В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Июнь 20, 2007

Лики Яра из Этрурии

Автор 09:54. Рубрика Славянские боги

Лики Яра из Этрурии

В.А. Чудинов

После того, как выяснилось, что антропоморфный лик Рода из Этрурии напоминает обычное надгробье, мое отношение к этим изображениям поменялось. Я понял, что в Этрурии изображения богов могут быть обычными статями, которых отличают только подписи. В этом я убедился, посматривая изображения из книги Аннетт Ратье (РАТ, с. 45, рис. илл. 25), рис. 1.

Голова бога Яра из Этрурии и мое чтение надписей
Рис. 1. Голова бога Яра из Этрурии и мое чтение надписей

Изображение сопровождает подпись: «Портретная голова из терракоты (Турмс из Вейи). Высота 37 см. Вейи, около 50 года до н.э. (Рим, музей виллы Джулия)». Голова изображает молодого мужчину с большими нарисованными глазами и несколько перекошенной улыбкой. Волосы заплетены в две косички, на голову надета шапка.

Именно с шапки мы и начнем чтение надписей. Наверху шапки имеется углубление, где в овальной рамке явными белыми буквами написано слово ЯР, рис.1. Чуть ниже и левее, уже неявно, начертано то же слово, ЯР. А чуть правее под тем же овалом можно прочитать слова МИР ЯРА. Таким образом, не остается никаких сомнений - перед нами скульптурная голова русского ведического бога Яра.

Та же скульптура в другом ракурсе и мое чтение надписей
Рис. 2. Та же скульптура в другом ракурсе и мое чтение надписей

Слова МИР ЯРА можно прочитать и на нижней кромке шапки, в центре, под двумя выше рассмотренными надписями. А на пространстве между шапкой и локонами волос читаются слова ЛИК ЯРА. Так что перед нами - лик молодого и красивого Яра.

На лбу надписи наложены друг на друга; чуть выше написано РУНЫЙ, чуть ниже РУНИЙ, что означает РУННЫЙ, то есть, снабженный надписями. Под правой бровью над правым глазом можно прочитать слова ЯРА МИР. Наконец, справа на шапке, сразу вдоль верхнего края, читается надпись МАСТЕРСКАЯ ЯРА.

На рис.2 (РАТ, с. 45, рис. 22) показана та же голова, но в профиль и в черно-белом изображении. На шее имеется нижний блик, на котором явно читается слово ЯР. На блике шеи левее и выше при повороте на 900 вправо читается то же слово ЯР. В самом низу шеи белым на темном фоне и очень ярко написано слово LATIN. Оно выбивается из стиля прочих надписей не только своей яркостью, но и одинаковостью букв по высоте, развороту и межбуквенному расстоянию, а также латинскому шрифту. Возникает впечатление, что это - надпись современных археологов с атрибуцией находки.

Прямо под этой надписью располагается другая, тоже светлая на темном фоне, меньшей яркости и того же стиля, что и все остальные. И она гласит: ЯР. Слева от нее можно прочитать так же светлые слова на темном фоне - МАСТЕРСКАЯ ЯРА. Наконец, между шапкой и копной волос читаются слова ЯРА ЛИК. Словом, мы имеем тот же набор надписей, что и при виде анфас.

Скульптура якобы Авла Метелла и мое чтение надписей
Рис. 3. Скульптура якобы Авла Метелла и мое чтение надписей

На рис. 3 изображена скульптура якобы Авла Метелла (РАТ, с. 20, рис. 12). Подпись гласит: «Бронзовая статуя Авла Метелла, около 100-80 гг. до н.э. (Флоренция, Археологический музей)». К сожалению, на данной скульптуре эта надпись не показана, а из чтения аналогичных надписей на других этрусских памятниках я понял, что чтение этрускологов было неверным. За редким исключением на явных надписях имена вообще отсутствуют. Поэтому я решил найти неявные надписи на самой скульптуре, и мне это удалось, рис. 3.

