В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Март 11, 2007

Надписи на некоторых предметах христианского культа

Автор 17:09. Рубрика Славянские боги

Надписи на некоторых предметах христианского культа

В.А. Чудинов

Иногда у читателей могло возникнуть впечатление, что руница как древнее слоговое письмо использовалось только язычниками. Поэтому представляет большой интерес рассмотреть его нахождение на христианских культовых предметах. Возможно, что христиане просто продолжали народную письменную традицию. Но не исключено, что вместе с традицией в христианство входили и какие-то моменты языческого культа. Такого рода откровения представляли бы особый интерес.

Покров с изображением Сергия Радонежского. Как известно, Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, благословил Дмитрия Донского на ратный подвиг во имя отечества и дал ему в помощь двух монахов-богатырей, Ослябю и Пересвета. Князь Дмитрий выиграл сражение против Мамая на Куликовом поле, получив прозвище Донской, а пустынник Сергий позже был причислен к лику святых и ему были посвящены различные иконы и иные изображения. Так, на одном из покровов был вышит его лик, фрагмент которого представлен на рисунке1, позиция 1.

Покров с изображением Сергия Радонежского (фрагмент)
Рис. 1. Покров с изображением Сергия Радонежского (фрагмент)

Следует обратить внимание на воротник святого, где складки очень напоминают знаки слогового письма. Если развернуть каждое из изображений воротника, левое и правое, на 900, получим две лигатуры, на рисунке позиция 2 и позиция 3. Первая из них может быть прочитана как ВОИНЬ, то есть воин, позиция 4, а вторая ¾ как КЪЛИКОВЪ, то есть КУЛИКОВ, позиция 5. Тем самым, Сергий Радонежский прославлялся на этом покрове как ВОИН КУЛИКОВ ¾ воин Куликовской битвы.

Я полагаю, что в данном случае мы имеем дело с тайнописью, предназначенной для монахов и священников, но не прихожан. То, что святой сам был воином, нам прежде не было известно и, видимо, специально не предавалось огласке. Но, возможно, что речь идет о его воинских подвигах и в переносном смысле.

Медальон из Старой Рязани. Как видим, в средневековой Руси существовала традиция изображать на иконке какую-либо надпись на одежде святого. Эта традиция сохранилась и в изображении святого Глеба на медальоне от ожерелья, найденного в старой Рязани2, показанного на одном рисунке в общем виде, и на другом подробно3.

Общий вид ожерелья с медальоном
Рис. 2. Общий вид ожерелья с медальоном

На рисунке изображен общий вид ожерелья, где справа показан медальон с изображением святого; далее демонстрируется центральная часть изображения святого.

Мое чтение надписи на одежде
Рис. 3. Мое чтение надписи на одежде

На последнем рисунке я изобразил мое чтение складок на центральной части одежды. Чтение идет слева направо и сверху вниз (я пояснил последовательность цифрами). На левой от нас части сразу за ниспадающими чешуйчатыми складками можно видеть как бы две открывающиеся скобки; это начало слова СЬВЯ, а левее — складку в виде Т. Это есть слово СЬВЯТОЙ. Затем идет треугольник со спиралью, в котором можно опознать слово ГЛЕБЪ. Рядом, правее, находится еще одно аналогичное изображение имени, что можно прочитать как БОРИСЕ. Между правой и левой частями изображения имеется вертикальная палочка, союз И. Правее на изображении линии руки в виде чаши и вертикальных ножек под ней, можно вычитать слоги ПЪ и ЧА, а часть ЧА дает ТА. Все вместе можно прочитать: СЬВЯТЫ ГЬЛЕБА И БОРИСЕ ПЪЧАТА, то е. СВЯТОГО ГЛЕБА И БОРИСА ПЕЧАТЬ. Как видим, слоговая подпись по характеру не отличается от кирилловской, но по форме совпадает с рисунком и оказывается частью его декора. С точки зрения палеографии интересно, что ВЯ пишется округло, но крупнее СЬ, слово ГЛЕБ пишется с мягким Г, РИ и СЕ зеркальные и читаются по вертикали.

