Рис. 7. Мое чтение надписей на вершине камня
Надписи на наиболее верхней части камня. Этот фрагмент камня показан на рис. 7. Здесь в черной вертикальной рамочке я читаю слова СТОЛБ МАКЪШИ (слово МАКЪШИ написано руницей), во второй черной рамочке – слово ХРАМА, в белой рамочке – слово МАРИИ. Еще раз слова ХРАМА МАРИИ можно прочитать в черной рамочке в левой части рисунка. Теперь ясно название данного сооружения: это СТОЛБ МАКОШИ ХРАМА МАРИИ, МАСКИ (ЖРИЦЫ) МАРЫ.
Данная надпись имеет большое значение. Я постоянно провожу мысль о том, что в современной науке многие исконно русские слова заменены словами чуждыми, иногда в силу первой находки, иногда специально во вред язычеству. Мне удалось показать, что вместо несвойственного русской вере слова ИДОЛ древние славяне использовали слово ЛИК, и собирались не на КАПИЩЕ, а в ХРАМЕ, даже если он был открытым, представляя собой просто круглые площадки земли на местности. В закрытом храме вместо слова НЕФ использовалось слово СТОЛПНАЯ. Теперь настала очередь и замена слова МЕНГИР на слово СТОЛБ. В моей книге (ЧУД, с. 477) встретились слова СТОЛБ и СТОЛБОВ КОЛОС, а на с. 478 – ЦАРЬ-СТОЛБИК. Однако тогда я не придал этому должного внимания.
Рис. 8. Мое чтение надписей на лике Мары
Теперь я полагаю, что наличие столба перед храмом было обязательным. Более того, возможно, столб затем перешел в христианскую колокольню и исламский минарет.
Лик Мары. Центральная часть столба изображена на отдельном снимке в более крупном масштабе и достаточно резко. Теперь лик Мары виден во всех деталях.
Мара изображена очень скуластой, и ширина ее лица больше высоты. Хорошо просматривается ее левый глаз на правой стороне изображения. Носа практически нет, зато рот с очень длинной тонкой губой, печальный, но с поднятыми уголками, придающими ему злорадную улыбку, прорезан очень четко. Рамочкой я обвел фрагмент с мелкими надписями, МАРЫ ХРАМ и МАРА. Продолговатыми рамочками я обвел слова МАСТЕРСКАЯ и МАКАЖИ. Поскольку никакого другого лика на всех остальных фотографиях не прослеживается, можно предположить, что первоначально в данной местности существовал храм Мары, который, однако, со временем был преобразован в храм Марии.
Рис. 9. Мое чтение надписей на макушке камня
Надпись на макушке камня. На рис. 6 отсутствует макушка камня. Нет ли там какой-то интересной надписи? О. Ф. Ольховский сделал фотографию, на которой видна эта макушка, рис. 9. В прямом и обращенном цвете в рамочке на ней читается слово ХРАМ, а чуть ниже – в прямом цвете можно прочитать и слово МАРЫ, и слово МАРИИ. В обращенном цвете читаются слова ХРАМ МАРИИ. Полагаю, что слова ХРАМ МАРИИ были добавлены позже. Таким образом, подтверждается, что храм Мары постепенно преобразовался в храм Марии. В своей работе (ЧУД) я уже говорил о том, что культ Марии является промежуточным между культом Марии как жрицы Макоши в язычестве и девы Марии как Богородицы в христианстве. Теперь мы видим на данном примере, что Мариинскими становятся прежние храмы Мары.
Вид с запада. Вид верхней части камня с запад показан на рис. 10. Первое чтение оказалось повторяющим предыдущие, …СКАЯ МАКАЖИ, то есть, МАСТЕРСКАЯ МАКОШИ. Однако ниже надписи становятся интереснее.
Сначала я читаю не очень интересную надпись в прямом цвете в черной квадратной рамочке МСТИРСКАЯ, то есть, МАСТЕРСКАЯ. Но вот в белой рамочке в обращенном цвете надпись читается несколько необычно: МАЯК, МАРЫ ХРАМ. Слово МАЯК мне встречается впервые, тогда как столб перед храмом действительно напоминает маяк. Но каково происхождение данного слова? Словарь М. Фасмера дает такую этимологию: «от маять, маю» (ФАС, с. 586). Последние слова, мне в русском языке совершенно неизвестные, связываются с маятою и со смыслом «мучения» или «нарушения» (ФАС, с. 587). Но слово МАЯК никак не возможно понять, как чье-то «мучение» или «нарушение». С другой стороны, отрицается близость с древнеиндийским словом МАЙУКХАС со смыслом «скала» и с новоперсидским МЕХ в том же смысле (ФАС, с. 586). Отсюда можно заключить, что ученым-этимологам пока неясно происхождение этого слова, и сведение его к «маяте» – чисто формальная процедура, за которой нет смысла. Этимологию этого слова еще предстоит выявить. – Зато еще раз слово МАЯК я читаю в черной вытянутой по горизонтали рамочке. Тем самым, подтверждается предыдущее чтение.
Рис. 10. Верхняя часть камня на виде с запада и мое чтение надписей
Еще одно чтение МАЯК, уже третье, находится в маленькой прямоугольной черной рамочке. Но самый потрясающий текст оказался справа внизу, почти на южной стороне камня. Там, в двойной рамке, я прочитал слово МАРЯК. Именно МАРЯК, а не МАЯК и не МОРЯК. И сразу всё встало на свои места. Что такое МАРЯК? Это – столб МАРЫ. Следовательно, и слово МАЯК должно означать то же самое, только плавный звук Р редуцировался до полугласного звука Й. Так что был МАРЯК, а стал МАЙАК, а позже – МАЯК. И по аналогии так сталь называться высокие столбы для мореплавания, которые утром видны сами по себе, а вечером виден костер, разожженный на их вершине.
Столбы Мары мне уже попадались, правда, деревянные (ЧУ2). Но из этого, в частности, следует, что именно перед святилищем Мары (а впоследствии и Марии) древние славяне непременно ставили столб – МАРЯК или МАЯК. Видимо, перед святилищами другого типа такие столбы не ставились.
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
. ..
20 запросов. 0.421 секунд