В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Февраль 27, 2008

Немного времени на медиа-фигуру В.А. Чудинова

Автор 07:43. Рубрика Научная полемика с оппонентами

В начале XXI века появились работы профессора Валерия Алексеевича Чудинова. Например, «Тайные руны Древней Руси», «Русские руны», «Вернем этрусков Руси» и другие. А в 2007 году вышел сборник «Вселенная русской письменности до Кирилла», составленный Чудиновым, с обширными комментариями. В сборнике 14 работ самого составителя. Названия говорят сами за себя: «Тайное послание софийской азбуки», «Графика Велесовой книги с позиций славянского слогового письма», «Протокириллица среднего палеолита», «Винчанские надписи», «Попытка славянского чтения критских надписей». Появились издания «Книги Велеса». В одном из них приведены отзывы известных ученых -- филологов, археологов, историков - Ю.К. Бегунова, Ю.А. Шилова, Радивоя Пешича. «Книга Велеса» - уникальный и бесценный документ славянской письменности. А работающий в Канаде историк Сергей Лесной считает, что «Книга Велеса» - «...это невероятной исторической ценности сокровище». Стоит отметить: все утверждения, что книга, де, фальшивка, сейчас в отличие от прошлых лет со страниц периодической печати практически исчезли. Мотивировать стало нечем.

В первой части сборника Чудинова речь идет об определении типа письма. И сразу же встречаемся со слоговыми знаками, обнаруженными ранее и в тверских курганах. О них шла речь во «Введении в археологию» А.В. Арциховского, опубликованном в 1941 году. В этих курганах были найдены «...медные бляхи с непонятными значками явно не орнаментированного характера, по-видимому, буквами». Возможно, в то время не многие обратили на это внимание. Никакой последующей информации разыскать не удалось. Однако известно, что находки того же рода были обнаружены при раскопках в Чернигове и Рязани. С учетом этих и других находок академик С.П. Обнорский в 1948 году писал, что «...отнюдь не явилось бы смелым предположение о принадлежности каких-то форм письменности уже русам антского периода». Напомним, что, по Л.Н. Гумилеву, антская праславянская общность была рассеяна и уничтожена в IV -- VI веках кочевниками. Есть и иные точки зрения: общность частично переселилась в предгорья Балкан. А.Д. Маневский в 1957 году рассмотрел сообщение монаха Храбра о языческой письменности у славян. Он упоминает обретенное в IX веке «Евангелие и псалтырь, русьскы письмены писано», надпись, увиденную в 922 году на могиле знатного руса арабским путешественником Ибн-Фадланом, найденные в курганах предметы с докириллическими письменными знаками. Академик В.А. Истрин в книге «1100 лет славянской азбуки» заявил о существовании протокириллицы (позже появился термин «руны Рода»). В России, Болгарии, Сербии, Македонии начались активные поиски древней руницы.

 Во второй части книги наряду с отечественными собраны статьи зарубежных ученых. По мнению некоторых из них, руница уходит не только в неолит, но и в палеолит. Кстати, на этот счет есть работы В.А. Шилова и его предшественников В.Н. Даниленко и А.Г. Кифишина. В книге последнего «Шумерские и протошумерские надписи Каменной могилы» описаны знаки и символы, уходящие в V - VI тысячелетия до нашей эры.

