В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 17, 2015

Писаницы реки Лены

Автор 18:58. Рубрика Чтения новых текстов

Писаницы реки Лены

В.А. Чудинов
Я давно изучаю петроглифы. Теперь очередь дошла до так называемых «писаниц реки Лены». В работе [1] говорится: «Шишкинские писаницы представляют собой комплекс наскальной живописи времен палеолита. Расположены они на скалах правобережья Лены, с поселком Качуг разделены 18 километрами, соседствуют с поселком Шишкина. Расстояние до Иркутска от Качуга составляет 248 километров или 4,5 часа пути в среднем.

lena1.jpg

Рис. 1. Охранная надпись и мои чтения неявных надписей

Шишкинские скалы сотканы мощными выступами, а также блочного типа плитами бурого и красного оттенков песчаника. Они тянутся на 2 километра вдоль реки. Древние рисунки на скалах изображены в натуральную величину и выполнены красной краской. Среди сюжетов фигурируют звери, охотники или плывущие на лодках люди. Встречаются сложные картины-комиксы, рассказывающие о длительном и сложном путешествии, военном походе, увенчавшемся победой или традиционном празднике с хороводами и плясками. Ученые пришли к выводу, что рисункам уже более 10-15 тысяч лет, они являются уникальным в своем роде «музеем» изобразительного искусства и культуры древних людей.

Согласно легенде, Шишкинские писаницы стережет божественное создание, зовется оно Хара-Ажирайем, а является хозяином сибирской реки. Его огромная голова, на которую надет боевой шлем, словно нависает над центром писаницы: лоб избороздили морщины, а брови хмурятся над впалыми глазницами, усы и борода слились воедино... каждый, проходящий мимо, должен задобрить гиганта подношениями».

По моему опыту я знаю, что все названия памятников местных племен являются более поздними по сравнению с русскими.  Поэтому я набрал в поисковике слова «Хара-Ажирай, фото» и скопировал первую же фотографию.

Хара-Ажирай. Этот текст я прочитал в социальной сети «В контакте». Наталья Папенко пишет: «Сегодня впервые за много-много учебных дней мне впервые действительно интересно писать реферат. Он по краеведению. Хорошо, что однажды увидев Лену и ее окрестности с вершин древних скал, этого уже не забудешь. Хорошо, что чем больше ответов находишь на вековые загадки, тем больше вопросов появляется. Хорошо, что хозяин приленских владений Хара-Ажирай оказался мировым парнем и многое порассказал. Хорошо, что мир такой большой и интересный, и гул древней земли еще не могут заглушить машины...» [2].

lena2.jpg

Рис. 2. «Мировой парень» Хара-Ажирай» и моё чтение надписей

Я не вполне уверен в том, что именно эта скала и является Хара-Ажираем, но поверил школьнице Наташе Папенко. И, естественно, приступил к чтению надписей.

Сначала я всмотрелся в его огромную голову, на которую надет боевой шлем, словно нависает над центром писаницы: лоб избороздили морщины, а брови хмурятся над впалыми глазницами, усы и борода слились воедино, и не нашел ни шлема, ни морщин на лбу, ни усов, ни бороды. Вообще-то, лик представляет женское лицо в правый профиль.

Я перенес этот лик на поле дешифровки справа. На глазах я прочитал слова: МАРЫ МИМА, а на уровне носа - слова: МАРЫ ХРАМ. На уровне подбородка - слова МАРЫ МИР. Как-то Мара совсем не похожа на «мирового парня» Хара Ажирая.

Продолжаю чтение, но теперь над входом в туннель или нишу в скале. Тут я читаю слова: МИР РЮРИКА. Это никак не вяжется с возрастом в 10-15 тысяч лет. А далее, на овальном камне под входом в нишу, я читаю слова МАРЫ ХРАМ. Иначе говоря, перед нами находится храм русской богини Мары, рядом с которым помещено изображение мимы Мары, и всё это создано во времена Рюрика.

Иначе говоря, перед нами - вовсе не Хара-Ажирай.

lena3.jpg

Рис. 3.  Современный вид на руины алтаря Ажирая-бухэ над реке Зулхэ (Лена)

Ажирай-бухэ. По запросу поисковика «Хара Ажирай» в альбоме фотографий интернета мне удалось найти изображение головы с большими усами. С бородой и в шлеме. Но когда я перешел на соответствующую страницу, герой был назван Ажирай-бухэ. В статье [3] был задан вопрос: Кто такой Ажирай-бухэ? - Ответ:  «Долго рассказывать. Но вот есть такие ссылки для начала:
http://www.pravda.ru/society/2005/8/26/322/20584_SHAMAN.html. Согласно легендам - это жилище одного из великих духов Ухэр. По преданию - он отец семи верхних северобайкальских ветров, а также отец Хара-Ажирая создателя дружины Черных всадников. Вместе со своим другом Харамцай-мэргэна они стали хозяевами реки Лены после своей гибели
». Итак, перед нами якобы отец героя бурятского эпоса Хара-Ажирая.

