В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 14, 2007

Лики из Словении, связанные с Перуном

Автор 11:24. Рубрика Славянские боги

Лики из Словении, связанные с Перуном

В.А. Чудинов

Я уже опубликовал несколько изображений из книги Севера (1), и продолжаю их публиковать. Теперь я рассмотрю антропоморфный и зооморфный лики Перуна.

Изображение из хорватской Славойи
Рис. 1. Изображение из хорватской Славойи

Черная фигура. Еще одно изображение, опубликованное Л. Севером на с. 117, относится уже не к селу Шкоцьян, а к хорватской Славойе. Левая рука изображения отбита, но нет сомнения в том, что она должна располагаться так же, как и правая. В таком виде она будет очень похожа на ряд фигурок, найденных в Новгороде, которые я определил как принадлежащие славянскому богу Перуну. Возможно, что и данная скульптура изображает Перуна, однако для этого необходимо прочитать надписи, что на весьма черном камне сделать было очень трудно. Тем не менее, я эти надписи прочитал. Я вычленил из низа головы и из шеи по фрагменту и прочитал соответствующие надписи: ПЕРУНА МАСКА. Это означает, что перед нами - не фигура Перуна (тогда бы руки фигуры были бы молитвенно сложены на груди), а маска в половину роста. Вообще говоря, Перун был богом различного рода наказаний, видимо, поэтому его маску изготовили из почти черного камня. Далее можно прочитать слова ХРАМА, МАСТЕРСКАЯ и вновь ПЕРУНА. Сочетание слов МАСТЕРСКАЯ ПЕРУНА мне известно, однако как выглядел храм Перуна, я пока не представляю. Во всяком случае, в данной книге это уже вторая маска: существовала лицевая маска Рода, теперь мы познакомились с маской Перуна в половину человеческого роста.

Каменный змей. Эта фотография приведена у Л. Севера на той же с. 162 с подписью венетскими буквами ЛОБЯНСКИЙ МОКРАС. Словом МОКАС в Прибалтике называли священные камни, что восходит к имени, которое чаще всего читалось на подобных камнях, МОКАШЬ, то есть МАКОШЬ. Переход от формы МОКАС к форме МОКРАС можно объяснить так называемой «народной этимологией», когда неясное по значению слово за счет добавления лишнего звука становится понятным. В данном случае священный камень стал пониматься как МОКРЫЙ, поскольку действительно, на ряде камней Макоши имелись углубления, в которых после дождя собиралась вода, которая применялась для лечения. Но вода с камней других богов не собиралась.

Камень-змей
Рис. 2. Камень-змей

В таком случае слово ЛОБЯНСКИЙ передает название местности, некие ЛОБЯНЫ, то есть ХОЛМЫ. В принципе, можно догадаться, какой именно бог скрывался в таком зооморфном облике. В России схожее существо, а именно ЯЩЕР (каменный или деревянный) передавал зооморфную ипостась Перуна. Полагаю, что и в данном случае мы имеем дело с тем же существом, хотя и в облике змеи.

Для чтения сначала берем фрагмент над глазом, где белыми буквами на сером фоне читаем слово ВОРОВСКОЙ. Затем исследуем участок, свободный от темных деталей, и на нем обнаруживаем слово ГАД. Наконец, на нижней челюсти из нескольких одинаковых надписей читаем только две со словом ПЕРУН. Таким образом, наше предположение подтверждается, и перед нами хотя и не ящер, а змей, но ВОРОВСКОЙ ГАД ПЕРУН. Слово ГАД для обозначения рептилий нам уже встречалось, однако слово ВОРОВСКОЙ для характеристики преступной деятельности этого бога - еще нет. Напомню, что словом ВОР в древности называли не профессионала, специализировавшегося на кражах (он назывался ТАТЬ), а преступника любого рода. Отсюда и название ВОРОВСКОЙ (то есть КРИМИНАЛЬНЫЙ) ЖАРГОН.

Теперь, после знакомства с зооморфным обликом Перуна как змея и его названия ВОРОВСКОЙ ГАД становится понятным, почему население Руси не смогло принять культ Перуна как основного бога, предложенный Владимиром, и почему лики Перуна, хотя и в антропоморфном виде, повсюду были сброшены в воду. А также почему, как говорят многие мифы, Перуновы идолы поплыли, да еще против течения.

Обсуждение. Антропоморфные лики Перуна из России часто имеют вид мужчины, упирающего руки в боки в виде буквы Ф. Точно такое же изображение мы встречаем и в Словении, хотя сохранилась только правая рука. Но, видимо, левая рука упиралась не в бок, а в голову, так что буква Ф получалась асимметричная. Лицо смотрит перед, глаза изображены очень крупно. Поза у изображения явно не молитвенная, а как бы размышляющая.

Зооморфные лики Перуна в России часто изображали дракона, надпись на котором гласила ЯЩЕР. В Словении мы видим иную ипостась - змея, который назывался ГАД ВОРОВСКОЙ. Вероятно, это два разных зооморфных облика, принадлежавших к разным эпохам. Вспомним, что такого рода чередования были и у других богов: Велес сначала имел облик вепря, затем бурого медведя; Род - льва и утки, Мара - козлика и коровы, Яр - быка и сокола. Пока трудно понять, какой из двух обликов Перуна, змея или ящера старше. Для этого требуются новые исследования.

Заключение. Книга Леопольда Севера существенно пополняет наши сведения о славянских божествах недавнего прошлого, видимо, периода античности.

Литература

Sever Leopold. Iskal sem prednamce. Dokazi in razmišljanje o starožitnosti slovencev na dolenjskem zahodu. Ljubljana, Turjak: samozal., 2003, 168 р

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.03MB | MySQL:11 | 0.479sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.650 секунд