В 60-х годах XX века в печати появлялись статьи Н.В. Энговатова. Его точка зрения: «русское письмо» возникло до Кирилла, а глаголица была создана Константином Философом. Энговатов прочел многие знаки на русских монетах, надпись на костяной дощечке из Чернигова. Он попытался записать азбуку самого древнего русского алфавита, и на этой основе ему удалось прочитать непонятную до того монограмму князя Изяслава. Получилось слово «ИЗЯСЛАВЪ». Древние буквы Энговатова в некоторых случаях попадаются и в более ранних надписях. Так, в Твери известен Стерженский крест. Надпись на нем читается так: «6641 месяца июля 14 день (1133 год. - Ю.С.) почахъ рыти реку сю азъ Иванко Павловичь и крст сь поставьхъ». В этой надписи две разных по начертанию буквы «а». Одна из них есть в азбуке Энговатова в имени князя Владимира и в таком же начертании - на Стерженском кресте. Вторая есть на том же Стерженском кресте и в надписи на более позднем Млевском намогильном камне Марфы Посадницы 7000 года (1492. - Ю.С.). Кстати, в одной из своих статей Энговатов упомянул: некоторые из букв, записанные им, попали в так называемую пермскую азбуку. Можно предположить, что эти буквы древнего праславянского письма дожили частично до нашего Средневековья и применялись в некоторых случаях людьми, понимающими их. Надо сказать, что на работы молодого ученого Энговатова буквально обрушились в 1960 году со статьей в «Советской археологии» академики В.Л. Янин и Б.А. Рыбаков. На этот счет В.А. Чудинов в упомянутой выше книге дал жесткий ответ: «По сути дела, два академика под страхом научного расследования запрещали существование целой области славистики: славянской нетрадиционной эпиграфики». После этого докирилловскую письменность на Руси профессиональные ученые исследовать перестали. Никто не хотел ломать свою научную карьеру. В «Паннонском житии Кирилла» рассказывается не только о том, как он в 60-х годах IX века в Корсуни (Херсонесе) обнаружил церковные книги, написанные «руськими письмены», но и овладел этими письменами и даже стал читать и разговаривать на этом языке. В 1997 году опубликована книга «Загадки мира букв», где помещен рассказ об азбуке, открытой на стене Софийского собора в Киеве в 70-х годах XX века. Азбука подтвердила ход развития славянской письменности, в нее были включены славянские буквы, упомянутые болгарином Храбром в X веке, и к ним добавлены вновь введенные Кириллом славянские буквы Б, Ж, Ш, Щ.
В.А. Чудинов счел возможным опубликовать статью Л.П. Жуковской (Письмо в редакцию журнала «Вопросы языкознания», 1960) с названием «Поддельная докириллическая надпись». Речь там шла о статьях Сергея Лесного (С. Парамонова), опубликованных в серии «Влесова книга» - летопись языческих жрецов IX века». Чудинов не только опроверг доводы Жуковской, но и заявил: «Сергей Лесной, посылая рукопись, в собственных глазах поступал как истинный патриот России, передавая ей бесценный дар, и не предполагал, что желанием экспертов из СССР будет как можно более глубокий анализ». По поводу статьи Жуковской Чудинов опубликовал следующее заключение: «По сути дела, ни одного серьезного возражения против древности данного памятника в тексте Жуковской не прозвучало, так что вывод о древности данного текста закономерен». А в статье «Поиски ведических храмов» на основе анализа дощечки 16 - Ф из «Велесовых дощечек» Чудинов прочел надпись: «Из книг и сокровищ храма Макоши и Дия, Володимир». И между прочим, в этой же статье идет речь о храме Макоши в Твери (косвенное упоминание о существовании Твери не только в 1135 году, но и значительно раньше, когда христианство еще не возобладало в Тверском крае).
В заключении ко второй части книги «Вселенная русской письменности до Кирилла» делается вывод: протокириллица -- целое семейство алфавитов, в древности названных рунами Рода. А наследниками семейства явились праболгарский алфавит Петра Добрева, сербский алфавит VII века и особое письмо -- азбука «Велесовой книги». В третьей части книги Чудинов, расшифровав некоторые винчанские надписи (Сербия), пришел к выводу, что этот тип письма -- неолитический вариант рун Макоши и Рода. И с полным основанием заявил: «Не бывает так, чтобы еще в VIII веке наш народ имел племена, селившиеся по дремучим лесам (древляне) и непроходимым болотам (дреговичи), а уже в X веке создал могучее и грозное для соседей государство; опыт привития государственного строя африканским племенам в последние 200 лет показал, что такого быстрого перехода быть не может». А по поводу письменности: руница была основным письмом человечества, а русский язык - его основным языком.