Прежде всего, внизу шеи имеется довольно крупная надпись светлым на темном фоне - написано слово ЯР. Эту же надпись, но как очень черную можно видеть правее и выше левого глаза, ЯР. Наконец, она видна как малая надпись светлым на темном фоне вверху шеи, справа от падающей от нижней челюсти тени. Также читается слово ЯР. Так что сомнений не остается, перед нами - опять русский дохристианский бог Яр.

Мне кажется, что множество слов нанесено на постамент скульптуры, который я рассматриваю отдельно, рис. 4. И действительно, здесь можно прочитать массу неявных надписей.

Мое чтение надписей на плите постамента
Рис. 4. Мое чтение надписей на плите постамента

Самая нижняя кромка плиты содержит в виде бордюра одну и ту же по смыслу надпись: ЯРОВ МИР, ЯРА МИР, ЯРА МИР. Вероятно, тот же смысл слов и у более высокой кромки плиты, где я читаю только один фрагмент, обведенный черной прямоугольной рамкой: ЯРОВ МИР. Поддается чтению и интерпретации блик на передней кромке сандалия левой ноги; в обращенном цвете видно, что тут написано ЯРОВ МИР. Таким образом, набор надписей на данной скульптуре идентичен тому, что мы прочитали на изображении отдельной головы.

Обсуждение. В этрусском искусстве изображение богов доходит до такой ступени реализма, что современные исследователи принимают их за скульптуры частных лиц, и иногда даже якобы устанавливают их имена. Наиболее почитаемым богом того периода был Яр, поэтому неудивительно, что наиболее выразительные позы и наиболее одухотворенные лица должны были сопровождать именно изображения Яра. И это мы действительно наблюдаем. Все изображения богов, как Рода, так и Яра, изготавливались в мастерской храма Яра.

При рассмотрении изображений Рода мы пришли к выводу о том, что по каким-то причинам эти лики довольно рано были приватизированы. Возможно, это было связано с прекращением по каким-то причинам культа Рода. Что же касается Яра, то его вторая скульптура, в полный рост, датируется очень поздним временем, 80-ми годами до н.э. Очевидно, что еще в это время существовал храм Яра и его мастерские.

Также обращает на себя внимание повторяющаяся надпись МИР ЯРА, хотя мы ожидали бы увидеть повторение других слов, ЛИК ЯРА. Это говорит о том, что Яр почитался в Этрурии, прежде всего, как бог - покровитель всего Средиземноморья. И, что любопытно, отдельная его голова одета в цивильный головной убор, во что-то типа берета, а не в шлем. Да и статуя в полный рост не содержит никаких намеков на его воинские функции - у него нет ни меча, ни кинжала, ни копья, ни щита, ни доспехов, ни шлема. Из этого можно сделать вывод о том, что Яр почитался именно как бог - хозяин Мира Яра, а не как бог войны, хотя МАРС (М-АР-С) у римлян стал именно выразителем воинской доблести.

Следует отметить и то, что если до сих пор мы видели изображение ведических богов Этрурии, выполненные из туфа или из терракоты, то стоячая статуя отлита из бронзы. До сих пор бронзовых скульптур богов нам не встречалось.

Становится также понятным происхождение ряда римских богов. Они были заимствованы с самого начала не из каких-то дальних экзотических стран, а непосредственно из русского пантеона благодаря мощнейшему воздействию на Рим этрусской культуры.

Заключение. Идея переатрибуции части этрусских скульптур как изображений дохристианских русских богов, а не как портреты частных лиц, оказалась плодотворной. Это позволяет надеяться на то, что со временем можно будет выявить пластическое решение этрусками задач отображения в камне и бронзе и других богов русского ведического пантеона.

Литература

РАТ: Ратье Аннетт. Этруски. 700 лет истории и культуры. Областное правительство Лацио-Италия, 1989, Дага, 63 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.99MB | MySQL:11 | 0.216sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

управление:

. ..



20 запросов. 0.391 секунд