Мы видим перед собой голову мужчины анфас, с очень большими усами и, возможно, с бородой, которая сместилась вправо.  А теперь посмотрим, что можно прочитать на этом якобы бурятском герое. На самой верхушке шлема я читаю слова; РЮРИКА МИР, так что у меня сразу отпадают всякие представления как об Ажирай-бухэ, так и о Хара-Ажирае. Однако я продолжаю чтение.

На шлеме я читаю слово, написанное крупными буквами: ЯРА, а строкой ниже - слово, написанное мелкими буквами: ВОИНА. На уровне бровей: 35 ЯРА, на уровне глаз: АРКОНА, ЯРА СТОЛИТСА. Но известно, что СТОЛИЦЕЙ ВОИНА ЯРА и 35 ЯРА АРКОНОЙ являлся ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

Затем я читаю на уровне правой щеки слова ХРАМ МАРЫ, а на уровне носа и левой щеки - слова МИМ ЯРА. На уровне правого уса - слово ЭРА, чуть ниже - слово РЮРИКА, на уровне левого уса - слово СКИФА. На уровне рта - слово МАРЫ.

Таким образом, перед нами - портрет головы вовсе не мифического Ажирай-бухэ, а воина эры Рюрика из Великого Новгорода. Теперь мы можем понять, как примерно выглядел портрет воина Рюрика. Кстати, слово ЭРА я встретил впервые, и уж никак не мог подумать, что оно было известно во времена Рюрика.

lena4.jpg

Рис. 4. Хара-Ажирай как «хозяин реки», и моё чтение надписей

Но вот в одной из статей я прочитал следующее: «На скалах, протянувшихся почти на два километра можно увидеть животных, людей. В центре композиции - божество Хара-Ажирай, хозяин реки. Древний художник изобразил его голову в боевом шлеме, лицо божества украшают пышные усы. Считается, что проходящий путник должен умилостивить Хара-Ажирая небольшим подношением» [4]. И самая первая фотография выглядела так, как показано на рис. 4.

Является ли это скульптурное изображение головы Хара-Ажираем? - Не знаю. Если говорить о верхней скульптуре в левый профиль, то на ней шлема при таком ракурсе не видно, усы и борода, скорее всего, отсутствуют. Осталось только прочитать надписи.

Надписи тут образую множество строк. На 1-й я читаю слово РУСЬ, на 2-й - МАРЫ, на 3-й - ВАГРИЯ, на 4-й ЯРА, на 5-й - РУСЬ, на 6-й - РЮРИКА, на 7-й - МИР, на 8-й - И ЛИК, на 9-й - СКИФА, на 10й - МИРА, на 11 - МАРЫ, на 12-й - ЯРОВА, на 13 - МИРА. Как видим, ничего похожего ни на бурятское имя эпического героя, ни на бурятский язык или бурятскую письменность мы тут не видим.

Чуть ближе к зрителю помещен еще один мужской лик в левый профиль чуть ниже волос. На нём также не видно ни шлема, ни усов, ни бороды. А текст на нём много короче: ЯРА МИМ Е МИМ ХРАМА МАРЫ. Что означает: ЖРЕЦ БОГА ЯРА ЯВЛЯЕТСЯ ЖРЕЦОМ ХРАМА МАРЫ.

Имеется и третий лик, нависающий над рекой. Не он ли и есть «хозяин реки» Хара-Ажирай? Но и на нем нет ни шлема, ни усов, ни бороды. Верх черепа плоский, как бы срезанный. На этой скульптурной голове я читаю надпись также в несколько строк: ХАРАОНА ЯРА АРКОНА ЯРА, ЯРА РЮРИКА, МИМА КРАЯ ЯРА РЮРИКА. Иначе говоря, данная местность является одной из вторичных Аркон Яра, и, как мы видели выше, филиалом 35-й Арконы Яра.

Наконец, я читаю надписи на траве между этим третьим ликом и зрителем. Тут можно прочитать слова в несколько строк: ГОД ЯРА 508 РУСИ ЯРА РЮРИКА. Если эту датировку перевести в привычное для нас летоисчисление, мы получим: 1364 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, вторую половину XIV века. Далее я читаю слова: НА БАЙКАЛЕ. Меня удивило в данном случае наличие этого имени собственного в рассматриваемое время. И, наконец, я дочитываю этот фрагмент: ВАРЯГА МИРА ВАГРИИ МАРЫ. Тут я впервые читаю словосочетание: ВАГРИЯ МАРЫ, с которым я вовсе незнаком. Получается, что вблизи острова Руяна существовала ВАГРИЯ ЯРА, а вблизи озера Байкал существовала ВАГРИЯ МАРЫ. Меня очень порадовал этот вновь открытый географический термин.

