В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 8, 2014

Каменные бабы из Мариупольского музея

Автор 14:01. Рубрика Славянские боги

Каменные бабы из Мариупольского музея

Чудинов В.А.

Давно я не публиковал изображений каменных баб с дешифровкой надписей на них. Но вот 16 февраля 2014 года мне пришло 5 траншей с фотографиями каменных скульптур и небольшой запиской: «Здравствуйте. Прошу переслать Чудинову В.А. фото из Мариупольского краеведческого музея. Возможно, что-то его заинтересует. С уважением, Валентина Зиновьева». Разумеется, изображения изваяний, сделанных нашими предками, мне были всегда интересны.

mariupol1.jpg

Рис. 1. Титул книги археолога С.А. Плетнёвой

Подход археологов. Понятно, что археологов интересует только общий вид каменной скульптуры, на которой они не видят никаких надписей. Когда-то я тоже, следуя за этой традицией, почти ничего не видел на скульптурах. Но со временем я научился читать на них надписи.

В качестве примера моя читательница прислала мне изображение шмуцтитула книги С.А. Плетнёвой «Половецкие каменные изваяния» с рядом прорисовок скульптур спереди, сбоку и сзади, как показано на рис. 2. Книга была издана издательством «Наука» в 1974 году, но для меня этот уровень археологии ассоциируется с серединой ХХ века. Для меня археологи подобны детишкам, которые могут разглядывать картинки, но не способны читать надписи.

mariupol2.jpg

Рис. 2. Прорись «Половецкой каменной бабы» из Ждановского музея

Понятно, что на виде спереди (анфас) можно видеть некоторые черты лица, детали вооружения и воинской экипировки. Так, на показанном на рисунке образце № 323 видно, что изображен усатый воин в округлом шлеме (шлем прослеживается на видах со всех трёх сторон), на лице можно даже заподозрить существование бороды.

На груди воина видно пересечение двух вертикальных и одного горизонтального ремня, а на местах пересечения - бляхи, вероятно, они были металлическими. Руси, хорошо моделированные, держат какой-то прямоугольный предмет вертикально. Видны полы кафтана, из-под которых торчат укороченные ноги, обутые, вероятно, в сапоги. На виде сбоку можно предположить наличие прямого длинного вертикального меча.

Понятно, что никаких надписей на изваянии археологи не видят.

mariupol3.jpg

Рис. 3. Первая из «каменных баб» Мариупольского музея

Первая «каменная баба». Мне было прислано несколько десятков изображений «каменных баб», одно из них показано на фотографии. Я специально подогнал размер фотографии под размер зарисовки Плетнёвой. Та же очень крупная голова, возможно, в шлеме; те же укороченные ноги и тот же прямоугольный вертикальный предмет в руках. Словом, для С.А. Плетнёвой это - один из обычных археологических артефактов, на котором можно проставить порядковый номер, сделать зарисовку в трёх видах, приложить  описание в один абзац - и благополучно забыть. Ничего интересного.

Однако для меня это - весьма интересный пример в качестве текст. Чтобы его увидеть, достаточно показать изображение в ту величину фотографии, которая была прислана, а также усилить контраст изображения, и прочитать надписи, как в прямом, так и в обращенном цвете. И вот что у меня получилось.

mariupol4.jpg

Рис. 4. Моё чтение надписей на голове

Я полагаю, что на голове находится максимальное количество надписей. Чтобы не путать надписи в обращенном цвете, я обвожу фрагменты с ними черной рамочкой. Чтение я начинаю с макушки головы. Там находится опоясывающая темечко словосочетание, которое я читаю как СКИФИЯ ЯРА. Таким образом, для автора надписи было важно не то, кто именно населяет данную местность в данное время, а как называется местность. Нынешняя Украина - это Скифия Яра.

Ниже, примерно на лбу, я читаю слова в обращенном цвете: МАСКА МИМА ЯРА. Вообще говоря, МАСКА - это изображение, но МАСКА МИМА - это ШЛЕМ.  Вероятно, ШЛЕМ ЯРА - это шлем сферической или яйцевидной формы. Еще ниже в прямом цвете я читаю слова МИР ЯРА и подозреваю, что это - РИМ ЯРА. Иначе говоря, эти народы могли быть в некотором подчинении Риму, который сам подчинялся тогда Арконе (именно поэтому он назывался Мир Яра).

Ниже на лбу, примерно на том месте, где у шлема обычно проходит горизонтальная полоса, слева от светлой пятиконечной звезды (символ удачи, как и свастика), в прямом цвете читается словосочетание АРКОНА ЯРА. Оно говорит многое, прежде всего то, что и сама скульптура, и вооружение воина делалось в Арконе. - Ниже можно разглядеть рельеф лица: круглые глазки, очень приплюснутый, почти африканский нос, слегка перекошенный небольшой рот и бородку клинышком. Таким образом, перед нами - лицо не женщины, но бородатого мужчины, воина.

Ниже на лбу можно видеть цифру 300 датировки, однако я тут ее читать е буду (я прочту ее ниже, на бороде), зато тут читается надпись самыми крупными буквами, гласящая: РУСЬ ЯРА, а левее, в прямом цвете, АРКОНА. Итак, отпадают все сомнения: перед нами - изделие Арконы. Здесь же, на уровне глаз, читаются слова СЛАВЯНЕ ЯРА. Таким образом, половецкие воины - это СЛАВЯНЕ.

На уровне носа я читаю слова МИР РИМ, так что именно в это время МИР ЯРА начинает пониматься как РИМ РУСИ ЯРА. Слева на уровне рта в прямом цвете читаются слова ВОИН ЯРА. Как я понял, анализируя надписи Иерусалима, перед нами, скорее всего, КАВАЛЕРИСТ. Пехотинец, если бы он был изображен в скульптуре, должен был бы иметь надпись ВОЙ РОДА.