Икона пророка Даниила. Сама икона из фресок собора Святой Софии в Новгороде написана по обычным иконописным канонам, что видно из позиции 1 рисунка4, однако на голенищах святого помещены необычные знаки, показанные рядом крупнее. Это лигатуры, которые вполне можно прочитать. Чтение дает слово ПЪРОРОКА, то есть, ПРОРОКА (родительный падеж слова ПРОРОК). Отметим, что начертание слогового знака ПЪ перевернутое. Судя по продуманности лигатуры, она была изобретена еще в старые времена, при язычестве, и перешла на христианскиую иконографию.

Мое чтение надписи на голенище пророка Даниила
Рис. 4. Мое чтение надписи на голенище пророка Даниила

Ктиторская фреска Спасо-Нередицкого храма. В Спасо-Нередицком храме под Новгородом имеется ктиторская фреска, где «на модели церкви (Александра Невского), которую держит в руке князь Ярослав, по сторонам входа нарисовано два знака. Первый представляет собой вертикальную черту, имеющую крутой отрог вправо, от которого идет другой завиток. Левый знак является почти точной копией первого, но его нижний отрог на конце раздваивается. Правый знак как более простой следовало бы признать тамгой Ярослава Всеволодовича. Кроме того, этот же знак изображен и в барабане модели храма справа от окна. Тогда левую фигуру можно считать родовым знаменем Александра Невского, по приказу которого, как полагают, была исполнена фреска»5. — Прежде всего отдадим должное проницательности исследователя А.В. Кузи, который увидел знаки руницы на фреске Ярослава. Правда, знаков руницы на самом деле на этом изображении гораздо больше, ибо они есть и на куполе модели церкви, и на одеяниях Ярослава. Разумеется, делать предположения о значении этих знаков, не читая их, рискованно. Поэтому следует приветствовать сам факт их выделения. На мой взгляд, знаков тут нанесено две группы: на модели церкви и на одежде святого (общий рисунок, правый рукав, область застежки). Есть ли тут имя Александра Невского, можно будет сказать лишь после прочтения всех фрагментов надписи. Но что удивительно, на макете церкви нет креста!

Ктиторская фреска Ярослава
Рис. 5. Ктиторская фреска Ярослава

Прежде всего, прочитаем изображение на куполе; я полагаю, что оно гласит ЦЕРЬКЫ, то есть ЦЕРКОВЬ. Тем самым, речь идет о дарении храма, что и положено делать ктитору. Далее, А.В. Кузя совершенно прав, речь идет об имени ЯросЬлава, начертанном как на барабане храма, так и рядом с окном (но лишь в одном случае начертание полное). Наконец, можно прочитать слово РУСЬ над дверью под окном.

Мое чтение надписей на фреске Ярослава
Рис. 6. Мое чтение надписей на фреске Ярослава

А вот дальше начинается самое интересное. Слово РУСЬ входить в лигатуру, которая может быть прочтена только после ее переворачивания кверху ногами, а тогда она читается как слово ЧАЙ! Но мы хорошо помним по разделу о язычестве, что именно такое слово предшествовало имени языческого божества. Изобразив далее перевернутый контур окна, мы с удивлением понимаем, что оно передает слово БОГЪ, а продвинувшись далее, к барабану, мы уже можем прочитать прочитанное слово ЯРОСЛАВ теперь как ЖИВОЙ, а верх барабана под куполом дает нам слово ... ВОЛОСЬ, то есть ВЕЛЕС! Итак, полный текст на макете церкви я понимаю как ЦЕРЬКЫ ЯРОСЬЛАВА, РУСЬ, ЧАЙ, БОГЪ ЖИВОЙ ВЕЛОСЬ. Это означает: ЦЕРКОВЬ ЯРОСЛАВА, РУСЬ. ВНИМАНИЕ! ЖИВОЙ БОГ ВЕЛЕС. Теперь становится понятным, почему Спасо-Нередицкий храм на макете изображен без креста — потому что Ярослав II Всеволодович создал храм не в честь Александра Невского, а в честь языческого бога Велеса.

