создании гигантских монументов богам, так и в подписывании и в обработке самых мелких камешков.

А теперь я отвлекусь от личности Сергея и перенесу внимание на сами камешки. Все они много меньше спичечного коробка, а большинство из них имеют размеры порядка 2 см - примерно такие же, как и фигурка Мары из Нампы. На мой взгляд, это означает, что традиции к созданию каменных миниатюр сохранялись с нижнего палеолита до Средневековья. И хранились эти шедевры ювелирного мастерства не в частных домах, а в святилищах Яра у мимов. Так что каждый прихожанин имел возможность любоваться этими изделиями в общественном месте.

Как и во многих других случаях, авторы ювелирных композиций использовали природные особенности камня, и не столько что-то делали заново (например, рельефные лики), сколько лишь чуть-чуть дополняли природу. Именно поэтому, глядя на эти камешки, трудно отделаться от впечатления, что они такими и были созданы природой (или Творцом), а человеческих добавлений тут вроде бы совсем нет. Так в этом и состояла гениальность древних мастеров (которая ввела в заблуждение Сергея, поскольку он до этого ни с чем подобным не сталкивался)! Только в ХХ веке некоторые художники стали обрабатывать коряги, весьма интересные своей необычной формой, и делать из них утилитарные вещи, например, кресла. В этих поделках не исходный материал подчиняется воле художника, а напротив, художник следует природным особенностям материала. А теперь, глядя на эту коллекцию, выясняется, что наши предки умели так работать давным-давно! И мы с изумлением это констатируем!

Одновременно я хотел бы подчеркнуть предел техники фотографии при макросъёмке. А именно: хотя сами камешки показаны много крупнее их натуральной величины, я могу говорить лишь о наличии воздействия на камень каких-то инструментов. Так на фото 10 запечатлены глубокие прорези в буквах слова ЯР. Но для того, чтобы сказать, каким инструментом проделаны эти царапины, необходимо сфотографировать их как небольшие рвы, для чего следует переходить уже к съёмке с помощью микроскопа. Пока возникает впечатление, что их сделали весьма острым ножом, как если бы обычная сталь спокойно резала камень. Еще больше меня поражает «каменная книжечка» на фото 7, где ремесленник не только спокойно выбирает материал камня на значительную глубину, но и наваривает на остатки выбранной поверхности в виде вертикальных и горизонтальных перемычек более высокий рельеф, как если бы речь шла о мягчайшем воске на огарке свечи. На оборотной стороне того же камня он спокойно чертит выпуклые линии строки и втискивает туда буквы на трех уровнях: выдолбленные, оставшиеся в виде выпуклостей после выбирания окружающего материала, и наваренные. Могу лишь заметить, что современные скульпторы до такой лёгкости в обращении с камнем не дошли, а мы рассматриваем изделия не очень глубокой древности!

Но поражает и другая техника - техника прокрашивания! Многие буквы явно не процарапаны, а написаны на камне, и хотя они со временем потускнели, но всё же по контрасту отличаются от своего фона. Каковы те связующие вещества, которые способны приклеить пигмент к камню на века и тысячелетия - я не знаю. Это должны исследовать химики, и не только разгадать, но и повторить данную технологию. Словом, и микроскопы, и хранение образцов, и лабораторное оборудование, о котором я задумываюсь - всё это подталкивает меня к тому, чтобы создать собственную лабораторию по исследованию древних петроглифов. Хотя бы даже миниатюрных. Естественно, что это требует и наличия помещения, и определенных материальных затрат. Вот тогда можно будет делать плакаты с возможно более крупным увеличением, и наладить создание специальных высококонтрастных фотографий, которые пока у меня получаются не очень хорошо.

Итак, мы столкнулись с новой культовой реальностью: у мимов существовали не только каменные и бронзовые привески размером 8-15 см, но у них, как выявилось из нашего анализа, имелись и каменные миниатюры. Полностью их назначение на данный момент мне неясно. Вообще-то понятно, что на миниатюрах могли быть лики богов, однако таков только самый первый из рассмотренных камней. На остальных представлены карикатурные изображения самих мимов, или их маска. Ни утилитарное, ни культовое назначение таких изображений не подходит под какое-то простое объяснение. Это не печати, не ключи, не памятки, не цитатники, но что - неясно.

Среди всех камней особняком стоит камень № 4, как бы миниатюрная книжка с изложением великолепного ответа Яра на все сиюминутные «хотелки» его мимов: единственной ценностью его времени (да и нашего, и будущего тоже) является Русь! Здесь можно почти однозначно атрибутировать назначение данной каменной миниатюры: это подлинная каменная скрижаль, очень напоминающая ту, что Яр вручил Моисею (Мокасею). Да и текст почти тот же: там человеку-Яру бог Яр давал в управление Русь; тут также подчеркивается, что самой большой ценностью на Земле, выше, чем любые пожелания мимов (священников), является сама матушка-Русь. Так что это действительно нравственный закон, который Яр дал через своих мимов всем русичам. Существование такой памятки, напоминающей книгу в миниатюре, мне не только встретилось впервые, но и восхитило меня как своим материальным исполнением, так и глубоко нравственным девизом. Словом, такого рода каменной миниатюре место в самом настоящем государственном музее типа Эрмитажа. Цены ей нет как историческому документу!

Новым моментом для меня явилось и наличие среди храмовых поделок полудрагоценных камней. Это означает, что, возможно, в храмовых кладовых могли храниться и драгоценные камни. Иными словами, наши предки разбирались и в этом направлении деятельности.

kamushki17.jpg
Рис. 17. Сергей С. сфотографировал меня во время микросъёмки его камешков

Ну, и перед заключением хотел бы также поблагодарить Сергея С. за предоставление мне фотографии моего процесса макросъёмки его коллекции камней на обеденном столе в гостиной комнате моей квартиры.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.182sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.332 секунд