В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Август 17, 2015

Писаницы реки Лены

Автор 18:58. Рубрика Чтения новых текстов

Второй лик находится правее и его частично пересекает дуга солярного знака. Это - мужское лицо анфас с небольшим поворотом влево. У него круглые глаза, длинные, почти горизонтальные усы и небольшая бородка. На уровне волос головы и рта можно прочитать слова: МИМ МАРЫ. Иначе говоря, это - современник Рюрика, жрец Мары данной местности. И это, видимо, тоже документальный портрет.

Таким образом, перед нами - не только потрясающий памятник культуры и истории, но и памятник художественной культуры. Просто нужно судить не по явной скупой символике, а по гораздо более интересным неявным изображениям.

lena12.jpg

Рис. 12. Вид со скал на автомобильную дорогу и соё чтение надписей

Головы над шоссе. Это изображение я скопировал с фотоальбома [7]. Мы видим скалы, нависающие на большой высоте над автомобильной трассой, тянущейся сначала вдоль реки, а затем продолжающейся прямо через просеку в лесу.

Первую надпись, точнее датировку, я читаю на самом верху изображения: 38-55 ГОД ЯРА. В привычном для нас летоисчислении это означает: 894-911 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

Чтение ниже я начинаю с левого ближайшего камня, на котором написаны слова: ТО ХРАМ ЯРА. Слово ТО написано в столбик, слово ЯРА - рядом на траве крупными буквами. Надписи травой и кустарником я называю вегетоглифами. До сих пор мне встречались храм Мары, а теперь можно видеть и храм Яра.

Однако, прочитав первый вегетоглиф, я обнаружил, что ниже ими образованы многие слова в несколько строк. К своему удивлению я прочитал: ТО СКИФА ЯРА РАТИ ВОИНОВ РЮРИКА ЮЖНАЯ ВОСТОЧНАЯ СТОЛИТСА. - Вот это новость! Оказывается, у Рюрика имелось несколько столиц, причем даже на востоке, из которых данная столица считалась южной.

Разумеется, меня заинтересовало, как она называлась. Теперь я решил показать, как выглядел любой фрагмент с надписями средними буквами (крупные буквы видны и так). И я прочитал: СЛАВЯН ВАГРИИ МАРЫ АРКОНЫ 35 ВОЙСКА ЯРА РЮРИКА В АЗИИ. Здесь подтверждается моё предыдущее чтение данного региона как ВАГРИИ МАРЫ, а также сообщаются новые сведения: в этой новой Вагрии Мары утверждается новая 35-я Аркона Яра (видимо, как азиатский филиал Великого Новгорода). Однако, к сожалению, я пока не знаю, какой именно современный город являлся этой столицей. Не исключено, что Иркутск.

На этом я заканчиваю чтение надписей, приведя из работы [6] историческую справку: «Как памятник древнего наскального изобразительного искусства Шишкинскую писаницу открыли в 18 столетии, сделано это было руководителем Великих Северных экспедиций Миллиром. По его инициативе некоторые рисунки перерисовал художник Люрсениус, но мировая слава настигла петроглифы только в 20 веке, после публикации материалов о них академиком Окладниковым.

В конце XX в. писаница была повторно изучена иркутскими археологами Л. В. Мельниковой и В.С. Николаевым. С применением новых научных методик сканировано 1762 изображения на 298-и плоскостях скального массива. Самые древние рисунки относятся ко времени позднего неолита (IV тыс. до н.э.), это крупные фигуры животных - оленей, лосей, кабанов. Их сохранилось незначительное число.

Следующую группу петроглифов представляют рисунки, относящиеся к эпохе бронзы (III- начало I тыс. до н.э.) это изображения байкальских нерп, медведей, оленей, быков, странных мифических животных лодок орнамента хвостатых антропоморфных фигур с лучами над головой. Часть из них окрашена бордовой охрой.

Немногочисленную группу составляют рисунки, относящиеся к эпохе раннего железного века (I тыс. до н.э.). Они передают реалистические образы лосей и оленей. Преобладают изображения эпохи раннего средневековья (I тыс. н.в.)., выполненные в специфичной технике протира - лошади, кабаны, лоси, верблюды, птицы, люди в коротких и длинных одеждах.

Группа рисунков относится к первой половине II тыс. н.э. Они выполнены тонкими царапанными линиями и лёгким протиром и передают образы диких копытных животных домашних верблюдов, змей, всадников, знаков, жилищ, деревьев.

Последняя группа рисунков - различные надписи, изображения соборов и церквей, христианские восьмиконечные кресты, парусные кораблики, ведомые лошадьми, они датируются XVI - XIX вв.