Итак, что же дало это изображение после прочтения на нём 41 слова и одного числа? - очередное отсутствие изображения бурятского героя Хара-Ажирая. И, напротив, присутствие изображений жрецов русских богов, и названия страны - ВАГРИЯ МАРЫ. Из этого можно сделать обычный вывод: русский народ со своими святынями здесь существовал до прихода местного населения, бурят. Но когда Сибирь стала осваиваться вторично, эти памятники ошибочно приписали бурятам, которые просто пытались по-своему объяснить русские гигантские скульптуры. Было бы любопытно понять, кто же эти бурятские герои. Это я нашел в статье [5].

Герои бурятского эпоса. «Герои эхиритских родов абазай и шоно, жившим по реке Зулхээ (Лена), на Ольхоне и Приольхонье, является мужественный Хара-Ажирай-бухэ (настоящие имя Бугсэ-мэргэн), сын Укыр ноена, который сначала жил в Алари, потом на реке Лене. Это был человек, который создал легендарную боевую дружину «Хара моритон» - всадники на вороных лошадях. Хара-Ажирай-бухэ совершал со своей дружиной ответные набеги в Маньжурию и Халху, пригоняя оттуда табуны Сайн хана. Эти ответные вояжи против Сайн хана были вызваны тем, что Сайн хан, подстрекаемый Богдо ханом, претендовал на все бурятские земли и высылал войска, много раз угоняя в плен бурят. Позже он осаждал казачьи остроги. В 16-17 веках из бурятской среды выдвинулся вождь, вступивший на защиту интересов бурят. По преданиям, он был громадного роста, и по силе не имел себе равных. Последний набег стал для его войска трагическим. Погоня в 300 сабель застигла дружину в местности Урянхай хээри за Анайским хребтом, когда воины спали. Лишь Хара Алжирай да его побратим эвенк Харамцагай мэргэн, сын Унэгэна, славный потомок эвенкийский родов, живших по реке Лена, сумели избежать смерти и  поплыли по середине реки. Монголы же все время преследовали их по берегу, стреляя ядовитыми стрелами. Они так и не всплыли. Стали хозяевами реки Лена. Их именуют «Зулхэйн ноед». Они стали покровителями воинского искусства и службы, придавая обращающимся к ним смелость, подавляя трусость. Бурят и эвенк в своем посмертном бытии оба оказались в бурятском пантеоне местных покровителей. Это символ исторической дружбы между эвенками и бурятами. Герой из рода булагатов Тугалак или богатырь Убай-мэргену из рода шарлдайцев, которые стояли на страже своих родов и в многотрудных поединках отстаивали честь своего рода. Эвенкийский герой Янда-мэрген, больше известный как онгон Анда Бара Тумуршеев, один из онгонов удачной охоты. Он был лучшим стрелком и воином Западной тайги в 14-15 веках, который лишь Хурдутскому родоначальнику Зогдору проиграл в вольной борьбе и с которым они стали побратимами» [5].

Мы видим, что бурятские герои датируются XVI-XVII веками, тогда как русской эта территория была на пару веков раньше. Поняв это, я перестал искать новые примеры воплощения бурятских героев в скульптурах реки Лена, и обратился к чтению рис. 1.

Заповедник «Шишкинские писаницы». Вначале я хотел бы отобразить официальную надпись. Она гласит: «Памятник истории древней культуры. На территории заповедника всякие работы, связанные с его разрушением, запрещены. Памятник подлежит охране, как всенародное достояние».

Надпись хорошая, и я с ней полностью согласен. Однако меня озаботило то, что она нанесена как раз на сам памятник древней культуры, разрушая его. Но сначала я хотел бы показать выпуклый лик женщины слева внизу, расположенный в правый профиль. У лика очень массивная нижняя челюсть, тонкие губы и маленький нос. На уровне носа я читаю слова: МАКАЖИ МИМА.

Затем я перешел к плите между первой и второй строками официальной надписи. Слева я прочитал слова: МИР АРКОНЫ ЯРА 33. Иначе говоря, это мир коалиции Ладога-Херсонес Севастопольский. Наконец, под словом «ВСЕНАРОДНОЕ» официальной надписи я читаю слова: РЮРИКА ЯРА МАСКА НА РЕКЕ ЛЕНЕ. Иначе говоря, официальная надпись не позволяет читать подлинные древние надписи.

