В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Ноябрь 18, 2007

Начало цикла лекций в Политехническом музее в 2006 году

Автор 13:05. Рубрика Xроника научной жизни

Начало цикла лекций в Политехническом музее в 2006 году

В.А. Чудинов

Каждый год, начиная с 1995, я читаю лекции в Малом зале Политехнического музея. В свое время мне предложили читать эти лекции в силу необычности разрабатываемой мною проблематики; председателем научно-технического совета тогда был В.А. Ацюковский, которого я хорошо знал еще по Московскому обществу испытателей природы при МГУ, где в 70-е годы ХХ века я был ученым секретарем группы философских проблем физики, а он - частым гостем нашей группы, разрабатывая новый физический подход - эфиродинамику. Я представил план своих лекций и стал их читать два раза в месяц, прочитав за год 16 лекций. Правда, готовить иллюстративный материал мне так часто показалось слишком обременительно, и в последующие годы я посчитал, что было бы неплохо снизить частоту чтения до одного раза в месяц, так что в последующие годы я читал лекции уже раз в месяц.

Вообще говоря, Малый зал лектория Политехнического музея был традиционной трибуной для чтения лекций по новым направлениям или неканоническим подходам в науке еще с XIX века. В нем, например, выступали наши знаменитые ученые, специалисты по аэродинамике и самолетостроению. Некоторые слушатели полагали, что для этого необходимо было проводить чтения в Большом зале лектория, но они ошибались, ибо Большой зал используется исключительно как концертный, а вовсе не для научной пропаганды. А в Большом зале в свое время выступал поэт Евгений Евтушенко и другие наши мэтры поэзии. Таким образом, выступления в лектории Политехнического музея являются весьма престижными, хотя с другой стороны, предъявляют очень высокие требования к лектору.

В мае 2005 года я завершил первое десятилетие своей работы в этом лектории, а с сентября того же года начал второе десятилетие, так что в 2006 году начался мой 12-й лекторский цикл. Однако именно с этого года сменилось оборудование; вместо эпидиаскопа появился проекционный телевизор, проецирующий изображение с компьютера типа ноутбук; теперь носителем изображения стал не лист бумаги, как прежде, а флешка с электронной записью. Появилась возможность демонстрировать цветные слайды, а сила проектора позволяла показывать штриховые изображения даже при включенном электрическом освещении. Естественно, это благотворно сказалось на качестве демонстрируемых слайдов.

Вид на лектора со стороны проекционной установки

Рис. 1. Вид на лектора со стороны проекционной установки

Малый зал напоминает университетскую поточную аудиторию, что хорошо видно на рис. 1. Первая лекция 2006/2007 учебного года состоялась 23 сентября в 18 часов; на нее пришло, судя по корешкам билетов, 87 человек. Меня встретила дежурившая по залу весьма приятная женщина, отвечавшая за демонстрационные приборы - Галина Вильгельмовна, с которой мы были знакомы более десяти лет, и представила мне новую сотрудницу, работавшую с ноутбуком. Я передал свою флешку, она перекачала изображение в компьютер и позже очень хорошо ассистировала мне. Мне очень понравилась мощь светового потока и прямоугольность любых изображений рамок на экране, чего эпископ сделать не мог. С другой стороны, воспроизведение цвета и контраста на экране аудитории были много хуже, чем на мониторе, так что техника пока не дошла до нужной кондиции.

politex2.jpg

Рис. 2. Молодежная аудитория предпочитала садиться подальше

По студенческой привычке, молодые люди и девушки, студенты, предпочитали более далекие от лектора места, и обычно тихо обсуждали друг с другом услышанное, тогда как люди солидные занимали первые ряды и слушали молча, часто даже что-то записывали. Судя по данной фотографии, только три человека на последнем ряду занимаются своими делами; остальные слушают весьма внимательно. Хотя я рассказываю о весьма сложных вещах для восприятия со слуха, а мои примеры хорошо видны лишь первым рядам, тогда как остальным - приемлемо но не великолепно, запаса внимания студентов обычно хватает больше, чем наполовину лекции. Это - очень хороший показатель.

politex3.jpg

Рис. 3. Раздача автографов

Часто на мои лекции слушатели приносят купленные в книжных магазинах мои монографии, иногда по их просьбам небольшое число экземпляров приношу и я сам из моих авторских запасов. Естественно, что смысл появления моих работ на лекторском столе - это получение моего автографа, который я с удовольствием ставлю всем желающим с надеждой, что на этом их прикосновение к новым эпиграфическим источникам и к новой, более древней историографии отечества не закончатся.

politex4.jpg

Рис. 4. Желающих получить автограф или ответ на вопрос обычно довольно много

Как правило, с окончанием лекции ко мне выстраивается очередь сначала получить автограф, а затем задать вопрос. Я никогда не стараюсь уйти от ответа на вопросы, причем иногда и довольно сложные или неудобные, поскольку это дает возможность посмотреть на собственные результаты со стороны. Причем это касается не только положений нынешней историографии, или предлагаемых мною новых решений, но и демонстрируемых материалов, способа их подачи, моих лекторских качеств. Как правило, процентов 90 задающих вопрос относятся как к моей историографии, так и лично ко мне хорошо или даже очень хорошо. Однако я не обольщаюсь, понимая, что те, кто относятся ко мне или к моим результатам плохо, предпочитают тихо уйти с лекции домой. Тем не менее, толпа почитателей человек в десять провожает меня до выхода из здания,  и не менее половины из нее провожает меня до метро; а человека два сопровождают меня и до моей конечной станции. Это невозможно объяснить ничем иным, кроме как большим интересом к моим исследованиям.

Лекции в Политехническом музее дают мне возможность иногда встречаться с интересными людьми. Но даже самая обычная лекция позволяет мне видеть степень восприятия тех ли иных идей и возможности технических средств, позволяя мне вносить своевременные коррективы. Таким образом, лекторий является для меня полигоном для испытания новых идей и результатов новых полевых исследований.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 6.95MB | MySQL:11 | 0.328sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

управление:

. ..



20 запросов. 0.397 секунд