Благодаря стараниям А.П. Окладникова и иркутского археолога П.П. Хороших ещё в 1948 г. знаменитая писаница под названием «Шишкинская шаманка» была поставлена на государственный учёт и охрану, но и сейчас этот уникальный археологический памятник страдает от варварских действий несознательных туристов.

Анализ писаниц показывает, что Шишкинские скалы являются своеобразным зеркалом, в котором отразилась вся сложная и многокрасочная история Ленского края и Прибайкалья. Здесь рассказывается не только повседневная жизнь, не только борьба за существование, но и мироощущение древних людей, их духовный мир, созданные ими идеи, древние мифы и легенды.

Древнекаменный век. Изучая писаницы в Шишкине, можно видеть, что первыми пришли к Шишкинским скалам первобытные охотники древнекаменного века. Они поселились у подножия Первого Камня, непосредственно у самой воды, там, где теперь расположена вторая надпойменная терраса. Видимо, здесь, ряженные в звериные шкуры плясали они колдовские танцы около гигантской скальной западни и торжествовали свою победу. Первобытный художник, охотник и воин, нарисовал гигантскую фигуру своего современника, дикого коня ледниковой эпохи.

Неолит. Много веков спустя, когда исчезли прежние бескрайние тундры и степи, простиравшиеся от Байкала до Ледовитого океана, Шишкинские скалы окружила тайга. Неолитические обитатели поселились на том же мысу. Здесь же у самого берега  они хоронили умерших, сопровождая их всем необходимым для жизни на том свете личным имуществом: костяными кинжалами с каменными лезвиями, каменными шлифованными топорами и горшками-дысокурами. В их сознании в мировоззрении  и мифах на первом месте стоял зверь, но теперь это хозяин тайги - лось.

Бронзовый век. Это время важных перемен древних времен Прибайкалья, время возникновения патриархально-родовых общин. Перед нами проходят странные и чудовищные образы. Плывут целые процессии лодок, направляющихся в Мир Мертвых. Изображения шаманских бронзовых штандартов, которые служили воплощениями духов умерших предков-шаманов, воображаемых защитников и могущественных покровителей.

В изображениях бронзового века отражены культурные связи со странами Востока и Запада. До берегов Лены дошли идеи и мифы земледельческих племен Скандинавии бронзового века. Образ  космического чудовища, глотающего солнце и луну, показывает, что около Шишкинских скал чувствовалось дыхание культуры Восточной Азии.

Первый век нашей эры. В это время происходят события, в которых скрещиваются судьбы народов Востока и Запада. Орхонские тюрки, завладев Монголией, ведут борьбу с Китаем и всеми соседями. За временем империи орхонских тюрков следует уйгурская эпоха на Орхоне. На протяжении тысячи лет, вплоть до монгольского нашествия, тюркские племена были соседями восточных славян. В наскальных рисунках отражена основа курыканов - скотоводство, коневодство, охота. Писаницы дают представление об одежде и общем облике самих курыканов, в них отражена общественные отношения и социальная структура.

В писаницах Шишкинских скал звучат мотивы начальной саги якутского народа - мифа о праотцах якутов Омогое и Эллее. Буряты почитают Шишкинские скалы как местопребывание реки Лены Хара-Ажирая и Харамцай Мэргэна, миф о которых в основе является почти точной копией якутской легенды, рассказывающей о появлении предков якутов на Средней Лене.

XI век нашей эры. В Прибайкалье проникают первые монгольский переселенцы, родиной которых были степи Монголии и Забайкалья. Встертив на Ангаре  и Лене тюрков монголы частично вытеснили их вниз по Лене, где они дали начало Якутам. Остальные же аборигены вошли в состав новго этнического целого - бурятских племен. Приход монгольских племен отразился в писаницах, изображающих сцены перекочевок, в изображениях древнемонгольских юрт с высокой шейкой на крыше.

В некоторых небольших заметках имеются добавления: «Последняя группа петроглифов представлена надписями, иллюстрациями культовых сооружений и церковной атрибутики - соборов, крестов; парусными судами, лошадьми - их датируют 16-19 веками. Наиболее известной среди Шишкинских рисунков является композиция каравана с обозами и всадниками со знаменами, ученые считают, авторами явились люди времен миграции курыканских племен на Лену. Исторический шедевр Всадника со знаменем повторен на сегодняшнем гербе Якутии (Республики Саха), а также является ее государственной эмблемой с начала 90-х годов. Шишкинские писаницы наделены статусом культурного памятника мирового значения, памятник охраняет государство. Когда-то скалы украшало почти 2 тысячи рисунков, до наших дней дошла треть. Виной тому природный фактор - пыль, осадки, детонация дорог; а также антропогенный фактор - неосторожность туристов и осознанный вандализм».

Комментарии недоступны.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.12MB | MySQL:11 | 0.260sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

управление:

. ..



65 запросов. 0.410 секунд