Наконец, я добрался до еще одного чтения даты на бороде. Она - та же самая - 300 ГОД ЯРА. В привычном для нас исчислении - это 1157 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Датировка вполне соответствует хронологии других изделий Арконы, например, «древнегреческих» статуй. Наконец, на правом плече в прямом цвете я читаю слова ХРАМ ЯРА - привычное для меня место изготовления монументов в Арконе.

Далее я перехожу к чтению надписей на груди воина.

mariupol5.jpg

Рис. 5. Моё чтение надписей на груди воина

Сначала я рассматриваю изображения. Сначала я на ряде фрагментов, обведенных белой рамочкой, выделил ряд ликов. Но интересную запись я прочитал на верхнем среднем фрагменте и чуть левее: ВОИН РОДА. А ниже я прочитал надпись на другом фрагменте: ХРАМ ЯРА. На правом верхнем фрагменте я прочитал слова РАТЬ и РУСЬ ЯРА. На ряде изображений написано МИМ ЯРА.

Наконец, очень интересна надпись на фрагменте, обведенном черной рамочкой на животе воина. Она гласит: СЕ СКИФИЯ. А в черной рамочке наверху живота скульптуры, я читаю еще одну датировку: 355 ГОД ЯРА. Полагаю, что здесь Аркона Яра существовала 55 лет, с 300 по 355 годы Яра. А в привычной для нас хронологии - С 1157 ПО 1213 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Как видим, ситуация примерна такая же, как и в других вторичных Арконах. Только вторая дата есть, скорее всего, дата создания данной скульптуры.

mariupol6.jpg

Рис. 6. Моё чтение надписей на нижней части воина

А здесь на верхнем фрагменте я читаю уже несколько иные даты: 306-503 ГОД ЯРА. Это соответствует в привычной для нас хронологии датам 1162-1359 ГОДАМ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. А это, скорее всего, дата существования ближайшей вторичной Арконы. Пока я не знаю, где она находится.

Затем я читаю надписи на фрагментах, расположенных ниже. Итак, на фрагменте чуть ниже я читаю: ВО РУСИ ЯРА. Еще ниже я читаю еще раз слова ВОИН ЯРА. И, наконец, в самом низу я читаю слова АРКОНА ЯРА. Эта надпись тут появляется во второй раз. Очевидно, что вторичная Аркона Яра находится где-то поблизости.

Понятно, что ближайшим городом к данной скульптуре является тот город, в котором данные скульптуры находятся, то есть Мариуполь. Поэтому я постараюсь рассмотреть в первую очередь геоглиф города Мариуполя.

mariupol7.jpg

Рис. 7. Геоглиф Мариуполя и моё чтение надписей

Геоглиф Мариуполя. Есть ли на геоглифе (высота над уровнем моря - 7 км) надпись АРКОНА ЯРА? К моей радости, есть! Эта надпись занимает по диагонали весь центр геоглифа. Так что моё предположение здесь оправдывается.

Но хотелось бы видеть и дополнительные надписи. Наверху, на верхнем фрагменте я читаю датировку: 300 ГОД ЯРА. Это вполне совпадает с датировкой других вторичных Аркон. Внутри центрального фрагмента я читаю слова ХРАМ ЯРА. Слева, на небольшом фрагменте, обведенном черной рамочкой, я обвожу первую букву С, правее которой я читаю слова: СЕ ЯРА СТОЛИТСЯ, иначе говоря, ВОТ СТОЛИЦА ЯРА. Могу сказать, что такой надписи я не ожидал. - Ну, и наконец, в самом низу я обвёл черной рамочкой первую букву С другой надписи: СКИФИЯ ЯРА.

Таким образом, я действительно нашел новую, четырнадцатую вторичную Аркону на берегах Азовского моря, а именно Азовскую Аркону.

mariupol8.jpg

Рис. 8. Еще одно изображение «бабы» и моё чтение надписей

Вторая каменная «баба». На изображении второй каменной «бабы» я сначала читаю в обращенном цвете верхнюю часть с небольшим сдвигом вправо. Тут написано: МАСТЕРСКАЯ МАРЫ У ПОЛЕ. Что такое МАСТЕРСКАЯ понятно, но выражение МАРЫ У ПОЛЕ я понимаю как  МАРЫ В ПОЛЕ  с диалектным употреблением предлога У в качестве В. Если вспомнить, что юг Украины в древности называли «Диким  Полем» или «Гуляй-Полем», то выражение МАРЫ В ПОЛЕ можно понимать как ХРАМЫ МАРЫ НА ЮГЕ СКИФИИ. А если все три слова МАРЫ У ПОЛЕ соединить вместе, то получится название города: МАРЫУПОЛЕ - МАРИУПОЛЬ.

А наверху внутри фрагмента, обведенного черной рамочкой, можно прочитать в прямом и обращенном цвете слова ВОИН ВОЙСКА СКИФСКАГО. Эту надпись я считаю титульной, то есть, подписью памятника павшему скифскому воину. А под ней я читаю в прямом цвете слова СКИФЫ ВСЕЯ РУСИ МАРЫ. Насчёт всея Руси Яра я наслышан. А вот относительно ВСЕЯ РУСИ МАРЫ я прочитал впервые.

Далее я читаю надписи на поясе. Над ним видна светлая полоска надписей, которую я читаю в обращенном цвете: ХРАМ ЯРА МАРЫ. МИМ И МАСТЕРСКАЯ. А чуть ниже в прямом цвете можно прочитать слова МАСКА-МАЯК МАРЫ, что можно понять, как МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА ПОКОЙНИКА.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.05MB | MySQL:11 | 0.185sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апрель    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.338 секунд