В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 30, 2007

Лекция в МФТИ

Автор 17:50. Рубрика Xроника научной жизни

Лекция в МФТИ

В.А. Чудинов, фото - А.В. Попов

14 марта 2007 года в 18 часов, в помещении факультета квантовой электроники Московского физико-технического института, в большой физической аудитории на втором этаже состоялась моя лекция перед студентами и сотрудниками по поводу моих исследований в эпиграфике и истории. Лекция была организована по просьбе профессуры МФТИ, интересующейся изучением древнейшей истории.

Во время лекции
Фото 1. Во время лекции

Перед лекцией на демонстрационном столе была устроена выставка моих книг, так что присутствующие имели возможность не только взглянуть на их внешний вид, но и подержать в руках и прочитать несколько страниц, а также ознакомиться с содержанием. После вводного слова я перешел к демонстрации слайдов через проекционный телевизор на экран аудитории.

Организаторы встречи позаботились о доставки меня и моих помощников от дома до здания МФТИ и обратно, так что я имел возможность своевременно прибыть в здание и подготовить к выступлению аппаратуру.

Реакция слушателей
Фото 2. Реакция слушателей

Слушали меня весьма внимательно, записывали, фотографировали, обдумывали услышанное, кто-то дочитывал мои книги, фото 2.

Вид на зрительный зал
Фото 3. Вид на зрительный зал

К началу встречи пришло человек 40, однако постепенно число слушателей достигло примерно 75 человек. Затем так же постепенно число слушателей начало убывать. Разумеется, это относилось к студентам, старавшимся, как во время учебных лекций, сесть как можно дальше от лектора. Профессура, занявшая два передних ряда, пришла заранее, а перед уходом подходила с вопросами.

Вопросы после лекции
Фото 4. Вопросы после лекции

Разумеется, после демонстрации нескольких слайдов при выключенном общем освещении я опять включал свет и продолжал общий рассказ о том, что, к сожалению, нынешняя историография России и Европы весьма мифологизирована; надписи на древних предметах, найденных археологами, показывают наличие совсем другой истории. Русь начиная с палеолита была одним из мощнейших культурных образований на планете, и эта роль сохранилась за ней и в неолите, когда из Южной Азии, которую постигала засуха и опустынивание, хлынул мощный поток новых переселенцев. Они селились на русских землях и усваивали русскую культуру, в том числе религию и язык. Именно эти положения я и иллюстрировал слайдами.

Правда, я не рассчитывал, что при такой демонстрации кто-то захочет с ходу освоить чтение надписей. Однако один из студентов после лекции мне сказал, что хотя общий вид предметов на экране был виден довольно хорошо, детали высвечивались плохо, так что фрагменты надписей не были достаточно надежно читаемы. К сожалению, аппаратура была не моей, а институтской, а проектор был подвешен в зале на таком большом расстоянии, чтобы освещать экран во всю стену. Естественно, что детали картин выглядели тусклыми. Кроме того, картина по сравнению с экраном монитора получалась намного менее контрастной.

Однако в вопросе студента звучал скрытый упрек в том, что прямо на лекции оказалось невозможным научиться читать русские руны. Ну так моя лекция и не была предназначена для этого! Меня пригласили для того, чтобы я сделал некий обзор своего творчества; студент же понял, что его пригласили на учебную лекцию по овладению древней русской письменностью. Такого рода лекции тоже можно проводить, но лишь в рамках специального курса русской палеографии. В свое время я читал их несколько лет в Государственной академии славянской культуры.

Общение со слушателями
Фото 5. Общение со слушателями

В отличие от студентов многие из профессоров и преподавателей МФТИ присутствовали на моих лекциях не в первый раз, и их вопросы были много детализированнее, они требовали специальных исследований, которые я, счастью, успел провести к настоящему времени. Но они показали горячую заинтересованность научной общественности даже естественнонаучного направления в нетрадиционных подходах к изучению нашего прошлого. А один из выступавших, гость встречи, Николай Александрович Сорокин в своем выступлении отметил, что моя деятельность носит инновационных характер не только по содержанию, но и по методике исследования, поскольку я применяю компьютер для увеличения изображения и обращения некоторых фрагментов в цвете. И, подобно Левенгуку, мне удалось рассмотреть мельчайшие надписи, так что меня с полным правом можно назвать основоположником микроэпиграфики.

Действительно, я занимаюсь микроэпиграфикой, куда отношу исследования не только мельчайших надписей, но и надписей малоконтрастных, а также замаскированных под детали орнамента или рисунка, то есть надписей неявных. Недавно я начал работать над монографией по микроэпиграфике.

Профессура горячо поблагодарила меня за данную встречу, подарила мне книгу о Московском физико-техническом институте, сделанный в мастерских Института стакан в обозначением постоянной Планка hυ, а также пригласила на следующую встречу, теперь уже не на территории города Долгопрудный, а на территории города Москвы, где размещается факультет инноватики.

Словом, встреча прошла в тёплой и дружественной обстановке, что немаловажно, ибо именно Физтех отличается достаточно критической реакцией на выступления, и с точки зрения лектора студенты Физтеха - это довольно сложная аудитория.

Ответы на вопросы профессуры
Фото 6. Ответы на вопросы профессуры

Естественно, что любые контакты полезны для обеих сторон; я со своей стороны задумался над рядом вопросов, не только по сути сказанного, но и, в частности, по поводу демонстрируемых слайдов. Видимо, их следует укрупнить и в ряде мест сделать более контрастными.

Разумеется, мой контакт с МФТИ продолжится.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7MB | MySQL:11 | 0.283sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.444 секунд