В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 6, 2007

Маяк храма Марии

Автор 17:19. Рубрика Священные камни

Из перехода слова МАРЯК в слово МАЙАК, в частности, следует, что имя греческой богини МАЙА или МАЙЯ – это просто слегка искаженное имя богини МАРЫ. Майя – одна из плеяд, семи дочерей титана Атласа, мать Гермеса, вестника богов. При этом, видимо, использовалась аналогия с маяком в том, что Плеяды помогают ориентироваться морякам ночью, когда они светят подобно маякам, а также в том, что Гермес, подобно маяку, передает правдивую весть от одного бога к другому.

Так что надпись на юго-западной стороне верха камня оказалась весьма важной.

Верх камня с южной стороны

Рис. 11. Верх камня с южной стороны

Вершина камня с южной стороны. Отдельная фотография приводит вид камня с южной стороны, рис. 11. Здесь мы находим подтверждение нашему предыдущему чтению – слово МАРЯК читается не менее 6 раз. Из этих повторов один раз можно составить словосочетание МАРЯК МАРЫ. Оно свидетельствует о том, что понимание слова МАРЯК как «столб Мары» забылось, и слово МАРЯК стало пониматься как СТОЛБ.

Видимо, на данном маряке изображен и лик Мары, который я воспроизвожу справа внизу на рис. 11 в прямом и обращенном цвете. Лик выглядит овальным, из углубления поднимается барельеф, на котором, однако, черты лица не обозначены. Зато и в прямом, и в обращенном цвете читается слово МАРА. Как мы помним, другое изображение Мары было выбито на северной стороне камня. Полагаю, что такая ориентация как самого МАРЯКА, так и изображений Мары на нем являлась канонической. Под ликом Мары можно прочитать ее характеристику в виде одного слова, СУРОВА.

Заключение. Данный материал оказался очень интересным во многих отношениях. Во-первых, мой читатель впервые прислал мне не 1-2, а целый десяток фотографий объекта, привязанного к местности, что дало возможность выявить на нем ряд особенностей. Во-вторых, он дал, хотя и не исчерпывающее, но все-таки приемлемое описание места находки (конечно, было бы лучше, если бы было охарактеризовано, хотя бы в виде абзаца, и положение данного памятника на местности – на равнине, на холме, вблизи реки, на удалении от жилого массива и т.д.). В-третьих, этот объект действительно оказался не загоном для скота, а сакральным камнем, хотя и не частью храма Макоши.

Чтение впервые поведало, что перед нами – МАЯК ХРАМА МАРЫ, который со временем стал МАЯКОМ ХРАМА МАРИИ. Здесь мы впервые поняли этимологию слова МАЯК, совсем не ту, что предлагает этимологический словарь Макса Фасмера. А именно: слово МАЯК происходит от слова МАРЯК, а слово МАРЯК – от имени богини МАРЫ. Иными словами, МАЯК – непременная принадлежность храма Мары. Но изготавливался он не в мастерской храма Мары, а в мастерской храма Макоши. И это потому, что он содержал два лика Мары: один на северной стороне, другой на южной. Таким образом, мы познакомились с одним из канонов древнерусского храмового искусства.

Выявление ликов Марии на западной и восточной сторонах камня

Рис. 12. Выявление ликов Марии на западной и восточной сторонах камня

Данный камень передал и некоторые подробности. Сами вертикальные камни назывались у древних славян не МЕНГИРЫ, а СТОЛБЫ; богиня Мара имела эпитет СУРОВАЯ. Подтвердилось предположение о том, что храмы Мары со временем переоборудовались в храмы Марии. Замечу, что основная особенность храмов Марии состояли в переориентации основной оси: если раньше основной осью храмов Макоши, Рода и Мары была ось «север-юг», то теперь таковой становится иная: «запад восток». Но из этого следует, что если маяк имеет два лика Мары на северной и южной сторонах камня, то можно предположить, что еще два лика, но теперь уже Марии, должны находиться на западной и восточной сторонах того же камня. Для проверки я поместил рядом оба изображения, рис. 12.

Действительно, данное предположение подтвердилось, и на обеих сторонах камня удалось выявить по два круглых лика. В отличие от ликов Мары они оказались не углублением (или барельефом внутри углубления), а плоскими кругами, где лица моделированы еще хуже, чем на ликах Мары. И на том, и на другом лике читается слово МАРИЯ, начертанное в две строки, где верхняя находится на уровне лба, а нижняя – на уровне глаз, однако на западном лике можно ниже прочитать слова ПРЕЧИСТОВА ХРАМА. Это – новая характеристика Марии; заметим, что эпитет ПРЕЧИСТЫЙ относится не к деве, а к ее храму. В связи с чем ее храм объявлен ПРЕЧИСТЫМ, пока не вполне ясно – не для отличия ли от храма Мары, который, тем самым, считался не вполне чистым? Во всяком случае, перед нами обозначается новая проблема, связанная с особенностями трансформации Мары в Марию.

Можно также констатировать, что техника обработки камня в период перехода от храма Мары к храму Марии упростилась, чем и объясняется недостаточно проработанные лики Марии. Я их показал отдельно внизу рис. 12. На западном лике глаза определяются с большим трудом, а рот и нос можно только дофантазировать. На восточном лике глаза выявляются без труда, короткий нос представлен выпуклой поверхностью, а рот представляет собой крышу буквы Т. Тем не менее, на сегодня это – самые ранние изображения девы Марии, относящиеся либо к античности, либо к эпохе бронзы.

Таким образом, перед нами – один из святовидов, однако необычный. На стандартном святовиде изображается тоже четыре лика, но разные: на севере – Макоши, на юге – Рода, на западе – Перуна и на востоке – Велеса. А вот на МАРЯКЕ изображены только женские божества, две Мары и две Марии. Возможно, что южная и северная Мары, также как и восточная и западная Марии имеют несколько различные функции, однако данное предположение нуждается в проверке, для чего необходимо исследование других святовидов и маряков.

Как видим, хорошие изображения древних славянских памятников помогают выявить новые, неизвестные ранее подробности, и тем самым лучше понять архитектуру, графику и символику древних славянских памятников.

Литература

ФАС: Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка в четырех томах. Том 2. СПб., «Азбука», 1996

ЧУД: Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. М., «Фаир-Пресс», 2005

ЧУ2: Чудинов В.А. Деревянный лик Мары Шигирского торфяника, 12 с. (Статья отдана на сайт http://www.trinitas.ru/rus/doc в декабре 2005 года)

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.09MB | MySQL:11 | 0.432sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

управление:

. ..



20 запросов. 0.616 секунд