Надпись на мече Х века
В.А. Чудинов
Одна из древнейших русских надписей в виде инкрустации дамасской проволокой нанесена на меч, обнаруженный в конце XIX века в станице Фощеватая под Миргородом. А.Н. Кирпичников прочитал ее ЛЮДОТА или ЛЮДОША на одной стороне, и КОВАЛЬ, то есть КУЗНЕЦ, на другой1.
Рис. 1. Прорись надписи на мече из-под Миргорода
Реально же на надписи видно только начало имени, ЛЮДО..., а в пространство до конечной буквы А, укладывается не одна буква Т или Ш, а 2 или 3 буквы. Так что, соглашаясь с чтением КОВАЛЬ и с чтением ЛЮДО...А, я не согласен, что это ЛЮДОТА или ЛЮДОША. Меч датируется Х веком. А.А. Медынцева пишет по этому поводу следующее: «Эта надпись — клеймо русского оружейника. Значение ее очень велико, так как она является доказательством собственного производства мечей на Руси в конце Х-первой половине XI в. Кроме того, эта надпись широко используется как свидетельство грамотности русских рмесленников-оружейников уже в эту древнейшую пору. Однако нельзя забывать и о том, что клеймо оружейника — это свидетельство грамотности и русских воинов того времени, так как в противном случае в таком клейме не было необходимости»2.
Рис. 2. Надпись на мече из Киевского музея
Долгие годы эта надпись считалась древнейшей. «Но в недавнее время А.Н. Кирпичников обратил внимание на обломок меча, временно заменявший в витрине Национального музея в Киеве экспонат, взятый на выставку. Ранее меч находился в фондах музея среди депаспортизированных находок. Его точное происхождение не известно, удалось лишь установить, что ранее он находился в коллекции Музея древностей Киевского университета и был найден, судя по данном каталога, в Киевском уезде в 1894 году. Более подробных сведений об обстоятельствах находки меча установить не удалось. По предположению А.Н. Кирпичникова, он был обнаружен в дружинном погребении киевской округи, так как именно в эти годы в печати сообщались сведения о неоднократных подобных находках, поступавших в различные музейные собрания Киева. Это предположение подкреплено наблюдениями о намеренной порче меча (отсутствует навершие рукояти, перекрестье сбито с первоначального места, а в нижней части клинка отчетливо видны вмятины от ударов), что типично для языческих погребений. В процессе очистки клинка от коррозии исследователь заметил на одной стороне кириллические буквы высотой до 2,5 см, а на другой — столь же крупные геометрические знаки. Буквы и знаки были наведены в процессе ковки в горячем виде отрезками дамасской проволоки. На главной стороне клинка, на поверхности дола, удалось прочесть буквы СЛАВ... — как предполагает А.Н. Кирпичников — начало имени типа Славута, Славомир и т.д.»3.
Действительно, на одной грани клинка меча видно слово СЛАВ..., тогда как на другой я не вижу никаких геометрических знаков — только знаки руницы. Между тем, по мнению А.Н. Кирпичникова, дата новой находки должна быть удревнена по сравнению с мечом из станицы Фощеватая примерно лет на 50 (середина или третья четверть Х века). Таким образом, эта вторая надпись оказывается древнейшей на металле на территории Руси.
Рис. 3. Мое чтение надписи на мече из Киевского музея
Надпись на обороте клинка оказалась весьма удовлетворительной сохранности, и представляет собой одну строку из 4 знаков. Осталось лишь прочитать надпись, что я охотно и делаю. На одной стороне я вначале читаю СЛАВ(А), на другой — ЛЮДОДЬШЕ, где ЛЮДОДЬША — имя кузнеца в дательном падеже. Иными словами, начертана либо здравница в честь изготовителя, либо, что более вероятно, некий СЛАВА передал клинок (или секрет мастерства) Людодьше. Но так ли это? Не правильнее будет читать СЛАВ(Ы) ЛЮДОДЬШИ? Вероятно, это последнее предположение и будет верным, ибо мы уже видели на пряслицах и других предметах, что имена людей старались писать кириллицей, тогда как фамилии или прозвища все еше писали по-старинке, руницей.
Сразу можно обратить внимание на то, что на клинке из станицы Фощеватая мастера звали ЛЮДО...А, что понималось как ЛЮДОТА или ЛЮДОША. А здесь речь идет о ЛЮДОДЬШЕ. Не один ли и тот же это мастер? Я полагаю, что один. Но почему ЛЮДОДЬША, а не ЛЮДОДИША или ЛЮДОДЕША? — Думается, что на надписи ЛЮДО...А можно было начертать лишь ЛЮДОДЬША, а большее число знаков просто заняло бы больше места. И только Ь удобен для надстрочного расположения, все прочие предпочитали писать в строку (и тогда места для ДИШ или ДЕШ между ЛЮДО и А уже слишком мало). — Тем самым, удалось узнать полное имя мастера: СЛАВА ЛЮДОДЬША. И если в середине Х века еще можно было оставить традиционное начертание руницей хотя бы на одном слове, то в конце Х века все слова следовало писать кириллицей. Так что для середины Х века характерно смешанное письмо.
Опубликовано в [4].
Литература
1. Кирпичников А.Н. Древнейший русский подписной меч // Советская археология, 1965, № 3
2. Медынцева А.А. Грамотность в Древней Руси..., с. 92-93, № 1
3. Там же, с. 93-94
4. Чудинов В.А. // Экономика. Управление. Культура. Сборник научных статей ГУУ, вып. 9. М., 2002 с. 199-202
Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.
. ...
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июнь | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
. ..
20 запросов. 0.341 секунд