Одно из моих, казалось бы, несбыточных, желаний - осуществить чтение лекций собственного авторского курса по ряду дисциплин, наконец-то осуществилось! В четверг 2 апреля в помещении издательства «Советский писатель» на Поварской, в комнате № 68, состоялось прочтение первой лекции по русскому языку. Скорее даже по философии русского языка и общего языкознания.
Как-то всё сложилось удивительно символично. В определенном смысле я являюсь писателем (издано 13 книг, на подходе еще 2), причём действительно «советским» (я формировался в советскую эпоху с ее острым чувством гордости за свою Родину, желанием быть в дружбе со всеми народами (интернационализмом) и русским патриотизмом. И данное место оказалось всего в пяти минутах ходьбы от района моего проживания в детстве, Скатертного переулка. Наконец, на первое занятие пришло 12 слушателей - прямо-таки по числу апостолов. Как говорится, нарочно не придумаешь.
Рис. 1. Перед началом лекции
Комната для проведения занятий. Событие это оказалось возможным потому, что нашлось помещение, а оно отыскалось благодаря записи на курсы, которая проводилась и на весенней ярмарке на ВВЦ, и благодаря рекламе на моих сайтах и на сайте издательства «Альва Первая». Нашлись люди сочувствующие и заинтересованные, подсказали возможность аренды, помогли арендовать. В субботу я впервые посетил голые стены. И вот теперь я вижу стену, украшенную акварелями и фотографиями Анны Устаевой, перед столом лектора - полка с книгами, изданными в «Альве первой», а также в других издательствах с моим участием. На подоконниках - растения. Словом - помещение имеет жилой вид. И всё это - благодаря стараниям Любови Нужной и Владимира Самаева.
На рис. 1. показано, как слушатель оформляет своё посещение курсов. Под столом находятся пачки книг - большинство из тех изданий, которые выставлены на полках, можно приобрести тут же.
Рис. 2. Слушатели собрались
Ровно в семь вечера (наиболее удобный для слушателей срок) все записавшиеся собрались в аудитории, и сделал общий снимок. Как видим, всем приятно и все улыбаются. Замечу, что преобладают тут люди среднего и старшего возраста, то есть те, которым интересно прослушать именно не нормативный курс (для этого существуют другие лекторы и другие организации), а общие рассуждения о русском языке и его месте в мире. Среди них, как выяснилось, было и несколько лиц с филологическим образованием, которые еще в годы обучения оказались недовольными сравнительным языкознанием, отводившим русскому языку роль некоторой «языковой периферии». И когда я сказал, что собираюсь в основном заниматься философией языка и сравнивать разные языки с русским, то выяснилось, что как раз этого от меня и ждали. Поэтому все улыбнулись, а я этот момент и запечатлел на снимке.
Рис. 3. Начало лекции
Сама лекция. Обычно я читаю лекции стоя, однако в этот раз ситуация изменилась: я был сильно простужен и приложил немало усилий для того, чтобы хотя бы как-то добраться до этого помещения и провести занятие. А «производственную травму», то есть, простуду, я получил, прочитав лекцию в понедельник в ГУУ в почти нетопленной поточной аудитории на 300 мест. То есть, разумеется, отопление включено было, но у данного помещения имелись огромные, двухэтажные окна, сквозь которые свободно проходил зимний воздух. А отопление было отрегулировано на весну - у нас чиновники от теплосетей живут не по погоде, а по инструкции. Нужно было надеть пальто и шапку, но я увлеченный материалом лекции, заметил, что замерз, слишком поздно. В результате в среду после занятий я уже лежал в кровати пластом с высокой температурой, а в четверг весь день принимал лекарства и отсыпался. Поэтому и тут, во время первой лекции, Любовь мне постоянно приносила чашку горячего чая, и я иногда принимал таблетки. И хотя воспаленные связки немного басили, на отведенные 2,5 часа меня хватило.
Рис. 4. Оформление стендов, на фоне которых шла лекция
Суть лекции обычна - русский язык является величайшим наследием человечества, причем именно всего человечества, а не только собственно русских. Это - не только «индоевропейский» или «ностратический», а также «праславянский» язык - это единый человеческий язык палеолита. Более того, следы его найдены на некоторых телах Солнечной системы. И даже после создания международных языков вроде греческого, латинского и арабского, русский язык играл роль языка межнационального общения вплоть до середины XIX века. Естественно, что за тысячелетия своего развития он сумел значительно расширить и обогатить все свои подсистемы, включая лексику, фонетику, словообразование и грамматику. Хотя сами изменения накапливались по крохам, поскольку за полное сохранение языкового наследия отвечали жрецы, задача которых состояла в том, чтобы не допустить упрощения языка.
Рис. 5. После окончания занятия слушатели не торопились разойтись
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.411 секунд