В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Май 8, 2014

Этрусские и греческие зеркала из музея Метрополитен

Автор 12:45. Рубрика Чтения новых текстов

Этрусские и греческие зеркала из музея Метрополитен

Чудинов В.А. 

Поскольку в свободном доступе поисковики  приводят в качестве примеров в основном гравировки бронзовых зеркал, я решил перейти к копированию многоцветных образцов бронзовых зеркал на иностранных версиях Гугла. В музее Метрополитен оказались не только этрусские, но и греческие бронзовые зеркала, которые мне было любопытно сопоставить с этрусскими. Даже если это будут единичные находки, по различным музеям мира таких зеркал наберется несколько десятков.

Зеркал оказалось много, и для их различения я привожу их музейную нумерацию.

metropoliten1.jpg

Рис. 1. Этрусское зеркало № 09.221.15

Зеркало № 09.221.15. В описании зеркало говорится, что оно относится к этрусским изделиям поздней классики, датируется периодом примерно 350-325 гг. до н.э., имеет диаметр 16.2cm, и принадлежит к находкам Роджерса 1909 года. Оно названо так: «Беллерофонт, скачущий на Пегасе и убивающий химеру». Качество изображения очень невысокое, поэтому без специальной обработки зрителю вообще непонятно, что там изображено. Именно поэтому не приводится никаких пояснений данной композиции. Википедия даёт пояснение: «Беллерофонт (др.-греч. Βελλεροφῶν, буквально «убийца Беллера») - в греческой мифологии - прозвище Гиппоноя (греч. Ἰππόνοος). Сын Главка и Евримеды (либо Посейдона и Евриномы). На погребальных играх по Пелию победил в скачке на коне. Беллерофонту покровительствовала Афина и передала ему Пегас».

metropoliten2.jpg

Рис. 2. Беллерофонт, убивающий химеру, и моё чтение надписей

В качестве примера приведена фотография дна греческого сосуда с соответствующим изображением. Лица и фигуры Беллерофонта не разглядеть: они частично скрыты крыльями Пегаса, частично перекрыты трещиной на дне сосуда. Зато видна химера, которая почему-то показана в виде льва. Вообще говоря, «Химера (др.-греч. Χίμαιρα, букв. «молодая коза») - в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле - необоснованная, несбыточная идея» (Википедия).

Данное изображение поступило на Викисклад из Национального археологического музея Афин 22 декабря 2005 года. На мой взгляд, химера не имеет козлиных копыт, хвост не очень похож на змею, а загрызенная антилопа на спине характеризует именно льва. На всякий случай я решил прочитать шнуровку на сандалиях всадника, и получил текст: КОНЬ ЯРА ХРАМА ЯРА, что никак не характеризует греческого Беллерофонта. А на нижней части гривы льва двойным контуром написаны слова: МИРОВАЯ МАСКА, что можно понять, как МАСКА МИРА, то есть, МАСКА РИМА, что означает: НЕКИЙ ПЕРСОНАЖ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ РИМ. Иначе говоря, Яр (Аркона) борется с Римом и поражает его, таков метафорический смысл изображения.

К сожалению, получается, что даже археологической трактовке греческих изображений доверять нельзя: по меньшей мере, часть из них атрибутирована неверно!

metropoliten3.jpg

Рис. 3. Обработанное изображение зеркала  № 09.221.15 и моё чтение надписей

Я увеличил зеркало № 09.221.15 в размерах и усилил его контраст. Качество изображения не улучшилось, но зато появилась возможность читать неявные надписи, что я и реализую. Прежде всего, я обращаю внимание на большое цветное пятно чуть левее и выше центра. Тут я читаю крупную надпись: ЯРА СКИФИЯ, 333-502 ГОД ЯРА. Из этой надписи следует, что всадником на Пегасе является Скифия Яра, а не Беллерофонт.

Что касается датировки, что она соответствует 1189-1358 ГОДАМ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Первая дата - это так называемый «год Макоши», который неоднократно мне встречался на разных изображениях. Полагаю, что промежутком в 169 лет отмечено как раз то событие, которое аллегорически передано сюжетом на данном зеркале, то есть борьбой с неким львом. А на задней части льва и несколько выше можно прочитать слова ХРАМ МИРА РОДА, то есть, ХРАМ РОДА РИМА. Иначе говоря, сутью сюжета является борьба Скифии Яра с Римом, чьими войсками руководил храм Рода. Остальные надписи передают отдельные детали этого сюжета.

На самом верху в обращенном цвете написаны слова: ХРАМ МАКАЖИ. Это - адрес изготовителя, ибо сюжет посвящен «году Макоши». На правом цветном пятне я читаю текст: МИМА ЯРА РОДОВА. Полагаю, что это - владельческая надпись адресата, кому предназначалась данная история. Другие надписи я предпочитаю читать на изображении зеркала в обращённом цвете, рис. 4, но поле дешифровок остаётся на рис. 3.

metropoliten4.jpg

Рис. 4. Зеркало № 09.221.15 в обращенном цвете

На рис. 4, где я усилил некоторые линии, стало возможным понять не только смысл изображения, но и смысл цветных пятен. Прекрасно виден всадник на крылатой лошади; он вонзает копьё в открытую пасть химеры. Самого всадника сопровождают желтые и красные цвета; передние ноги лошади снабжены зеленым цветом, и тут читается надпись ВОИН ЯРА. Эту же надпись можно прочитать и на голове всадника; кроме того, тут читаются слова РУСЬ ЯРА.

