В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 17, 2007

Лик медведицы на горе Бештау

Автор 20:14. Рубрика Пещерные храмы и монументы


Храм Макоши изнутри. На обороте второй фотографии О.Ф. Ольховский пишет: «Вход в храм Макоши на горе Бештау. Явно морда медведя». Совершенно с ним согласен, рис. 7.

Общий вид панорамы гор из храма Макоши
Рис. 7. Общий вид панорамы гор из храма Макоши

Действительно, изнутри очень хорошо видна каменная голова медведицы. На ее носу явно видны надписи; этот фрагмент фотографии в увеличении я воспроизвожу на рис. 8. В прямом цвете на темном синем фоне черные надписи видны не очень контрастно. Тем не менее, можно прочитать такие надписи, как РУНА МАКОЖИ и ХРАМ МАКОЖИ. Первая надпись удостоверяет, что на изображении медведицы действительно имеются надписи руницей, вторая - что упомянутый О.Ф. Ольховским храм действительно является храмом Макоши.

При обращении данного изображения в цвете можно обнаружить еще одну любопытную надпись: ДАР ЯРА МАКАЖИ. В данном случае слово МАКАЖЬ стоит не в привычном родительном падеже, а во впервые встреченном дательном. Возможно, что тут оба слова следует понимать в широком смысле слова, как ДАР ЮГА - СЕВЕРУ, то есть, как ДАР КАВКАЗА РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. Такого рода надписи мы еще не встречали.

Монументальная скульптура медведицы. Под храмом Макоши находится монументальная скульптура медведицы, рис. 9. Возникает впечатление, что белая медведица повернула голову вправо, чтобы осмотреть свой правый бок и заднюю часть, откуда поднялась правая задняя нога, чтобы почесать правую лопатку, и куда постоянно приходят посетители и оставляют современные надписи. Из них видны такие: «РЕКА РУДНОГО И МЕ..Т». Для более подробного чтения древних надписей необходимо иметь большее увеличение фотографии, что достигается на рис. 10.

Чтение надписей на скульптуре медведицы. Сначала рассмотрим тыльную сторону скульптуры медведицы, рис. 10. Здесь в рамочках можно прочитать надписи ХРАМ РОДА (этот храм, очевидно, высекал само изображение, отчего оно получилось довольно схематичным, без криволинейных обводов) и ХРАМ МАКАЖИ (дважды). Последняя надпись говорит о том, кто являлся собственником данной скульптуры. Действительно, если скульптура представляет собой зооморфный лик Макоши, то и ее обладателем выступает храм Макоши.

Надписи на носу медведицы и возле ее глаза
Рис.8. Надписи на носу медведицы и возле ее глаза

Теперь можно перейти к рассмотрению надписей на камне перед головой медведицы и на голове и передней части туловища медведицы, рис. 11. Камень перед головой расположен наклонно и на его плоской поверхности надписи не видны. Зато их можно усмотреть внизу, на торцевой стороне. Они гласят: МАРЯК ЯРА. Такое словосочетание нами встречено впервые. Обычно камни МАРЯКИ или МАРЯКИ устанавливались перед храмом Мары, откуда и получили свое название. В данном случае, однако, роль столба перед храмом Яра такой мелкий камень играть не может. Но, возможно, таким «столбом» является монументальная скульптура медведицы? Не исключено, однако это предположение следует проверить.

Сначала рассмотрим фрагмент в черной рамочке. На нем можно прочитать надпись: МАРЯК ЯРА. Таким образом, действительно, в качестве маряка выступает не мелкий камень, а именно вся монументальная скульптура.

Для окончательной проверки прочитаем также надпись на голове данной скульптуры. Надпись гласит: МАКАЖИ, ЯРА. Таким образом, действительно, зооморфный лик МАКАЖИ являлся маряком ЯРА. Так что наше предположение выдержало проверку.

