В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 17, 2007

Лики Рода из Этрурии

Автор 12:43. Рубрика Славянские боги

Лики Рода из Этрурии

В.А. Чудинов

Известно, что зооморфным ликом бога Рода был лев. Поэтому не стоило ни малейшего труда заподозрить в скульптурных изображениях львов из Этрурии именно бога Рода. С условием, разумеется, что надписи на скульптурах будут подтверждать эту атрибуцию.

Львы из туфа.
Рис. 1.Львы из туфа.

В качестве примера я привожу иллюстрацию 16 (РАТ, с. 47) с изображениями львов из туфа, найденных в Вульчи и отнесенных к концу VI века до н.э. Высота около 58 см, длина порядка 80 см. В настоящее время скульптуры хранятся в Риме, в Грегорианском музее этрусков.

Чтение надписей на голове правого льва. Изображение головы правого льва крупным планом показано на рис. 2. Сначала я читаю складки над губой справа от носа. На верхней складке можно прочитать слово ДЛЯ, на средней - ЯРА ЛИК РОДА. Таким образом, перед нами находится действительно лик Рода, изготовленный для храма Яра.

Надписи на нижней строке выглядят светлыми на темном фоне, но обращение в цвете здесь не помогает, поскольку негатив оказывается слишком темным. Тем не менее, написанное слово прочитать можно, и оно будет несколько необычным: МАЙСТЕРСКИЯ, то есть, МАСТЕРСКАЕ. Вероятно, так произносили данное слово этруски. Напомню, что в современном украинском языке слово МАСТЕР произносится как МАЙСТЕР; примерно так же произносят это слово и немцы. Получается, что впервые оно зазвучало как МАЙСТЕР у этрусков.

На этом, однако, предложение не заканчивается, а продолжается на верхней губе льва, где можно прочитать слова ЯРА И ХРАМА РОДА. Таким образом, львов делали, видимо, по канонам храма Рода (ведь лев - это зооморфный облик Рода), но в храме Яра, который был в античности и Средневековье главным богом славян.

Чтение надписей на голове правого льва
Рис. 2. Чтение надписей на голове правого льва

Любопытна и надпись на носу льва: ЛЕВ КАК РОДА ЛИК. Такого рода надпись мне встречается впервые. Прежде на льве можно было прочитать слово РОД, и этого было достаточно. Иными словами, писалось только имя божества. Теперь же мы видим целое развернутое предложение, утверждающее, что лев как раз и является ликом Рода.

Далее я читаю слова на левой брови льва. Хотя часть букв здесь наложена друг на друга, образуя лигатуры, однако прочитать данное словосочетание оказывается возможным. Оно гласит: МАСТЕРСКАЯ ЯРА. Понятно, что мастерская Рода участвовала в создании львов чисто номинально: только дала образцы, а самим изготовлением занималась мастерская храма Яра.

Достаточно богата словами борозда, отделяющая голову льва от шеи и имеющая иной, голубоватый цвет. Здесь читается такое словосочетание: ЯРА И РОДА МИМА ИКОНКА. Таким образом, данный лев не был просто храмовым украшением: он полагался как миму Рода, так и миму Яра в качестве иконки, на которую они должны были молиться. Слово ИКОНКА у этрусков я встречаю впервые.

Продолжение этой борозды раздваивается. На одном окончании я читаю слова ЛИК ЯРИН, на другом - ЛИК РОДОВ. Первую надпись я понимаю как утверждение, что данная иконка принадлежит храму Яра, но вовсе не является зооморфным обликом Яра (таким ликом был тур), тогда как лев действительно отражает зооморфную ипостась бога Рода. Опять-таки, весьма приятно мне было встретить притяжательные прилагательные от имен Яра и Рода.

Три зуба справа как крупные светлые буквы на темном фоне образуют слово ЯРОВА (на рисунке я его не воспроизвел), а как мелкие буквы создают надпись РУССКИЙ ХРАМ (вторая буква С и буква К - зеркальные). А на углублении языка под этими тремя зубами можно прочитать слова ЯРОВА РУСЬ, то есть, Средиземноморье. Наконец, левый глаз содержит лигатуру руницы с чтением БОГЪ, а далее слова ЯР И РОД.

Мое чтение надписей на лапах
Рис. 3. Мое чтение надписей на лапах

На лапах правого льва можно прочитать слова ЛИК ЯРА И РОДА, с которыми мы уже сталкивались. Но на фрагменте между лап в прямом цвете читается слово МИМ, а в обращенном - слово ИЛИЯ, впрочем, не очень уверенно. Вероятно, речь идет об имени собственном мима, для которого были изготовлены эти львы.