Конечно, одно прочтение имени Велеса еще не внушает доверия, поэтому есть смысл рассмотреть также одежду Ярослава. Полагаю, что чтение надо начать с застежки и с узора правее нее (от зрителя). Там я читаю слова ВЪ РУКАХЬ, а полу одежды и крупные узоры на ней как ЯРОСЬЛАВА. Далее, над левой кистью Ярослава помещен левый лепесток цветка с чтением ВОЛОСЬ, и три остальных лепестка, где читается аналогичное слово. Осталось прочитать текст на правом рукаве, начертанный в виде рукописных знаков на чем-то типа нашивки; я читаю его РУКА БОГОВА, ЧАЙ! Итак, весь текст на одеянии Ярослава можно разбить на слова так: ВЪ РУКАХЬ ЯРОСЬЛАВА ВОЛОСЬ. РУКА БОГОВА — ЧАЙ, ВОЛОСЬ! — Это я понимаю как (ХРАМ) ВОЛОСА В РУКАХ ЯРОСЛАВА. ЯРОСЛАВ — РУКА БОЖЬЯ. ВНИМАНИЕ, ВЕЛЕС! Таким образом в период княжения с 1238 по 1246 год Ярослав, отец Александра Невского, заказал фреску, на которой объяснил, что храм посвящен не Спасу (Христу), а Велесу. Как видим, на одежде имя Велеса упоминается уже дважды, что подтверждает первое чтение этого имени на макете храма.

Что мы знаем об этом Великом князе? Изданная во времена Николая II брошюра говорит о нем следующее: «Так как татары оставляли в покое только те народы, которые были им покорны, то Ярослав Всеволодович решил оказывать им всякий почет. Он смирился перед ханом и первый подал пример покорности, поехав на поклон к хану в Золотую Орду»6. — Вероятно, князь был большим дипломатом, если смог преодолеть противоречия между русскими и татарами; но в таком случае, он проявил не меньшую мудрость, примирив язычников с христианами; христианам он подарил храм Спаса, а язычникам дописал в качестве тайнописи (ибо только они додумались бы до такого чтения), что храм посвящен Велесу (хотя у язычников храмы были только у западных славян, в Арконе и Ретре), и потому он изображен без креста. Так что каждый получил, что хотел.

Но из данного примера, в частности, следует, что, подобно современным ученым, обращающим внимание на необычные “узоры”, христиане читали в надписях руницы только специально выделенные для них знаки, тогда как гораздо более обширные по числу, но особо не помеченные слоги они читать не умели.

Заключение. Читаемые на христианских иконах надписи показывают, что руница использовалась также и христианами.

Современное примечание. Данная статья была написана в ходе исследований к книге «Руница и тайны археологии Руси»7.

Литература

1. Бугромеев В. Великие и знаменитые. Средние века и эпоха Возрождения // Детский Плутарх. Минск, 1995, с.154

2. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. Древняя столица Рязанской земли. М., 1995, с. 59, рис. 19

3. Там же, с. 60, рис. 20

4. Мясоедов В. Фрагменты фресковой росписи Святой Софии Новгородской // Записки о русской и славянской архитектуре Императорского Русского археологического общества, том Х. Петроград, 1915, с. 29, рис. 14

5. Куза А.В. Родовой знак Всеволода Третьего Большое Гнездо // Культура древней Руси. М., 1966, с. 98, рис. 1-4

6. Иллюстрированная хронология истории Российского государства в портретах.М., 1909, репринт 1990, с. 42

7. Чудинов В.А. Руница и тайны археологии Руси. М, «Вече», 2003, 432 с.

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.02MB | MySQL:11 | 0.412sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

управление:

. ..



20 запросов. 0.568 секунд