Обсуждение. При ближайшем рассмотрении якобы «храм солнцепоклонников» оказался пещерным храмом русского ведизма (язычества). Основным объектом здесь оказывается храм Яра, не обнаруженный исследователем. Не исключено, что вход в него находится либо под скульптурным монументом медведицы, либо где-то поблизости, но ниже храма Макоши. Таким образом, перед нами находится полноценное пещерное языческое святилище, но малых форм (по сравнению со святилищем в болгарском горном селе Иваново или со словенским храмом в Альпах). В это святилище входит храм Рода (в виде скального холма; не исключено, что внутрь него ведет подземный ход), храм Макоши (пещеры со входом в виде буквы V и свисающей сверху головой медведицы), храм Мары (напротив храма Макоши в виде склепа; здесь же размещается и мастерская Мары) и храма Яра ниже всех с маряком Яра в виде монументальной скульптуры медведицы.

Медведица под храмом Макоши
Рис. 9. Медведица под храмом Макоши

До сих пор малые формы пещерных храмов нам известны не были. Теперь мы их получили. Вероятно, возраст таких храмов не старше неолита, когда возникает культ Яра. Интересно отметить, что появление Яра как ипостаси Рода и постройка в честь него самостоятельного храма не отменяет присутствие храма Рода как также самостоятельного и наиболее крупного сооружения.

Заметим, что если крупные пещерные храмы представляли собой более или менее единый ансамбль пустот в горном массиве, то малый пещерный храм состоит уже из отдельных скальных образований с отдельными входами в каждое помещение. Это сближает их, например, с более поздними каменными или кирпичными сооружениями, где монастырь также состоит из комплекса отдельных зданий с отдельными входами. Так что малый горный храм представляет собой некоторую промежуточную архитектурную

форму между выемками и пустотами (как в крупных пещерных храмах) и постройками (как в период каменного и кирпичного строительства). А монументальная скульптура медведицы в качестве маряка Яра, а также медвежья голова, свисающая сверху при входе в храм Макоши, явно обрабатывались снаружи, а не изнутри, как было принято в ходе выработки пустот в пещерных храмах. Так что рассмотренный храмовый комплекс предлагает большую пищу для размышлений в плане эволюции человеческой архитектурной и строительной деятельности.

Чтение надписей на тыльной стороне скульптуры медведицы
Рис. 10. Чтение надписей на тыльной стороне скульптуры медведицы

Заключение. Остается поблагодарить автора описаний и снимков Олега Федоровича Ольховского за предоставление очень интересного и важного материала по пещерным храмам. Теперь, после чтения надписей, стало ясно, какое из скальных образований являлось храмом какого бога. Вместе с тем, стало ясным и другое - практически все храмы кроме храма Макоши не имеют явного входа и, скорее всего, не посещались прохожими и туристами со времени их закрытия. Полагаю, что, как это обычно бывает, эти входы не просто замаскированы, но и не сулят попавшим в них людям ничего хорошего до тех пор, пока не будет получено разрешение на их посещение со стороны духов, которые стерегут входы. Впрочем, скорее всего внутри можно было бы обнаружить гравировки или рисунки животных, возможно, и богов, с молитвенными подписями. Внутренности пещер Франции в департаменте Дордонь вдоль реки Мозер дают нам представление о том, что обычно изображалось внутри пещерных храмов. Качетво таких изображений в неолите обычно было хуже, чем в палеолите.

Мое чтение надписей на камне перед медведицей и на ней самой
Рис. 11. Мое чтение надписей на камне перед медведицей и на ней самой

С другой стороны, приведенные изображения показывают, как много может сделать любитель русских древностей, патриот своей страны, если он просто сфотографирует внешний вид наших древнейших храмов и даст хотя бы краткое пояснение каждому изображаемому объекту. Так постепенно может накопиться целая фотолетопись наших древнейших храмов.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.14MB | MySQL:11 | 0.186sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.343 секунд