В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 19, 2007

Лик малой Мары в Центре обучения ЭФКО под Алексеевкой

Автор 11:53. Рубрика Пещерные храмы и монументы

Лик малой Мары в Центре обучения ЭФКО под Алексеевкой

В.А. Чудинов

Центр обучения ЭФКО (Эфиромасличной компании) под Алексеевкой Белгородской области (в 17 км от города) я посетил в середине июля 2005 года. Целью моего приезда было ознакомление с теми памятниками ведической религии русских, которые были приобретены руководством этого предприятия, весьма заинтересованного в сохранении памятников древнейшей истории Руси. Одним из наиболее интересных объектов на территории этого Центра был небольшой монумент «каменной бабы», установленный на холмике недалеко от его корпусов, рис. 1. Для понимания размеров монумента я сфотографировал его в присутствии человека как маркера масштаба.

mara1.jpg

Рис. 1. Монумент малой Мары на территории центра

Со скульптурной точки зрения монумент выполнен с прекрасным знанием анатомии, чего в большинстве случаев у ведических скульптур не бывает. Поза передает пропорции большеголовой женщины со сложенными ниже пояса руками, где ладони держат друг друга; голова наклонена вперед, ноги, судя по положению бедер, слегка расставлены. Поза передает скорбь. Лицо, как и у большинства встреченных мною до этого скульптурных монументов, не моделировано, то есть, отсутствуют глаза, нос, губы, брови, уши и волосы. Судя по иконографии - перед нами портрет славянской богини болезней, смерти и загробного мира Мары. Однако данную атрибуцию пока, до анализа надписей, следует принимать как предварительную.

Материал монумента мне сначала показался вулканическим туфом, содержащим массу отверстий; однако после внимательного рассмотрения фотографии я понял, обратив внимание на бедра, поверхность которых местами гладкая, что на самом деле перед нами - светлый песчаник, только весьма проточенный глубокими гравировками и выпуклыми буквами, а также изображениями. Именно эти многочисленные следы обработки поверхности режущими инструментами и создают впечатление пористого материала.

Замечу, что в 2005 году поездка в Алексеевку была моей первой полевой экспедицией, так что опыта чтение надписей на реальных объектах у меня не было никакого. Более того, к этому времени я еще ни разу не видел скульптурных изображений Мары и плохо представлял себе ее иконографию. Тем не менее, на месте я смог прочитать несколько букв и оказался в состоянии атрибутировать монумент именно как изображение богини Мары. Пригласившие меня руководители Центра полагали, что я смогу в течение пары месяцев после поездки обработать фотографию поверхности богини и прочитать находившиеся на ней надписи, однако в то время сами надписи мне представлялись столь мелкими, а их количество - настолько большим (по меркам того времени, когда столь большие объемы эпиграфической деятельности мне выполнять еще не приходилось), что я отложил чтение текстов монумента не неопределенный срок. Теперь, спустя два года, я уже вполне подготовлен для выполнения подобного задания.

mara2.jpg

Рис. 2. Монумент малой Мары спереди и мое чтение надписей

Чтение надписей показано на рис. 2, где слева дано увеличенное изображение богини. Сначала я читаю надписи на голове, где выделяю несколько фрагментов. На самом нижнем я читаю слова ЛИК МАРЫ, что подтверждает мою атрибуцию монумента. Чуть правее я читаю пояснение - В КАМНЕ; подобное словосочетание встречено мною впервые и означает, видимо, синоним слов КАМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА. Иными словами, если нужно передать смысл ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ, наши предки должны были бы написать слова ЛИК В ДЕРЕВЕ. Справа я читаю слово МАРА, в центральной части - МАЯК, ХРАМ, МАСКИ, наверху - МИР ЯРА. Таким образом, здесь не только приводится подтверждение данной выше атрибуции богини как Мары, но данный лик назван маяком, то есть, весьма приметным ориентиром на пути к основному храму, а также самостоятельным храмом. Это последнее означает, что на данном лике должны находиться барельефы богов, причем не только самой Мары, на которые можно было бы молиться.