Я не рассматриваю заднюю часть льва, которая содержит аналогичные надписи.

На голове левого льва также можно прочитать ряд надписей, рис. 4. Так, под ухом бросается в глаза весьма яркая надпись ЯРА. На верхней губе льва читается сравнение: ЛЕВ КАК ЛИК, а на верхних зубах - ЛЕВ ЯРА. Складка над верхней губой содержит слова ЛИК РОДА. На языке можно прочитать пояснение: ЯР В ЛИКЕ РОДА. Таким образом, данные надписи целиком повторяют предыдущие, на правом льве.

Ради интереса один фрагмент шеи я обратил в цвете и повернул на 900 вправо. Здесь я прочитал всё те же слова: ЯР КАК РОД. Все эти надписи не оставляют ни малейшего сомнения в том, что перед нами находится зооморфный лик Рода, предназначенный для храма Яра. И, разумеется, понять, что археологи придерживаются совершенно другого мнения. Это мнение я сейчас воспроизведу.

Стражи усыпальницы. Так называется 16-я глава небольшой книжки Анетт Ратье об этрусках, которую я сейчас процитирую. «Как уже было сказано, этруски создавали монументальные терракотовые скульптуры. В Италии римляне первыми научились обрабатывать мрамор и применять его для статуй и храмов. Этруски же высекали статуи из туфа, вулканической породы, залегающей под землей в большей части Этрурии. Это очень рыхлый по сравнению с мрамором материал, непригодный дл отделки деталей, лощения и полировки.

В Вульчи и Тарквинии имелись залежи сероватого туфа, именуемого ненфро, из которого изготовлялись саркофаги и скульптурные изваяния для могильников. Эти стражи могил были очень распространены в Греции, и в наши дни там их можно ещё увидеть, например, в древнем некрополе в Афинах. В Тарквинии из камня высекались также двери могильников. Они изготовлялись из ненфро, украшались барельефами в стиле восточных влияний, фризами с изображениями животных (см. экземпляры, сохранившиеся в Музее Тарквинии). До нас дошло много образцов крупных скульптур, сделанных в Вульчи и окрестностях. В основном это фантастические животные типа кентавров, сфинксов, грифонов, морских чудовищ. Излюбленным сюжетом было изображение пары львов (илл. 16) по обе стороны от входа в усыпальницу. Эти огромные животные не похожи на изящных хищников, которых мы привыкли видеть на многочисленных фресках в гробницах Тарквинии. Воспроизведенные здесь львы больше напоминают огромных собак. Эти фигуры ведут свое происхождение от скульптурных изображений каменных львов, характерных для Северной Сирии.

Мое чтение надписей на голове левого льва
Рис. 4. Мое чтение надписей на голове левого льва

Такое впечатление усиливается гривой вокруг головы в форме ошейника, а также тем, что края пасти свешиваются с двух сторон языка, создавая ощущение выделения пены и слюны. Лев был одним из самых популярных мотивов у этрусков в VII и VI веках до н.э., хотя эти животные никогда не жили в Италии» (РАТ, с. 46-47).

Как видим, львы оцениваются только с точки зрения изобразительного искусства. Об их культовом, религиозном назначении практически у всех исследователей нет даже робкого предположения.

Антропоморфный лик Рода. В этой же книге можно увидеть и антропоморфный лик Рода, рис. 5. Он помещен на обложке книги и не поясняется. Но в тексте книги можно найти иллюстрацию 23, на которой он же изображен не фронтально, а в ¾, и здесь имеется подпись: «Саркофаг из туфа. Тарквиния, начало III века до н.э. (Тарквиния, национальный музей)» (РАТ, с. 61). Таким образом, это изображение находится на верхней части саркофага некого умершего. Посмотрим, что же на нем написано.

Прежде всего, я читаю надписи на левой щеке, которую я выношу на поля в увеличенном виде. Здесь можно прочитать слова: РИМ, РОД ЯРА. Это означает, что до того, как данная скульптура попала на верх саркофага в Тарквинию, она находилась в Риме, в храме Яра, и представляла антропоморфный собой лик Рода. Чуть ниже можно прочитать в прямом цвете слово ХРАМ, а в обращенном - слово ЯРА. Так что данная скульптура действительно принадлежала храму Яра.