В районе ног всадника можно прочитать надписи: МИМ ЯРА, СКИФ, РУСЬ ЯРА и дату 330. Полагаю, что это - дата начала борьбы Руси Яра против войск Рима. Это же - дата основания вторичных Аркон. Еще одну датировку можно найти на задней ноге химеры. Это - даты 399-523 (ГОДЫ ЯРА), которые в привычном для нас летоисчислении соответствуют 1255-1379 ГОДАМ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Полагаю, что это - период господства и побед «химеры» Рима. На зеркале также встречается надпись СКИФИЯ.

Итак, общим смыслом метафоры борьбы воина Яра на крылатом коне является борьба святой Скифии с «химерой» Римом под руководством римского храма Рода (будущего Ватикана с собором Петра и Павла, который строился именно как ХРАМ РОДА). Несмотря на плохое качество изображение, зеркало оказалось весьма информативным в плане истории.

metropoliten5.jpg

Рис. 5. Этрусское зеркало № 20.211

Зеркало № 20.211. В описании зеркало значится: зеркало относится к этрусским изделиям классического периода, датируется примерно 425-400 гг. До н.э., имеет размеры: 24.3 x 15.3cm, принадлежит находкам Rogers 1920 года, размещено в галерее 170. Содержание: «Сатир и Менада». Оно раскрывается так: «Сатир и менада - это один из наиболее популярных эротических сюжетов, как в этрусском, так и в греческом искусстве. Использование этой композиции для круглого зеркала есть напоминание о частом появлении такого сюжета на греческих сосудах. В любом случае она превосходно приспособлена для данного артефакта».

К сожалению, зеркало довольно потёртое и потому изображение на нём не очень чёткое, нуждается в прояснении.

metropoliten6.jpg

Рис. 6. То же зеркало после усиления контраста и размера

После усиления контраста и размера можно сказать, что сюжет начинает кое-как проглядывать, хотя и не вполне понятно. Для лучшего понимания я перехожу к изображению в обращенном цвете на рис. 7. В отличие от рис. 6, здесь я продлеваю некоторые полустёртые линии так, чтобы получился осмысленный рисунок.

Итак, на зеркале на рис. 7 можно видеть мужчину с тремя руками. Левую руку он положил девушке на плечо, стремясь удержать ее от побега; двумя правыми он удерживает, кажется, кошку. А девушка стремительно покидает мужчину, отталкивая его рукой, но оглядывается на него. Под ногами у этой парочки находится сова как символ мудрости. Но не совсем понятно, кого олицетворяют мужчина и девушка. Кроме того, между ними в прямом цвете можно видеть мужское усатое и бородатое лицо анфас, на бороде которого написано слово РИМ, а выше - слова: ВОИН МИРА, то есть, ВОИН РИМА. Он явно подглядывает за персонажами.

metropoliten7.jpg

Рис. 7. То же зеркало в обращенном цвете

В прямом цвете между мужчиной и девушкой я читаю слова: ЯРА МИМ И ХРАМ. - Полагаю, что это - владельческая надпись. На шее и голове левого персонажа в обращенном цвете я читаю датировку: 56-Й ГОД ЯРА. В привычном для нас летоисчислении это означает 912 ГОД ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Именно тогда произошла размолвка между мужчиной и девушкой, и, скорее всего, по вине мужчины.

Но кто такой этот мужчина? На верхней части его тела и левее я читаю слова: СКИФИЯ ЯРА, СТАН ВОИНОВ СКЛАВЯН. На уровне шеи читаются слова ЛИК ЯРА. А кто такая девушка? На ее левом рукаве в прямом цвете можно прочитать слова СКИФКА ХРАМА МАРЫ, а в обращенном цвете оборки рукава образуют слово СКЛАВЯНКА. Оборки правого рукава  имеют буквы, выписанные по вертикали в столбец, и они образуют слово РЕЦИЯ. - Теперь всё встало на свои места: хотя Рецию населяют те же славяне, но в 912 году н.э. она покидает воинов Скифии.

metropoliten8.jpg

Рис. 8. Моё чтение надписей на рис. 6

На платье девушки в области талии можно прочитать иные датировки: 37-50 ГОД ЯР, что в пересчёте на привычное для нас летоисчисление составляет 893-906 ГОДЫ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Иначе говоря, разочарование Реции началось задолго до того, как это дошло до воинов Скифии. А на голове совы можно прочитать слова МАРА ЯРА. Занесённая над птицей правая нога скифского воина показывает, что скифы не уважали храм Мары Яра.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.13MB | MySQL:11 | 0.512sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.698 секунд