То же самое изображение головы было бы любопытно рассмотреть и в обращенном цвете; его я помещаю чуть ниже. На двух центральных фрагментах я читаю слова МАСКИ ХРАМА МАРЫ. У меня сразу же возникает вопрос, какого рода эти маски. Из предыдущего опыта я знаю, что маски могут быть двух видов: реальные, которые можно снять с данного камня (но в таком случае камень называется МОСТ), и те, которые изображены на самом камне в виде барельефов. Поскольку надписи МОСТ я на камне не нашел и, кроме того, горизонтальных поверхностей, на которые можно было бы положить реальные маски, данный монумент не содержит, остается вторая возможность. Тем самым слово ХРАМ, применимое к данному лику, конкретизируется. Более того, если на верхнем фрагменте можно снова прочитать слово МАРА, то на нижнем - ХРАМ МАРЫ. Таким образом, данный лик одновременно является и самостоятельным храмом.

Чуть выше рук на теле находятся наиболее крупные буквы изображения, титульная надпись. Она выполнена двумя способами: короткое слово написано углубленно-плоскими, как бы вдавленными буквами, тогда как более длинное - буквами чуть более тёмного оттенка. В последнем случае скульптор снял верхний слой камня, как бы кору, и дошел до слоя более интенсивной окраски. Эти два титульных слова - ЛИК МАРЫ. Полагаю, что они нанесены на наиболее заметную часть изображения.

На правой врезке я продолжаю исследовать поверхность монумента. Я проецирую сюда правое плечо Мары (от зрителя слева) и нахожу на нем во-первых, надпись на фрагменте в черной рамочке МАСТЕРСКАЯ МАРЫ, а, во-вторых, первый из барельефов, который я обвожу белой рамочкой. При перенесении изображения вниз я его обрезаю по контуру и обнаруживаю лицо, которое на первый взгляд похоже на мужское. Однако надпись, выполненная на лбу, гласит МАРА, а слева от глаз - ЯРА; следовательно, перед нами - барельеф самой Мары. В таком случае череп выглядит очень высоким (как бы с водянкой головы), глаза посажены близко, нос короткий, рот с тонкими губами имеет горестно опущенные вниз складки, образуя букву М, а на верхней губе и на подбородке имеется растительность в виде усов и бороды. Данный облик - довольно отталкивающий. Вместе с тем, в нем заключается подтверждение названия ХРАМ: да, действительно, данный монумент содержит барельефы.

Ниже я исследую левое плечо богини (от зрителя справа), где находится еще один барельеф. На нем можно прочитать слова МИМ ЯРА (на носу и щеках). Здесь мы видим, напротив, очень маленький лоб, неестественно близко посаженные глаза, проваленный нос, полуоткрытый рот с двумя торчащими сверху клыками, и большой подбородок. Эта маска тоже весьма карикатурная.

Затем меня интересуют изображения на бедрах. На правом бедре (слева от зрителя) изображено лицо бородатого и усатого мужчины с очень близко посаженными глазами. О чертах лица сказать трудно, поскольку свет падает так, что их почти не видно. Очень светлая надпись на носу гласит: ЛИК ЯРА. На левом бедре можно видеть изображение в виде барельефа усатого человека с очень окладистой бородой и курносым носом, мечтательно смотрящего вверх из-под головного убора. Это - МАСКА ЯРА, о чем написано на самом лике, а рядом слева пояснено: МИМЫ ЯРА.