Мое чтение надписей на бюсте Рода
Рис. 5. Мое чтение надписей на бюсте Рода

На складках одежды можно прочитать подтверждение предыдущим чтениям: тут написано и в одном месте РОД ЯРА, и в другом месте РОД ЯРА, и слова ХРАМ ЯРА, и даже РИМ. Так что все эти чтения можно считать более или менее надежными.

На другом изображении той же скульптуры (РАТ, с. 61, илл. 23), я читаю надписи на основании, видимом с торца. Самая крупная надпись слева представляет сбой лигатуру, где можно выделить такие слова, как ЯРА ХРАМ, а также РОД ЯРА, РИМ. Они повторяют и подтверждают предыдущие чтения. Внизу на том же фрагменте можно прочитать еще одну надпись РИМ.

Верх того же фрагмента в обращенном цвете содержит те же слова, ЯРА ХРАМ. Ниже, на саркофаге, по крайней мере, дважды на сложной лигатуре можно прочитать слова ЯРА. Всё это не оставляет ни малейшего сомнения в том, что когда-то данная скульптура принадлежала не частному захоронению, а храму Яра в Риме.

Обсуждение. Пояснения Аннетт Ратье показывают, что львы, которые являлись зооморфными ипостасями ведического бога Рода, а также его антропоморфное изображение в виде мужчины на саркофаге принадлежали храму Яра, располагавшемуся в Риме. Однако позже львы были перенесены к частному захоронению в Вульчи, тогда как антропоморфный лик попал в Тарквинию, и также стал деталью частного захоронения. Таким образом, перед нами открывается приватизация храмовых ценностей центрального для Этрурии храма Яра в Риме какими-то частными лицами.

Мое чтение надписей на основании скульптуры
Рис. 6. Мое чтение надписей на основании скульптуры

Именно последнее обстоятельство и дало повод археологам рассматривать религиозные изображения как украшения на надгробьях частных лиц. Нам же оно повествует о волне мощной секуляризации, имевшей место в этрусском обществе. Поскольку наиболее ранним является применение львов для частных саркофагов (VI век до н.э.), то, надо полагать, к этой дате процесс секуляризации завершился. Очевидно, этруски полностью соблюдали принесенную из Руси веру предков в славянских богов, особенно в Яра, весь VIII век до н.э.; в VII веке эта вера пошатнулась и постепенно стала приходить в упадок, тогда как в VI веке до н.э. она уже не играла никакой роли, а храмовые реликвии были разобраны частными лицами для удовлетворения собственных нужд, например, для их использования в качестве надгробий.

Если этот наш вывод правомерен, то становится понятным, почему этруски еще пару веков спустя потерпели сокрушительное поражение от римлян - настолько сильное, что Этрурия сначала была оккупирована Римом, а потом и вообще исчезла как этнос. Если народ теряет свою религию, а вместо нее принимает иную, то спустя пару веков он перестает существовать сначала в виде определенной страны, а затем и в виде этноса. То же самое позже произошло и с Римом, который в начале IV века н.э. принял христианство, а уже в V-м веке Западная Римская империя перестала существовать.

Хотелось бы также отметить, что, несмотря на шероховатость поверхности туфа и выбоины, связанные с нанесением надписей, антропоморфный лик Рода представляет собой настоящее произведение религиозного искусства, и отличается весьма высоким реализмом в передаче человеческих черт на лице и торсе. Однако того же нельзя сказать о зооморфном облике Рода, где преобладают не эстетические и реалистические, а, напротив, традиционно-условные черты.

По сравнению с изображениями Рода других этносов этрусские лики отличаются настолько своеобразными чертами, что мысли об их религиозной принадлежности действительно не приходят в голову.

Заключение. Рассмотрение ликов Рода Этрурии не только существенно пополнило иконографию славянских богов, причем великолепными экземплярами, но и указало на наличие процессов десакрализации в этрусском обществе вскоре после завоевания им господствующих позиций в Северной Италии. Этот процесс, на наш взгляд, предопределил дальнейшую деидеологизацию Этрурии, и, как следствие, сдачу позиций Риму сначала в военном отношении, затем в политическом, и, наконец, в этническом плане. Народ, растаскивающий храмовые лики в личные усыпальницы, уже не может быть монолитом; его развратила частная собственность.

Литература

РАТ: Ратье Аннетт. Этруски. 700 лет истории и культуры. Областное правительство Лацио-Италия, 1989, Дага, 63 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.99MB | MySQL:11 | 0.193sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.334 секунд