Можно обнаружить и еще пару ликов - они расположены на изображении Макоши. Первый, женский анфас, изображен на уровне носа. Нижняя часть лица  сдвинутся вправо относительно верхней. На уровне глаз читается слово МАРА. Второй лик анфас находится там же на уровне нижней челюсти. На нём я читаю слова: ХРАМ ЯРА.

А далее меня интересуют наиболее древние изображения. «Самые древние рисунки относятся ко времени позднего неолита (IV тыс. до н.э.) это крупные фигуры животных - оленей, лосей, кабанов. Их сохранилось незначительное число» [6]. И рядом публикуется изображение, рис. 5. Автор - Борис Слепнёв, источник - Иркипедия. Тут действительно изображены животные и лодки с гребцами и пассажирами.

lena5.jpg

Рис. 5. Одно из древнейших изображений и моё чтение надписей

Напомню, что «Немногочисленную группу составляют рисунки, относящиеся к эпохе раннего железного века (I тыс. до н.э.). Они передают реалистические образы лосей и оленей. Преобладают изображения эпохи раннего средневековья (I тыс. н.в.)., выполненные в специфичной технике протира - лошади, кабаны, лоси, верблюды, птицы, люди в коротких и длинных одеждах» [6].

Прежде всего, на рис. 5 можно видеть изображение оленя, а над ним - двух лодок: слева - с гребцами, справа - с тремя странными пассажирами. Они сделаны белой краской. Однако сначала я хочу прочитать надписи на плитах над плоской поверхностью с изображениями. Здесь выпукло изображено число 33. А если учесть надпись и дальше, то написано 33 АРКОНА. Иначе говоря, комплекс Ладога-Херсонес Севастопольский.

Далее меня заинтересовали верхние участки плит с изображениями. Надписи тут комбинированные: частично созданные красками, частично углублениями. Здесь, на левой плите я читаю слова: ХРАМЫ МАРЫ РУСИ РЮРИКА ЯРА. Это то, что я читал и на других памятниках писаниц. А затем я читаю надписи на правой плите: РУНЫ МАКАЖИ ВОИНА ЯРИКА РЮРИКА.

Еще ниже надписи сделаны фигурами рисунков. Здесь я читаю слова: 33 ЯРА АРКОНА ХАРАОНА. Но вот, что интересно: буквы этих надписей, особенно последнего слова, созданы фигурами гребцов. Но из этого следует, что буквы этих надписей и рисунки якобы железного века созданы в одно и то же время.

lena6.jpg

Рис. 6. Второе изображение оттуда же и моё чтение надписей

Древнекаменный век. «Изучая писаницы в Шишкине, можно видеть, что первыми пришли к Шишкинским скалам первобытные охотники древнекаменного века. Они поселились у подножия Первого Камня, непосредственно у самой воды, там, где теперь расположена вторая надпойменная терраса. Видимо, здесь, ряженные в звериные шкуры плясали они колдовские танцы около гигантской скальной западни и торжествовали свою победу. Первобытный художник, охотник и воин, нарисовал гигантскую фигуру своего современника, дикого коня ледниковой эпохи» [6].

Возможно, этому тексту в какой-то степени соответствует рис. 6 [6], автор фотографии которого неизвестен. Правда, на нём изображен то ли конь, то ли лось (лосиха), за которым находится человек в длиннополой одежде. С другой стороны, можно видеть стадо бегущих оленей. Кстати, на большинстве из них написано слово МАСКА, то есть, ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Центром композиции, несомненно, является лосиха и человек за ней. На крупе животного, сразу за хвостом, можно прочитать подпись: СТАРИКАНЫ ХРАМА ЯРА. Слово СТАРИКАНЫ мне встретилось впервые. Возможно, оно имеет смысл СТАРЕЙШИНЫ. Полагаю, что это - титульная надпись. Далее на лосихе я читаю на самом верху: РУНЫ РОДА МИМА МАРЫ. Под Рунами Рода понимался обычный русский буквенный шрифт, а участие мима Мары могло указывать на охоту (насильственную смерть животных). Да и на шее животного видны слова ХРАМ МАРЫ.

Меня интересует фигура человека в длинной одежде. На его посохе можно прочитать слова: ХРАМ РОДА. А на груди имеется иная подпись: КРАЙ И РУСЬ ЯРА РЮРИКА. На подоле человека имеется датировка: 3 ГОД ЯРА. В пересчёте на привычное для нас летоисчисление это создаёт дату: 859 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Так что перед нами - не палеолит и не железный век.

Последнюю любопытную надпись я читаю на уровне щели между плоскими плитами на теле лосихи. Тут написано: 35 АРКОНА ЯРА. Иначе говоря, данное изображение было создано жрецами (мимами) Великого Новгорода.

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.425sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.610 секунд