Если данные барельефы являлись антропоморфными масками, то на голове богини справа внизу можно выделить зооморфную, а именно львиную маску Яра в виде льва. На этой львиной морде можно прочитать надпись: МАСКА МИМА ЯРА. Таким образом, слово ХРАМ, начертанное на богине, нас не обмануло: на голове и теле можно было выявить не менее пяти ликов, представляющих собой маски Яра и Мары. Полагаю, что их тут больше, однако пока еще мой глаз не может их выявить.

mara3.jpg

Рис. 3. Монумент малой Мары сзади и мое чтение надписей

Далее переходим к рассмотрению вида сзади, рис. 3. На первом фрагменте, представляющим собой низ головы, я читаю надпись ЯРА МАСКИ и полагаю, что это - титульная надпись для тех барельефов, которые нам откроются ниже. В обращенном в цвете правом нижнем фрагменте этого участка головы можно прочитать продолжение: ХРАМА МАРЫ. Таким образом, автор монумента нас предупреждает о том, что задняя поверхность богини должна содержать повышенное количество барельефов.

Второй фрагмент мною выделен как срез на уровне плеч. Тут можно выделить изображение некой зверушки слева, на которой написано МАРЫ ЯРА ЛИК. Мне уже попадалось изображение различных неизвестных зверушек в качестве масок Мары; здесь эти изображения пополняются еще одной фантасмагорией. Возможно, что на данном фрагменте чуть правее можно выделить еще одно лицо анфас с большими ушами, крючковатым носом и большим полукруглым подбородком, однако я не отважился представить еще одну карикатурную Мару.

Затем я выделяю центральный фрагмент с большим отверстием непонятного назначения. Чуть левее и выше этого отверстия располагаются в виде барельефов два человеческих лица в профиль, смотрящие друг на друга. Левый профиль с маленьким лбом, большим греческим носом (без ямки переносицы), впалым ртом и большим подбородком, имеет на уровне волос и ниже надпись МИМ МАРЫ. На него смотрит лицо улыбающегося мужчины с глазами на выкате, правильным прямым носом и также очень большим подбородком; рот также весьма велик. Подпись гласит: МИМ МАРЫ ЯРА. Оба изображения, несомненно, карикатурные.

Изображение, которое я пометил номером 4, находится на позвоночнике между лопатками. Оно представляет собой как бы изобразительную лигатуру, соединение двух лиц, где левое дано в профиль, а правое - в ¾. Левый лик имеет необычно длинный и острый нос, смотрящий вниз, а также клиновидный подбородок; не исключено, что это - борода. Правый лик с неменьшим носом представляет собой искаженное гримасой страдания женское лицо с полуоткрытым ртом. Полагаю, что оба изображенных лица передают маску Мары. Хотя это, возможно, и не карикатуры, но некоторые диспропорции на них присутствуют.

На третьем же фрагменте можно выделить еще два изображения почти на одном и том же месте, слева от отверстия. Сначала мне показалось, что это - голова льва в ¾, смотрящая влево, что я показал вместе с отверстием на врезке. Но при другом разделении данной поверхности (как бы переразложении изобразительного слоя) получается львиная морда с полуоткрытым ртом и торчащими клыками уже меньшего размера, также в ракурсе ¾, смотрящая вправо. Это последнее изображение, маска Яра, является вполне реалистическим.

Пятый фрагмент я выделяю справа от отверстия. Чуть правее и выше него можно видеть мужское улыбающееся лицо с открытым ртом, массивным носом и острым подбородком, напоминающее Мефистофеля. Изображение гротескное, но реалистичное. Несомненно, это - вид мима. Прямо под ним можно видеть зооморфный лик Макоши - голову ревущей медведицы в профиль, повернутую вправо. Шерсть на шее образует вполне уместное здесь слово, МАКОЖЬ. Написание имени этой богини через О говорит об относительной молодости монумента Мары. Часть лика Макоши оказывается включена в правое изображение старика с окладистой бородой, в котором узнаются черты бога Рода. Надпись на переносице это подтверждает, РОД. Таким образом, перед нами - композиция уже из трех масок.

