В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 6, 2008

Мозаика Моисея из Синая

Автор 11:11. Рубрика Надписи на иконах

Мозаика Моисея из Синая

В.А. Чудинов

 

В предыдущей нашей статье, посвященной Синаю («Синайский сюжет на фоне ландшафта»), мы выяснили, что горы Синая, равно как и ближайшая их округа, являлись святилищем русских богов, а Моисей на миниатюре представляет собой бога Яра. Однако, мы не нашли в той греческой миниатюре ничего похожего на имя Моисея. Попробуем теперь рассмотреть мозаику, посвященную Моисею, находящуюся в христианском монастыре святой Екатерины, расположенном на Синае.

Монастырь святой Екатерины. О нем сведения в книге Николая Василиадиса отсутствуют, приведена только фотография (ВАС, с. 120), рис. 1.

moisey1.jpg

Рис. 1. Монастырь святой Екатерины

 

Как видно из данной фотографии, монастырь имеет вид неприступной крепости, расположенной в непосредственной близости от горной гряды. Со стороны гор высота стен вроде бы ниже, поскольку между горами и монастырем трудно сосредоточить большое войско. В самом монастыре видна звонница в центре и, возможно, церковь вдоль стены, примыкающей к горам. Однако меня интересует не монастырь, а горы за ним, где это архитектурное сооружение является хорошим масштабом для оценки размеров участков скалы, которые я анализирую на рис. 2.

moisey2.jpg

Рис. 2. Участок горной гряды перед монастырем

 

Уже на левом участке горы и размером выше монастырских стен видна голова человека, склоненная влево. У него - изломанный нос, небольшие усы и маленькая окаймляющая низ лица бородка. Выпученный правый глаз сместился влево и вверх. В обращенном цвете (я помещаю это изображение слева) на носу и левее можно прочитать слово РОД, тогда как на правой щеке читается слово ЯРА. Таким образом, перед нами - Род Яра. К нему прижался справа щекой другой лик - небольшой головы женщины, которая скорее воспринимается как череп: провалы глаз и носа, рот до ушей, острый подбородок. На лбу и на уровне глаз читаются два слова, МАРА РОДА. Эта богиня встречается довольно редко, и один из ее видов - это реалистичное изображение русской красавицы. Тут, напротив, мы видим череп мертвеца.

Над этой Марой, на более далекой скале, виден другой женский лик. На уровне глаз и на уровне носа справа от освещенной поверхности читаются слова МАРА ЯРА. Здесь Мара показана хотя и некрасивой, но живой женщиной, запрокинувшей голову, с маленьким носиком, большим ртом и закрытыми глазами. Левее находится мужская голова с бородой клинышком и небольшими усами; короткий нос сильно выдается вперед, глаз не видно. На правой щеке внизу находится подпись, ЯР.

Правее виден склон с рядом больших камней. Эта груда камней в обращенном цвете образует надпись ЯРОВ, ЯРОВ ХРАМ. Таким образом, монастырь святой Екатерины построен непосредственно перед Яровым храмом, составляющем часть более крупного святилища русских богов. Полагаю, что это не случайно, и что в период его строительства он вовсе не был посвящен святой Екатерине.

Мозаичная икона Моисея. Теперь переходим непосредственно к объекту нашего исследования, мозаичной иконе Моисея, показанной на рис. 3 (ВАС, с. 106).

moisey3.jpg

Рис. 3. Моисей перед пылающим терновником

 

В книге Василиадиса подпись гласит: «Моисей перед пылающим терновником. Мозаика монастыря святой Екатерины на горе Синай» (ВАС, с. 106). Моисей здесь изображен в иконописной традиции с очень маленькой головой, большим телом, мускулистым предплечьем и весьма тощими голенями. Крылатка его плаща взметнулась вверх, образуя нечто вроде тёмного крыла, голова запрокинута вверх, кисти рук сошлись на босой ступне левой ноги, поставленной на камень. Он как бы ждет некоторого знака с небес; и мы понимаем, что оттуда должны быть даны скрижали с законами. Здесь он не безусый юноша, а мужчина лет 40 с бородой и усами, что больше соответствует каноническому изображению Моисея.

moisey4.jpg

Рис. 4. Верх мозаики слева

 

Теперь начнем анализировать данную мозаику при большем увеличении. Сначала рассмотрим верхнюю часть слева, рис. 4, где мозаика образует нечто вроде кирпичной кладки. Уже между первой и второй строками (тёмной основой, куда вставлены отдельные пластины мозаики) в левой части мы находим фрагмент, который можно прочитать как ЯРА МИР. Как видим, опять перед нами не МИР ХРИСТА и не МИР САВАОФА, не МИР ИЕГОВЫ, и не МИР ЯХВЕ.

Кладкой ниже мы находим повторения этой темы: МИР ЯРА. Еще ниже: ЯРА МИР и ЯРА МИР. И даже обратив верхние ряды мозаики в цвете, мы читаем ничто иное, как слова ЯРА МИР. Следовательно, и на данной мозаике отражается дохристианский мир.

moisey5.jpg

Рис. 5. Лицо Моисея

 

Теперь рассмотрим лицо Моисея, предполагая, что на нем мы сможем найти его имя, поскольку имена обычно изображаются именно на лице. Однако сначала прочитаем, что думают о его имени ученые: «Моисей стоял во главе народа Божия в период исхода израильтян из Египта и в продолжение всего странствования по пустыне. Своим именем Моисей обязан дочери египетского фараона, которая вынула его из реки (Исх. 2, 5-10)» (ВАС, с. 105). Прервем пока цитирование, чтобы вспомнить, что воскрешение Лазаря Иисусом Христом, судя по трем изобразительным сюжетам, происходило в Египте, а сам Лазарь был фараоном. Теперь в библейском сюжете фигурирует дочь фараона. Похоже, Египет играл в ветхозаветной истории несколько большую роль, чем та, которая была ему отведена позже.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.04MB | MySQL:11 | 0.178sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.332 секунд