Заканчивая, выскажу некоторые соображения о найденных в Твери надписях. Хорошо известен камень, обнаруженный Ф.Н. Глинкой в Бежецком уезде (на территории нынешнего Рамешковского района). На камне, найденном неподалеку от речки Кушалки, имелась надпись, прочитанная Глинкой как «СТЕПАНЪ». Камень был передан в Тверской краеведческий музей. Кстати, сам Глинка считал надписи на камнях руническими. Кроме надписи на камне высечены три концентрических прямоугольника. Возможно, они знаменовали захоронение. Но над расшифровкой можно и еще подумать. Первые четыре буквы действительно легкочитаемы. А три последние однозначно не вписываются ни в руницу, ни в глаголицу, ни в кириллицу. В. Чудинов в одной из статей выразил удивление, что египетские иероглифы в некоторых случаях были очень близки к руническим надписям. Он сам назвал это предположение фантастикой, но в то же время смог прочитать три четверти иероглифических знаков. Хорошо известно, что руны во многих, даже отстоящих на многие тысячи верст краях напоминают друг друга. Не значит ли это, что жрецы имели свои язык и алфавит подобно, например, латыни в Средневековье?
И в надписи, обнаруженной Глинкой, четвертая буква не похожа ни на один знакомый нам знак, а весьма близка к египетскому Д. Такой же знак есть на одном из скифских сосудов, и оказывается, что специалисты читают его тоже как Д. Пятая буква (или две слитных буквы) похожа на знак руницы, нанесенный на древнем предмете, обнаруженном в США. Он читается как ШИ или P велесовицы.  Долгое время москвич-краевед В.А.Ратов занимался изучением Примоложья на территории Максатихинского района. Он нашел несколько камней со знаками, и на одном из них оказался именно такой же сдвоенный символ. Увы, исследование это сейчас продолжать некому: Ратов безвременно скончался летом 2007 года, а привлеченная им из Москвы группа, к сожалению, пошла по пути магического приобщения к древним символам, что, конечно, с наукой ничего общего иметь не может. Последний знак в предполагаемом имени обнаружен в протоболгарской надписи монаха Аннания и в древней надписи на дощечке из Чернигова, где он прочитан как Т. Есть подобие и в древнерусском знаке, обозначавшем «ДОМ» на камне, найденном на берегу речки Роси. В надписи, ныне читаемой как «СТЕПАНЪ», буква Е написана как греческое эпсилон, и такое же написание есть на намогильном камне Марфы Посадницы. Млевская надпись уже ближе к современному написанию и достаточно легко читается. Но можно отметить, что и в ней применены две модификации буквы А, а Е написано как на Стерженском кресте, буква Ф узнаваема только из контекста, а Н написано как латинское N. В расшифровке надписи на Стерженском кресте ошибочно записано слово «изъ», в то время как легко читается и точно подходит по смыслу «азъ» -- древнерусское «я». В этой надписи есть буквы, сходные с более ранними: И тоже записаны как N, К -- без прямой черты, буква А иногда трудноузнаваема и записана велесовицей. Разобраться с этими не очень простыми надписями мне помогла Н.В. Романова, а записи, сделанные В.А. Ратовым, опубликованы в его небольших книжечках, вышедших в Твери в издательстве «ГЕРС». Мне представляется, что есть особый смысл в том, чтобы начать внимательно рассматривать еще один возможный памятник нашей древности - камни, иногда сохраняющие следы о древних народах на тысячелетия. Например, из детства помнится, что камень с трудноразбираемой надписью лежал близ бывшего дома детей-инвалидов войны в Бережке Удомельского района, сгоревшего несколько десятилетий назад. Его развалины еще сохранились. Думаю, что подобное есть и во многих других местах Тверского края. Вполне очевидно, что славяне и праславяне не жили в абсолютной темноте, не имея собственной письменности. Она появилась вполне закономерно - возможно, даже в эпоху бронзы, и, конечно, археологам, да и историкам и филологам имеет смысл обратить внимание на эти пока непонятные, но таящие в себе важную информацию символы. Профессор В.А. Чудинов сформулировал свою концепцию следующим образом. Руны Рода, или протокириллица, существуют десятки тысяч лет. А дальнейшее развитие шло так: сакральная руница, южнославянская глаголица, велесовица и ряд иных местных вариантов азбук, наконец, кириллица, созданная для особого языка - церковно-славянского.

Юрий СМИРНОВ, профессор Тверского государственного университета, ВТ»

Заключение. Как видим, профессор Ю. Смирнов спокойно излагает мои материалы, со знанием дела пополняя их теми работами, с которыми он знаком; и я воспринимаю это как совершенно закономерный процесс, поскольку ни один человек не может знать всего даже в своей узкой области. За это я приношу ему свою искреннюю благодарность. Но ведь это и есть отзыв специалиста, а не лепет бедного мальчика с приведенной выше карикатуры, заразившегося синдромом Асова. Мальчика можно только пожалеть!

 

Написать отзыв

Вы должны быть зарегистрированны ввойти чтобы иметь возможность комментировать.






[сайт работает на WordPress.]

WordPress: 7.18MB | MySQL:11 | 0.188sec

. ...

информация:

рубрики:

поиск:

архивы:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

управление:

. ..



20 запросов. 0.353 секунд