Справа внизу - большое изображение странного существа, похожего на голову льва, но с проваленным носом. Надпись гласит: МИМ. А справа от него имеется более мелкое изображение, передающее в ¾ карикатурно округлое лицо человека с надписью ЯРА МИМ. Наконец, слева внизу имеется соединение сразу трех ликов; крайние даны в профиль, тогда как центральный - анфас. Над правым глазом центрального лица надпись МАСКА, над левым - ЯРА МИМ. Все три барельефа передают карикатурные лица.

Таким образом, надпись ЯРА МАСКИ ХРАМА МАРЫ полностью подтвердилась: мне удалось выявить не менее 14 отдельных ликов и заподозрить пятнадцатый, хотя, как я полагаю, я выявил их опять далеко не все.

mara4.jpg

Рис. 4. Монумент малой Мары сбоку и мое чтение надписей

Вид малой Мары сбоку показан на рис. 4. Здесь я сначала выявляю тройной лик в верхней части плеча, где читаю надпись МИМ ЯРА. Справа вверху маска изображает лицо молодого человека с довольно правильными чертами; у него открыт рот. Маска слева представляет собой лицо старика с низко расположенным ртом и средних размеров бородой, маска внизу частично включает бороду верхней маски в качестве лба и представляет собой карикатуру старика с косо расположенными глазами, граненым носом и сдвинутым вправо скорбным ртом.

Далее я вычленяю фрагмент, расположенной на правой руке ниже. Он представляет собой маску старика с раздвоенной бородой и сросшимися бровями, изображенного в ¾, и достаточно реалистичной. Надпись над правой бровью образует слово МАСКА, на переносице - МИМА, ниже - ЯРА.

Я выделяю еще два изображения; одно находится на освещенной части головы в месте перехода головы в плечо. По-моему, тут изображено два лика одновременно, где один, левый, смотрит влево, а другой - вправо. Надпись гласит: ЯРА МИМ. Другое изображение - на левой части ближайшего к зрителю бедра - изображение старика с очень большой бородой-мочалкой. Таким образом, сбоку можно вычленить не менее 6 новых барельефов.

Обсуждение. Монумент-храм, то есть, скульптурный лик, содержащий барельефы, мне встретился впервые; о том, что такие скульптуры могут существовать, я прежде не подозревал. Вместе с тем, мне удалось выделить на этом лике не менее 20 барельефов, изображающих Макошь (ревущая голова медведицы), Рода (старик с окладистой бородой), Яра (зооморфный лик в виде головы льва и антропоморфный в виде головы мужчины средних лет), многочисленных ликов Мары (в том числе и совершенно фантастических) и ликов мимов (часть из которых была карикатурной). Назначение карикатурных масок мимов мне пока непонятно.

Впервые обнаружены также двойные или тройные маски, а также маски с условной границей деления, где зритель может разделить изображение на две части по своему произволу, получая совершенно различные изображения. Вообще, барельефы, утопленные в саму основную скульптуру, напоминают мне древний способ записи текстов без пробелов между словами, где деление на слова, иногда специально подобранные так, чтобы можно было разделить текст двояко или даже трояко, напоминает деление изображений на отдельные лица. Это говорит не только о высоком мастерстве древних ваятелей, но и об их большом чувстве юмора, о возможности создания гротескных, карикатурных и фантастических образов.

Заключение. К сожалению, происхождение данного монумента выяснить не удалось. Известно лишь, что его привезли откуда-то с севера Украины несколько лет назад. С тех пор он хранится под открытым небом в тени деревьев, рис. 5.

mara5.jpg

Рис. 5. Монумент Макоши на ландшафте

Остается лишь поблагодарить руководство учебного Центра ЭФКО за бережное хранение ценной исторической реликвии, и за теплый прием, который мне был оказан - меня специально вызвали из Москвы как специалиста по древнейшей русской письменности и как исследователя ведической религии.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.04MB | MySQL:11 | 0.424sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.583 секунд